Семинар 1

Бондарева Анна Николаевна

Содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР

Современная концепция коррекционно-развивающего воспитания и обучения предполагает разработку технологии психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального школьного образовательного учреждения и оценки ее эффективности на разных этапах работы с ребенком. При проектировании содержания и форм психолого-педагогического сопровождения следует учитывать, для какого возраста разрабатываются образовательные программы.

Несмотря на возрастные отличия, всегда реализуются общие направления и задачи:

- Глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности).

- Конструирование и реализацию индивидуальных и групповых коррекционных программ.

- Изучение динамики развития детей в условиях коррекционного обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения. Например, на начальном этапе могут быть рекомендованы занятия в группе кратковременного пребывания с последующим переводом в группу полного дня.

-Анализ эффективности педагогической деятельности учреждения.
- Гибкое управление педагогическим процессом в целом.

Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции недостатков в развитии детей. Это требует разработки особых психолого-педагогических технологий триединого комплекса: диагностической, коррекционно-развивающей и аналитической работы на трех уровнях:

- индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальная диагностика и коррекция),

- группового сопровождения ,

- функционирования учреждения в целом.

Проектирование психолого-педагогического сопровождения тесно связано с анализом и оценкой результатов педагогической деятельности, так как это позволяет находить наиболее эффективные методы преодоления недостатков развития детей, создавать оптимальную развивающую среду, соответствующую особенностям детей с ЗПР, осуществлять профилактику и устранение возможных неблагоприятных воздействий, которые в ряде случаев могут возникнуть в процессе реализации педагогических задач.
Для реализации поставленных в "Образовательной программе" задач необходимо осуществлять
диагностико-мониторинговую деятельность школы в трёх направлениях:

- диагностика,

- контроль,

- мониторинг.

Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого педагога высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Кроме того, важно определить принципиальные позиции диагностической работы с детьми, отобрать нужные формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию. Все это создаст условия для обеспечения управляемого позитивного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

Часто прогноз успешности преодоления задержки психического развития определяется не только качественными особенностями познавательного и личностного развития ребенка, но и условиями оказания ему психолого-педагогической помощи, а также особенностями семейного воспитания. В этих условиях у недостаточно опытных педагогов может возникнуть соблазн объяснить недостаточную динамику в преодолении задержки развития выраженностью дефекта и индивидуальными особенностями развития, а не своими педагогическими просчетами, а иногда, и недостаточной профессиональной компетентностью. Поэтому работа коррекционной школы в инновационном режиме требует постоянного повышения профессиональной компетентности всех педагогов и психологов и побуждает педагогический коллектив к работе в поисковом творческом режиме. Контроль за развитием ребенка и осуществление мониторинга за реализацией педагогического процесса позволяет сделать работу более эффективной.

Несмотря на общность принципиальных подходов к проектированию психолого-педагогического сопровождения, каждое образовательное учреждение может моделировать этот процесс по разному, используя различные организационные формы, конкретные условия, разрабатывая свой учебный план, особым образом определяя участие каждого педагога.

Содержание диагностико-мониторинговой деятельности коррекционной школы для детей с ЗПР:

Диагностическое направление.

- Исследование индивидуальных особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания.

- Выявление степени усвоения коррекционно - развивающей и образовательной программы.

- Выявление компенсаторных возможностей.

- Построение психолого-педагогического прогноза и определения условий для более успешного преодоления отклонений в развитии.

Контрольное направление (Контроль за усвоением).

- коррекционно - развивающей программы;

- образовательно-воспитательной программы.

Мониторинговое направление.

- Мониторинг реализации коррекционно- образовательного процесса (условия, процесс реализации).

Основной целью индивидуальной диагностики является выявление и описание особенностей развития каждого ребенка (познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально - волевой и двигательной сферы, его актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ результатов обследования позволяет определить прогноз дальнейшего развития ребенка, отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия применительно к каждому обучающемуся.

Другой целью диагностической работы является выявление негативных тенденций в развитии ребенка, что позволяет своевременно вносить коррективы в индивидуальную коррекционную программу. Систематическая диагностическая работа позволяет выявить детей испытывающих трудности в усвоении программы, своевременно направить их к специалистам и, при необходимости, изменить педагогический маршрут.

Основной целью диагностики на уровне возрастной группы является комплектование подгрупп детей с учетом уровней актуального развития и возможностей усвоения того или иного образовательного содержания. Важной задачей является изучение изменений и достижений в развитии детей для оценки эффективности педагогической деятельности. Таким образом, диагностика становится инструментом для осуществления административного или методического контроля за педагогической деятельностью и может выполнять функцию психолого-педагогического мониторинга в рамках целостного педагогического процесса на уровне учреждения.

Рассмотрим более подробно содержание диагностико-мониторинговой деятельности СКОУ.

Диагностическое направление.

Основными задачами обследования обучающихся в СКОУ являются:

- выявление уровня обученности, т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями, зоны перспективного развития;

- определение соответствия психического развития ребенка нормативным показателям;

- выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;

- определение компенсаторных возможностей, на которые следует опираться в работе с ребенком;

- определение динамики развития, в том числе при овладении программой коррекционно-развивающего обучения;

- дифференциация состояний сходных с задержкой психического развития;

- исследование параметров школьной зрелости и психологической готовности к школьному обучению, выбор оптимальной его формы.

Специалисты знают, что наиболее объективной является диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение за развития ребёнка, устойчивостью и качеством тех показателей, которые являются объектом изучения. Важным критерием при оценке результатов деятельности ребенка являются его энергетические и нервно-психические затраты для достижения качественно новых показателей психического развития, для усвоения новых знаний, умений, навыков. Очевидно, что успех коррекционной работы будет зависеть от того, насколько удастся активизировать психологические механизмы, обеспечивающие достижение новых уровней развития.

Показатели познавательного и личностного развития ребенка, полученные в ходе углубленного обследования, определяют его индивидуальные образовательные потребности. Требования, на которые следует ориентироваться при организации диагностической деятельности.

При организации диагностической деятельности следует опираться действующие нормативно-правовые документы, а также внутренние документы дошкольного образовательного учреждения.

Участники диагностического процесса должны соблюдать Кодекс этические нормы и правил при проведении процедуры обследования и при ознакомлении родителей и других педагогов с результатами диагностики.

При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребёнка, т.е. оценивать не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития. При этом следует помнить, что любое достижение ребёнка на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

Диагностика в  коррекционной школе не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения образовательной программы (ЗУН). Важно, каким способом эти знания освоены ребёнком, несколько сформированы психологические механизмы для овладения знаниями и представлениями.

Диагностические методики должны быть критериальноориентированые, т.е. предполагать качественно-количественный анализ достижений ребёнка. Тестирование может применяться лишь в отдельных случаях для решения частных задач.

Отбор методик и определение целей и содержания диагностического исследования должно быть выстроено на научной основе.
        Проведение любой диагностической процедуры должно быть целесообразным, т. е. специалисты должны четко понимать, с какой целью она проводится, как будут применены её результаты.

Контрольно-оценочная функция.

 Учитывая своеобразие психики детей с ЗПР, значительный разброс индивидуальных показателей психического развития, требуется оперативное и своевременное выявление недостаточной динамики у конкретных детей или целого класса, установление объективных причин такого положения дел. С этой целью администрация и специалист по коррекционной работе регулярно проводят плановые контрольные срезы по заранее определенным показателям развития детей и параметрам усвоения программы. Полученные данные являются основанием для проведения углубленного анализа педагогической работы на рабочем совещании специалистов, психолого-педагогическом консилиуме. Основной целью таких обследований и контрольных срезов должно быть принятие обоснованного решения по коррекции образовательной программы или развивающих условий.

Еще одним направлением медико-психолого-педагогического контроля является наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических норм и психологических условий при организации и реализации коррекционно-педагогического процесса.

Сравнительно-диагностическое исследование предполагает оценку динамических изменений в развитии ребенка и занимает особое место в построении коррекционно-образовательного. Такое исследование позволяет определить эффективность содержания обучения и воспитания, организационных форм и методов коррекционно-развивающей работы. Диагностика становится инструментом для оптимизации коррекционно-педагогического процесса и совершенствования педагогических технологий.

Аналитико-диагностическая составляющая занимает особое место в структуре коррекционно-педагогического процесса и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно - развивающего и образовательно-воспитательного воздействия.

Для проведения мониторинга специалист  должен выделить наиболее важные показатели, отражающие динамику педагогического процесса. В условиях СКОУ достаточно сложно выделить показатели, которые можно было бы принять за эталонные, и которые могли бы позволить внести необходимые коррективы в деятельность педагогов. Оценка эффективности коррекционно - развивающей работы в школе затруднена как из-за вариативности проявлений ЗПР, так и недостаточности нормативно - методической базы. Наиболее часто возникает вопрос: как оценивать работу специалиста, который работал с ребёнком не один год, а ребёнок все-таки отстаёт в развитии и по-прежнему нуждается в специальной помощи?

В одних случаях недостаточная динамика развития связана с выраженностью дефекта, особенно при органической задержке психического развития, а также в случае сочетания таких неблагоприятных факторов как соматическая ослабленность и неблагоприятные микросоциальные условия или органическое поражение ЦНС и неправильное воспитание. В некоторых случаях недостаточная динамика развития ребенка может быть связана и с педагогическими ошибками.

Одним из важных критериев при мониторинге деятельности педагогов, является умение учителя - дефектолога, учителя - логопеда или психолога, дать качественный анализ динамики развития ребенка и обосновать выбор содержания и технологий коррекционного воздействия для каждого воспитанника и группы в целом.

Сочетание административного контроля с самоконтролем, самооценкой и самоанализом деятельности каждого участника педагогического процесса прочно входит в жизнь школьных учреждений. Эффективной формой повышения качества педагогического процесса является взаимопосещения занятий специалистами с последующим их обсуждением и анализом. Такая форма совмещает в себе сразу несколько функций: контроль, самоконтроль, консультирование, обмен опытом.

Программа коррекционной работы с учетом требований ФГОС с лицами ОВЗ

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой систему комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- осуществление        индивидуально-ориентированного   психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Задачи программы:

-  определение  особых  образовательных  потребностей  обучающихся  с ЗПР;

  • повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
  • своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
  • создание  и  реализация  условий,  нормализующих  анализаторную,  аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации,

взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип  единства  психолого-педагогических  и  медицинских  средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

План реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Содержание работы

Организационная деятельность

I этап. Подготовительный

  • подбор методов изучения личности
  • подбор методик изучения психологических особенностей
  • подбор методик для определения уровня обученности, обучаемости, воспитанности, воспитуемости
  • подбор методик изучения семьи обучающихся
  • методическая и практическая подготовка педагогических кадров
  • изучение состояние вопроса
  • предварительное планирование
  • разработка и отбор оптимального содержания, методов и форм предстоящей деятельности
  • обеспечение условий предстоящей деятельности
  • подбор людей и распределение конкретных участников работы
  • постановка задач перед исполнителями и создание настроя на работу

II этап. Сбор информации (начало учебного года)

  • проведение  бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования
  • изучение личных дел учащихся
  • изучение листа здоровья учащихся
  • консультация врачей и других специалистов
  • посещение семей учащихся
  • консультативная помощь в процессе сбора информации
  • контроль за сбором информации на входе в коррекционно-развивающую деятельность

III этап. Систематизация потока информации (начало учебного года)

Консилиум (первичный)

  • уточнение полученной информации
  • определение особенностей развития учащегося
  • выделение группы контроля за учебно-познавательной деятельностью, группы контроля за поведением, группы контроля за семьей учащегося, профиля личностного развития
  • выработка рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса

  • анализ результатов психолого-педагогического обследования на входе в коррекционно-развивающую работу
  • анализ состояния здоровья обучающихся
  • планирование коррекционно-развивающей деятельности

IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности

  • включение коррекционно-развивающих целей в учебно-воспитательное планирование, привлечение к работе других специалистов
  • проведение  занятий психологом, логопедами, педагогами
  • проведение игр и упражнений педагогами
  • медикаментозное  лечение учащихся
  • работа с родителями
  • помощь в процессе реализации коррекционно-развивающей работы
  • контроль  за проведением коррекционно-развивающей работы

V этап. Сбор информации (конец учебного года)

  • проведение бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования

  • консультативная помощь в процессе сбора информации
  • контроль   за  сбором информации на выходе в коррекционно-развивающую деятельность

VI этап. Систематизация потока информации (конец учебного года)

Консилиум (плановый)

  • уточнение полученной информации
  • оценка динамики развития:

«+» результат – завершение  работы     «-» результат – корректировка    деятельности,  возврат     на II – VI этап

  • анализ хода и результатов коррекционно-развивающей работы
  • подведение итогов

VII этап. Завершение работы (при положительных результатах).

Консилиум (заключительный).

  • отбор оптимальных форм, методов, средств, способов, приемов взаимодействия педагогов с учащимися, родителями
  • повышение профессиональной подготовки педагогов
  • перспективное планирование

  • обобщение опыта работы
  • подведение итогов
  • планирование дальнейшей коррекционной работы

Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

― через   содержание   и   организацию   образовательного   процесса

(индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

  • в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой);
  • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Направления работы

  1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

  • психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

  • мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;
  • анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа включает:

  • составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
  • формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
  • организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
  • разработку оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
  • социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
  1. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,

воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

Консультативная работа включает:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимся в освоении общеобразовательной программы.
  1. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. Информационно-просветительская работа включает:
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности..

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов,  обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами школы.

Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития на ступени начального общего образования

Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития:

  • успешно  адаптируется  в образовательном учреждении;
  • проявляет познавательную активность;
  • умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач;
  • имеет сформированную учебную мотивацию;
  • ориентируется на моральные нормы и их выполнение;
  • организует и осуществляет сотрудничество с участниками образовательного процесса.

            Коррекция негативных тенденций развития учащихся:

  • дифференцирует информацию различной модальности;
  • соотносит  предметы в соответствии с их свойствами;
  • ориентируется в пространственных и временных представлениях;
  • владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
  •  выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
  • адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;
  •  работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
  • контролирует  свою деятельность;
  • адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;
  • понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;
  • контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;
  • владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;
  • строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;
  • использует навыки невербального взаимодействия;
  • выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета;
  • использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Развитие речи, коррекция нарушений речи:

  • правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи;  
  • владеет представлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды языкового анализа;
  • имеет достаточный словарный запас по изученным лексическим темам, подбирает синонимы и антонимы, использует все части речи в процессе общения;
  • правильно пользуется грамматическими категориями;
  • правильно пишет текст по слуху без дисграфических ошибок, соблюдает пунктуацию;
  • правильно читает текст целыми словами, пересказывает его и делает выводы по тексту;
  • активно пользуется речью в процессе общения с окружающими, использует речь для передачи информации собеседнику, задает вопросы, владеет диалогической и монологической речью.