Семинар 2

Бондарева Анна Николаевна

Содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с УО

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.  

В соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых обучающихся целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемусяпомощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умственной отсталостью включает в себя :

– изучение (диагностику) уровня развития детей;

– организацию индивидуальных и групповых занятий психолога с детьми;

– консультативную психологическую помощь педагогам;

– консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с умственной отсталостью является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу. С результатами наблюдений необходимо знакомить родителей для координации совместных усилий психолога и воспитания в семье.

Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальных программ.

Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей, сделать наглядными их детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Работа в этом направлении с данной категорией детей требует оснащения соответствующим психологическим инструментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным условием работы с детьми с интеллектуальными нарушениями является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный ребенку (группе детей), готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность адекватно оценивать собственные усилия. В сфере деятельности практического психолога невозможно получить быстрый результат, так как развитие детей происходит очень медленно, но ребенка необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу (Образовательный центр, УВК, ПМС и др.).

Для организации работы с учащимися с умственной отсталостью целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оценить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет в наглядной форме представить родителям и педагогам реальные успехи детей.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий.

После выявления у учащихся с умственной отсталостью первоначальных умений и навыков для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения.

Коррекционная работа проводится в системе взаимодействия таких специалистов как, инструктор ЛФК, логопед, дефектологи, психолог и социальный педагог. Именно комплексное взаимодействие обеспечивает лучший эффект и результативность работы.

Коррекционная работа  охватывает познавательную сферу, речь, общую и мелкую моторику, эмоционально –волевую сферу, поведение, межличностные отношения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Учет данных аспектов должен осуществляться при реализации коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей. При этом данная работа должна происходить в следующих направлениях:

1)формирование умений пользоваться способами перцептивной деятельности (отнесение свойств предмета к заданным эталонам, моделирование плоскостных предметных фигур);

2)формирование умений пользоваться способами наглядного мышления (сравнение, классификация и упорядочивание объектов, использование различных типов условных изображений для ориентировки в пространстве);

3)формирование начальных математических умений (осуществлять прямой количественный счет, отсчитывать предметы, и др.), в результате чего складывались умения ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль и планировать свою деятельность;

4)организация индивидуальных приемов работы по развитию восприятия (развитие аналитического и целостного восприятия, константности, апперцепции и антиципации восприятия) в процессе упражнений и формирования на этой основе таких умений перцептивной деятельности, как умение узнавать контурные, силуэтные изображения, изображения предметов с измененными признаками и др.;

5)обучение применению сформированных умений в продуктивных видах деятельности: конструировании, дидактических играх детей .

1) Найти пару

2)Определить лишнего, соотнеся все предметы между собой, выделив их общие признаки и убрать тот предмет, который не обладает этим признаком.

3) Выделить предметы, определив их четкие контуры и границы.

4) Определить последовательность событий.

                         Речь

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти 2 процесса являются относительно автономными.

Над развитием речи ребенка работает логопед, но не маловажную роль играет и психолог. Например, можно предложить ребенку серию картинок, и дать ему задание, определить последовательность действий и расставить картинки в правильно последовательности.

Или же попросить в задании или упражнении распределить разбросанные вещи по своим местам, называя их вслух по одной.

Общая и мелкая моторика

При умственной отсталости нарушены основные предпосылки успешного развития письменной речи:

  • на уровне базовых способностей - имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия;
  • на операциональном уровне - нарушена зрительно-моторная координация;
  • на уровне навыка - недостаточная сформированность различных видов захвата предметов, в первую очередь - "пинцетного" и "щипкового" 
  • Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У детей с легкой степенью умственной отсталости уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития .

Уроки по изодеятельности, включающие нетрадиционные приёмы, имеют ярко выраженную коррекционную направленность, что обеспечивает подготовку школьников к включению в жизнь.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с легкой степенью умственной отсталости .

Ученые рекомендуют включать в структуру уроков изобразительной деятельности гимнастику для пальцев и кистей рук.

Полезен также массаж, самомассаж рук. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

Существует и такой способ развития пальцев руки - отщипывание: от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию.

  1. пальчиковая гимнастика
  2. пальчиковая гимнастика с предметами
  3. рисуем руками
  4. обводим по пунктиру
  5. работа с песком, крупой, пластилином

Эмоционально – волевая сфера

Формирование способности переживать различные настроения (печаль, счастье, сочувствие) — это развитие индивидуальности.

Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний, показать разницу между плохим и хорошим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше.

Необходимо также учить детей чувствовать состояние души людей.

Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию, одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения.

Наиболее адекватными из всех чувств, чувство безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям. Если умственно отсталый ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков любой деятельности у умственно отсталых учащихся большое внимание уделяется чувствам и эмоциям.

Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:

  • индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого;
  • комплексного подхода к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
  • психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).

В проведении своих занятий психолог должен обязательным образом делать особый акцент на эмоциональном состоянии ребенка, ведь настроение и эмоции создают благоприятную или же неблагоприятную почву для усвоения определенных навыков, полученных ребенком на занятии.

Поведенческие аспекты

Довольно часто встречаются дети с грубыми нарушениями поведения, агрессией и самоагрессией.

Для исследования агрессивного поведения в психологии используются следующие методы и методики:

Метод архивного исследования

Метод «вербальная информация».

Метод наблюдения.

Проективные методы.

В Тест «Несуществующее животное» направлен на диагностику агрессивности, которая определяется количеством, расположением и характером в рисунке острых углов, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, острые клювы, зубы, иглы .

Интерпритация теста «Несуществующее животное»

Положение рисунка

Нормой считается, если  лист расположен вертикально, а несуществующее животное нарисовано примерно в центре, вдоль средней линии.


Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем более высокая у ребенка самооценка, тем больше ребенок  недоволен своим положением в обществе. 

Чем ниже рисунок относительно средней линии, тем больше неуверенности в себе. Низкая самооценка, нерешительность, подавленность, отсутствие желания самоутверждаться.

Голова или заменяющие ее детали

Поворот головы

 

Если у  животного голова повернута вправо, это  человека действия. 

Голова, повернутая влево, означает человека размышляющего и переживающего. 

Положение головы в анфас (смотрит прямо на зрителя) означает эгоцентризм.

 

Глаза 

 

Глаза рассказывают, насколько силен в человеке страх. Чем более детально прорисованы глаза, тем больше чувство страха. Если человек изобразил не только зрачки, но даже чётко обозначил радужку, то он, вероятно, перенес в своей жизни страшные события. 

 

Ресницы

 

Мужчины ресницы изображают редко, это присуще женщинам. Ресницы – показатель женственных черт характера, особенно в сочетании с прорисованной радужкой. Ресницы означают желание, чтобы окружающие восхищались вами, вашей красотой и манерой одеваться. Также наличие ресниц у животного намекает на некоторую истеричность.

Уши

Чем более крупно и детально прорисованы уши, тем большее значение придается  мнению окружающих.

 

Рот

Приоткрытый рот в сочетании с языком означает болтливость, с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без губ и языка, а тем более заштрихованный рот означает страх и недоверие. Рот с зубами – агрессивность и грубость. Дети и подростки часто рисуют рот округлой формы, что значит тревогу и боязливость. Непропорционально большой рот трактуется как эрудиция, рациональность, высокий интеллект.

Дополнительные детали

Если нарисованы  рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с щетиной, когтями, иглами). Но эта агрессия – не нападающая, а ответная. Перья у животного – желание украсить себя, стремление к оригинальности, проявление демонстративности. Шерсть, грива и подобие прически означают чувственность, подчеркивание к половой принадлежности.

Лапы и ноги 

Опорная часть фигуры (нижняя) рассматривается как степень рациональности, основательности, умения все обдумывать.

 

Широкие лапы, занимающие не менее трети всей фигуры, – признак солидного и уравновешенного человека, умеющего принимать решения. 

 

Эмоциональные люди рисуют тонкие маленькие ножки, что означает импульсивность, поверхностность, легкомысленность, неумение принимать решения. Частичное или полное отсутствие лап еще более усугубляет эти качества.

 

Обратите внимание, как соединены ноги с корпусом тела – тщательным образом, небрежно, слабо или совсем не соединены. Это говорит о степени самоконтроля, об умении рассуждать, нести ответственность и делать выводы.

 

Однотипность и однонаправленность ног может означать традиционность, отсутствие своеобразия, банальность. Если же лапы написаны по-разному, если они необычной формы и различны в своем положении, то это говорит о творческом начале и даже инакомыслии.

Дополнительные части

Дополнительные ноги, крылья, щупальца, перья, панцирь – это энергия, увлеченность своей деятельностью, охват разных областей деятельности, любознательность, уверенность в себе, желание быть среди людей и завоевывать себе место под солнцем. Завитушки, кудри, цветки означают склонность к обращению на себя внимания, демонстративность, манерность.

Хвост

Хвосты выражают  отношение к своим решениям и поступкам. Если хвост повернут вправо – удовлетворенность собой, если влево – недовольство . Вверх – бодрость, уверенность, позитивность характера. Вниз – сожаление, подавленность, раскаяние, «вредность» характера.

Контур фигуры

Наличие шипов, выступов, панциря, игл – это защита от окружающих. Защита особенно агрессивная, если рисунок выполнен в острых углах.

Если поставлены щиты, «заслоны» и они направлены вверх, то такой человек часто сталкивается с ограничениями, запретами, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху» – начальники и старшие родственники.

Если щиты направлены вниз, то человек часто слышит насмешки от себе подобных, сталкивается с непризнанием, страдает от отсутствия авторитета, ему очень трудно защищать свое мнение.

 

Общий вид

Посмотрите, как нарисовано животное – экономно или щедро, со штриховкой и дополнительными линиями. Чем больше деталей, тем выше жизненная энергия человека.

Животные делятся на угрожающих, подавляемых и нейтральных. 

Если животное похоже на человека (например, стоит на двух лапах, морда похожа на лицо, одето в человеческую одежду) — это свидетельствует об эмоциональной незрелости.

 Животное должно быть действительно несуществующим. Нетворческий и бананльный человек нарисует зверюгу, которая подозрительно похожа на уже существующее животное.

 

Название

Если назвали  животное по принципу «Водоплавающий олень», «Летающий заяц», это свидетельствует о наличии у ребенка четкого понимания, в каком направлении  двигаться  по жизни.

Наукообразные названия, иногда с латинским суффиксом («Глабиронис», «Корнолетиус»), свидетельствуют об эрудиции.

Встречаются названия безо всякого осмысления – «звуковые» («Баляка», «Мюмзик»). Это обозначает обычное легкомыслие и ничего больше.

 

Бывают юмористические названия («Хомо несапиенс», «Пузырь») – они характеризуют  позитивное или ироническое отношение к миру.

 

Инфантильные люди часто используют в названии повторяющиеся элементы («Тру-тру», «Хо-хо-хо»).

 

Склонность к фантазированию (чаще всего это означает потребность защищаться) выражается непомерно длинным названием.

Межличностные отношения

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

Деятельность ребёнка и его общения с взрослыми (а несколько позднее и со сверстниками) - это основные движущие причины его развития. Возможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Чтобы понять происхождение тех или иных нарушений, необходимо рассматривать целостную картину жизни и развития ребёнка. В каждый период жизни у ребёнка имеется определённая структура психологических особенностей. От характера поведения ребёнка зависит, как будут реагировать на него окружающие.

Огромное значение в развитии межличностных отношений детей с умственной отсталостью придаётся анализу эмоциональных проявлений. Новые требования, подчас превосходящие возможности ребёнка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма.
Психологи утверждают, что эмоции играют важную роль в жизни детей с умственной отсталостью, так как отсутствие настоящего эмоционального общения делает ребёнка неуверенным в себе. Эмоции помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на неё. Они представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживаний чувств (эмоции, аффекты, стрессы, настроения) образуют в совокупности эмоциональную сферу ребёнка.