Организация мотивации и стимуляции обучения.

Экзарян Оксана Сагаковна.

Введение.

1.Понятие и сущность мотивации, её виды.

2.Теоретические основы обучения.

3. Мотивация учения – один из основных факторов, определяющих качество обучения.

Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_motivatsii_i_stimulyatsii_obucheniya.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

Введение. 

Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация – не явно выраженное звено процесса обучения. Это звено соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного, интеллектуального базиса формирования знаний, умений, навыков.

Актуальность:

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Педагоги знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Поэтому цель работы поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие и сущность мотивации.
  2. Рассмотреть теоретические основы процесса обучения.
  3. Изучить пути повышения мотивации обучения учащихся.
  4. Рассмотреть различные  способы активизации занятий, для повышения стимуляции обучения.

1.Понятие и сущность мотивации, её виды.

Мотивация (от лат. Movere – двигаю) — побуждение к действию. Динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Виды мотивации: Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».

Также различают:

Индивидуальные мотивации, (направленные на поддержание гомеостаза) –  голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.

Групповые – забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.

Познавательные – исследовательское поведение, игровая деятельность.

Мотив самоутверждения — (стремление утвердить себя в социуме), связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы — когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например: престиж или материальные факторы).

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

2.Теоретические основы обучения.

 Основной отличительной чертой обучения как составной части образования является приобретение опыта предметной деятельности. В качестве основного психологического механизма приобретения, как правило, рассматривается процесс познания.

Познание реализуется на трех основных уровнях. Во-первых, оно представлено как высшая форма отражения объективной действительности, осуществляемая в процессе исторически развивающейся социально-опосредованной познавательной деятельности человечества в целом, как единство предметно-практической деятельности и коммуникации. Функционирование и историческое развитие эталонов и норм познания изучает теория познания – гносеология (эпистемология) как философская дисциплина.

Познание, направленное на получение объективированного научного знания, существующего вне отдельного индивида. Оно воплощается коллективным субъектом по законам, не сводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства. Результаты могут быть представлены в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл. Изучением данного аспекта познания занимается методология.

Познание рассматривается как процесс психического отражения окружающей  действительности отдельно взятым человеком. В этом случае оно реализуется как взаимодействие процессов ощущения, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи. Главным результатом здесь является формирование психического образа, воспроизводящего свойства и отношения объектов. Основные механизмы познавательной деятельности и мышления человека изучает психология.

Деятельность ученика может быть изображена как особая форма познания. Особенность учебно-познавательной деятельности состоит в том, что школьник познает уже познанное человечеством и представленное в учебном процессе в виде содержания образования.

В процессе обучения многие виды знаний усваиваются не прямым путем взаимодействия с объектом, а опосредованным, через описания и моделирование. 

Познавательная деятельность ученика находится в тесной связи с самим ходом обучения. Отличительная особенность дидактического процесса – его диалогический характер. При этом за внешне наблюдаемым взаимодействием учителя и учеников стоит вся полнота и сложность реализации познавательных явлений.

 Обучение выступает как разрешение различного рода противоречий, проявляющихся в  дидактических отношениях между педагогом и учеником.

Обучение – это посредник в передаче социокультурного опыта между обществом и индивидом. В ходе него осуществляется «социальное наследование»: учитель  передает, а ученик принимает прошлое, настоящее и будущее человеческой культуры. Тем самым посредством деятельности педагога разрешается противоречие между общественным характером опыта и индивидуальным механизмом его присвоения.

Обучение – это дидактический процесс совершается как постоянная передача деятельности учителей и учеников. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово является основным средством взаимодействия, выражает внутренний план деятельности, которую реализуют педагог и ученики, и обеспечивает успешность ее передачи. В этом смысле передача – связующее звено в дидактическом отношении деятельности учителя и ученика. В итоге устраняется противоречие между управляющей ролью учителя и управляемой ролью ученика. Движение в ходе обучения идет от совместного решения одной учебной задачи к другой, при этом ученику указывается путь овладения новыми способами деятельности. Это двусторонний процесс, в котором педагоги и воспитанники находятся в тесном взаимодействии.

Обучение «передает» ученику образ самого себя, так как цель образования – это итоговый облик самого школьника. Таким образом, обучение способствует формированию индивидуальности и субъективности ученика. Осваивая учебный материал, ученик «получает» новые способности. Тем самым он познает свои возможности, ощущает изменения в себе, связанные с обучением, выступающим в качестве посредника между формирующимся сознанием и самосознанием ученика.

В итоге можно сказать, что психологическое содержание обучения – специфический процесс познания и самопознания, управляемый педагогом. Именно руководящая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил, творческих способностей и рефлексивных возможностей.

3. Мотивация учения – один из основных факторов, определяющих качество обучения.

Большинство обучающихся не склонно посвящать себя непрерывному процессу обучения, ориентируясь только на свое желание познать практически непознаваемый мир. Важно выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополнительному обучению.

Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация - неявно выраженное звено процесса обучения. Это звено соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального базиса формирования знаний, умений, навыков.

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Обучающийся есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой то  деятельности. Для того чтобы ребёнок  успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.   Что побуждает  его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог  должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать  у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращается в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Педагог должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Компонентами мотивационной сферы обучаемого выступают: мотивы, цели, эмоции, интересы.  При этом учебная мотивация представляется  следующими группами мотивов: внешними и внутренними, познавательными и социальными, и двумя структурными комплексами нервной системы человека: системой избегания неудач (волевыми)  и системой приближения успеха (эмоциональными).

Процессы, происходящие в развивающемся обществе, стимулируют проявление личностью осознанных потребностей в получении образовательных услуг. Становление и совершенствование этих потребностей происходит под влиянием внешних мотиваций, предъявляемых со стороны социума как требования и условия социализации. Осознанные и принятые личностью в качестве целей деятельности, они проявляются в виде субъективно значимых стимулов.

Ценностные ориентации, выполняют  роль  внутренних мотивов, а также роль критериев, с опорой на которые, личность осуществляет свое поведение и деятельность. Основополагающими являются жизненные ценности, относящиеся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывающие основные потребности личности, интегрирующие в себе направленность на социальную адаптацию и индивидуализацию, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, усилиях педагогического коллектива в этом направлении.

Внутренние мотивации, заявляемые как требование удовлетворения потребностей на высоком уровне, развиваются, воспитываются и совершенствуются на протяжении всего периода обучения.

Позиционные мотивы  обычно связаны с желанием занять определённую позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет. Позиционные мотивы в основном преобладают  у  младших детей, и это можно объяснить тем, что детские коллективы этих возрастов сформированы в меньшей степени, нежели коллективы, состоящие из детей 9-11 классов.

Особо хочется отметить роль игровых мотивов. Уровень игровых мотивов в  основном  выше  у старших детей, чем у младших. Это, наверное,  можно  объяснить тем, что у  старшеклассников повышена учебная нагрузка в общеобразовательной школе.

Немаловажную роль в мотивации обучения играет удовлетворенность детей различными сторонами образовательного процесса, то есть  удовлетворенность содержательной и организационной сторонами процесса обучения. Она является одной из основных характеристик  успешности, отражающей степень благоприятности психологической атмосферы в образовательном учреждении, единство целевых установок и уровень коммуникативных отношений между  участниками образовательного процесса. Удовлетворенность детей и педагогов в немалой мере определяется и возможностью их самореализации в учебном процессе, включая востребованность творческого потенциала.

Мотивации познавательной деятельности также имеют несколько значений:

•        являясь продуктом формирования личности, они выступают вместе с тем как фактор ее дальнейшего развития;

•        оказывают общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становятся источником интеллектуальной активности;

•        мобилизуют творческие силы на поиск и решение познавательных задач, положительно влияют на качество знаний, их глубину и действенность, широту, систематизацию;

•        являются важнейшим внутренним условием развития стремления к самообразованию;

•        имеют диагностическое значение, то есть служат показателем развития многочисленных качеств личности.

Психологическая атмосфера, которая складывается в учреждении, также  играет большую роль для создания мотивационной сферы. Мотивационная сфера обучения, обучающихся, определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение  обучающегося к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

•        осознание ребёнком  объективной значимости учения;

•        понимание ребёнком субъективной значимости учения.

Наиболее эффективно начать обучение с вовлечения обучаемого в действие - что составляет этап инициализации процесса познания и зарождения интереса; начав его, обучающийся ищет смысл в каждом своем действии - реализация этапа мотивации; в дальнейшем он осуществляет технико-технологическую организацию действий - что проявляется как этап следования технологии. (На этом эффекте простроены многочисленные методики «мастерских»). Воображение педагога должно быть готово, рождать у обучающегося некоторое смятение противоречием суждений, удивлять возможностями иной предметности, восторгать и очаровывать тайной рождения мысли.

Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение  к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Любая деятельность (и в целом - поведение человека) стимулируется и направляется двумя группами мотивов: мотивами достижения успехов и мотивами избегания неудач (концепция Г. Моррея).

Постановка целей  – это направленность обучающегося,   на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощается мотивы обучения.

Необходимо отметить, что цель деятельности, в том числе и образовательной, вторична по отношению к ее мотивации. При этом задача организации учебной деятельности включает обязательность обеспечения единства цели и условий ее достижения.

Эмоции – реакция ребёнка  на воздействие внутренних и внешних раздражителей.  Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности обучающихся, они сопровождают  процесс обучения и предшествует ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя  холодными доводами рассудка.

Каждый ученик все получаемые знания преломляет через призму личностных критериев и ценностей - в этом состоят аксиомы личного целеполагания. На практике это приводит к твердому обоснованию выбора предпочтительного варианта индивидуальной образовательной траектории.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для педагога это соотношение смысла обучения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Сегодня педагоги  постоянно  ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, повысить  успешность изучения материала. А это невозможно без развития познавательного интереса обучающихся  и заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса  у значительной части обучающихся  зависят в большей степени от методики проведения занятия. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях  каждый ребёнок работал активно и увлечённо, постоянно  развивая  свою любознательность и  глубокий познавательный интерес.

Нужно стремиться раскрыть притягательные стороны  образовательных программ.  А это, в свою очередь, требует привлечение  ярких фактов и, главное, использование активных форм обучения как игровых, так и традиционных.

Есть  несколько различных  способов активизации занятий: проблемное изложение,  комментирование упражнений,  самостоятельная работа обучающихся,  познавательная коллективная деятельность, творческая работа обучающихся, игровые приёмы и методы обучения, введение в занятие занимательного материала.

К традиционным формам организации деятельности обучающихся в учебном процессе  относятся:  лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, экспедиции, туристические походы, учебные игры.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Одним из важных элементов процесса активизации деятельности обучающихся  являются занятия нетрадиционной формы. Это неформальные творческие лаборатории, «штатами» которых являются педагоги и дети. На таких занятиях рождаются открытия и новые идеи, новые методики и новые педагогические приёмы.

Никто не требует отмены традиционного занятия как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идёт об использовании  в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приёмов, активизирующих всех детей, повышающих быстроту запоминания и усвоения учебного материала с учётом возраста и способностей каждого ребёнка.

Нестандартные занятия могут быть самыми разнообразными.  Самые распространённые из них  это:

•        занятия, основанные на идеях соревнования: викторина, конкурс, турнир, дидактическая игра, аукцион, познавательная игра (идея соревнования по бальной системе заложена в основу  многих телевизионных игр, таких как:  «КВН»,  «Что, где, когда?», «Счастливый случай»,  «Кто хочет стать миллионером», «Проще простого»,  «Звёздный час», «Самый умный», «Поле чудес»,  «Своя игра», «Слабое звено», «Брейн - ринг» и другие;  

•        занятие, основанное на межпредметных связях: интегрированное занятие, бинарное занятие, экскурсия;

•        занятия, основанные на методах общественной практики и основанные    на коллективной работе по отысканию социального значения  и  личностного смысла явлений жизни: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, устный журнал,  газета,   философский стол;

•        занятия,  основанные  на  нетрадиционной организации учебного материала: презентации, исповедь, мультимедиа;

•        занятие, основанное на фантазии педагога и обучающихся:  сказка, сюрприз, приключение, путешествие, спектакль, эврика, эссе;

•        занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, учёный совет, парламент,  деловая  игра,  конференция;

•        занятие, основанное  на  способности проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными,  предложения новых идей для решения жизненных проблем: защита проекта, ролевая  игра, имитационная игра, операционная игра, «деловой театр», психодрамма и социодрамма;

•        занятие, основанное на создании особой психологической атмосферы, смягчающей и раскрепощающей  взаимные отношения: встреча, гостиная, чаепитие,  посиделки, тренинг;

•        занятие, основанное на  свободном обмене мнений на разные темы в дружеской обстановке: диспут,  час вопросов и ответов, дискуссия, час общения;

•        занятие,  основанное на  творческом отчёте коллектива, обсуждении плана на будущее, создании атмосферы дружбы, взаимопонимания, формировании  умения взаимодействовать с людьми: фестиваль, концерт, выпускной ринг, выставка, ярмарка, защита реферата,  день открытых дверей, бенефис.  

Фантазия педагога безгранична.  Главное, чтобы обучающиеся  были увлечены, чтобы их работоспособность повышалась, результативность занятия и всего процесса обучения возрастала.

Заключение: 

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться".

В.А. Сухомлинский

Любые формы организации деятельности педагога,  мотивируют обучающихся  на учение, обладают образовательной, развивающей  и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

 Опытные педагоги выступают за привлечение в учебный процесс всех  элементов  нетрадиционного обучения.  Этот труд вызывает большой интерес у обучающихся. В процессе проведения занятий в нетрадиционной форме у детей вырабатывается привычка  сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они  познают, запоминают новое, ориентируются в необычных  ситуациях, пополняют  запас представлений, понятий,  развивают фантазию.

Даже самые пассивные из детей включаются в такую деятельность  с огромным желанием,  прилагая все усилия, чтобы не подвести  товарищей. Во время таких занятий, как правило, они  очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Они замечательно уживаются с «серьёзным» учением.

Любая нетрадиционная форма занятий  должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития  ребёнка. Она является не самоцелью  на занятиях, а средством обучения и воспитания.

Поэтому есть основание  утверждать, что использование таких форм обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности обучающихся.

Таким образом,  мотивация учебной деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности определяет готовность обучающихся к самостоятельному усвоению необходимых знаний и умений,  готовность через шанс, подаренный  дополнительным образованием, прийти к жизненному успеху.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Список литературы.

1.        Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1997.

2.        Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

3.        ДейкинаА.Д.Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.1990.

4.        Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.,1999.

5. Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.

6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

7. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.

8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

9. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

10. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». – 1998. № 3.

11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998