Выступление для педагогов "Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ"

Кудрявцева Евгения Александровна

Даный материал поможет учителям обратить внимание на индиивидуальные особенности и трудности учащихся, которые могут затруднять подготовку и сдачу экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»

Цели:

- сформировать позитивное восприятие ЕГЭ;

- сформулировать понятие готовности к ЕГЭ;

- выделить трудности, возникающие у учащихся при подготовке.

Ход семинара

Сегодня я хочу с вами поговорить о психологической подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Мне бы очень сильно хотелось бы сейчас сформировать позитивное восприятие этих экзаменов, сформулировать понятие готовности, выделить трудности, возникающие у учащихся при подготовке.

Предлагаю вам начать с небольшого опроса:

- Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ и ОГЭ.

- ЕГЭ и ОГЭ – нужные и полезные нововведения в школе.

- Отношение учеников к ЕГЭ и ОГЭ во многом зависит от родителей и педагогов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что существует связь между тревогой учителей, тревогой учеников и родителей, т.е. наши эмоционально негативные высказывания с адрес экзаменов очень сильно влияют на результат.

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ у учеников возникают различные трудности. В зависимости от причины возникновения выделяется 3 группы трудностей:

- Процессуальные. Связанные с процедурой. Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей:

1) трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. У детей может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка.

2) трудности, связанные с ролью взрослого. В ситуации ОГЭ и ЕГЭ присутствующие педагоги – это только наблюдатели, что повышает тревогу учащихся. Т.к. на обычном экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки.

3) трудности, связанные с критериями оценки. Например, обычно личный контакт с экзаменатором, здесь – отсутствие, обычно – развернутый ответ, здесь – лаконичный и т.п.

4) трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. Например, ученик может упустить возможность подать апелляцию или будет вынужден работать с некачественным материалом

- Личностные. Обусловленные личностными особенностями, такими как восприятие учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состоянием. Прежде всего, это высокий уровень тревоги. Ситуация экзамена является сильно стрессовой, т.к. на экзамене за ограниченное время ученик должен продемонстрировать все свои знания. Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, появляется страх «не успеть». Что усугубляет психологические трудности ученика. В вторую очередь это отсутствие полной и четкой информации о процедуре экзамена. Дефицит информации повышает тревогу. Причем ребенка никто не может поддержать, поделиться опытом, т.к. родители и учителя сдавали традиционные экзамены, и у них это было не так. В ситуации ОГЭ и ЕГЭ фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, вокруг все чужое – люди, дети, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди. Если раньше выпускной экзамен был своего рода «репетицией» вступительных экзаменов. То тот же самый ЕГЭ – это сразу 2 экзамена: выпускной и вступительный – и это повышает его субъективную значимость, а следовательно и уровень тревоги учащихся. Подытоживая все сказанное, отметим, что основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Помимо тревоги, к личностным трудностям относят наличие «мифологии» об ОГЭ и ЕГЭ.

- Познавательные. Обусловленные недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов. И в первую очередь это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Значительную трудность представляет работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: учение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Что очень сильно отличается от традиционного обучения, где все совсем наоборот, где акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.

Процедура ОГЭ и ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять Причем следование какой-то рекомендуемой, а не индивидуальной, эффективной для себя стратегии работы приводит к тому, что человек делает не то, что ему удобно, а то, что ему сказали, и это в конечном счете отрицательно влияет на результаты. Выбор оптимальной стратегии тоже представляет трудность для учащегося. Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени. Неумение планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, с свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и снижает результаты экзамена.

Таким образом, для преодоления познавательных трудностей необходимо двигаться в 2 направлениях: помогать ученику осваивать навыки работы с тестами и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.

И не мало важно уметь выделять детей группы риска, это те дети, которые испытывают трудности при сдаче экзамена. Их можно разделить на детей:

  1. С личностными трудностями: дети с недостатком произвольности и саморегуляции, инфантильные, тревожные, неуверенные, перфекционисты и отличники;
  2. С познавательными трудностями: правополушарные, дети-синтетики, астеничные, гипертимные, застревающие.

Как выявить такого ребенка и какие следует принять меры, чтобы ребенок справился с экзаменом, мы с вами ознакомимся в презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Слайд 2

Согласны ли вы с утверждениями? Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ и ОГЭ. ЕГЭ и ОГЭ – нужные и полезные нововведения в школе. Отношение учеников к ЕГЭ и ОГЭ во многом зависит от родителей и педагогов . Хочу обратить внимание на то, что существует связь между тревогой учителей, тревогой учеников и родителей, т.е. наши эмоционально негативные высказывания в адрес экзаменов очень сильно влияют на результат.

Слайд 3

Опрос родителей, который проходил на родительском собрании Я знаю достаточно много об ОГЭ, ЕГЭ (большинство наших родителей плохо представляет, что это за экзамен и как он проходит) Думаю, что ОГЭ, ЕГЭ обладает существенными достоинствами (родители не согласны с этим утверждением) Думаю, что сдать этот экзамен моему ребенку по силам (многие родители надеются) Считаю, что подготовка к ОГЭ, ЕГЭ – задача исключительно школы (здесь мнения родителей разделились)

Слайд 4

Анкетирование «Готовность к ОГЭ» Обратите внимание, что 21% детей не знакомы с процедурой ОГЭ, они плохо представляют, что их ожидает.

Слайд 5

Анкетирование «Готовность к ЕГЭ»

Слайд 6

Анкетирование «Готовность к ОГЭ» Низкий и высокий уровень тревоги – это дети «группы риска». Низкий уровень тревоги считается самым опасным!

Слайд 7

Анкетирование «Готовность к ЕГЭ» Низкий и высокий уровень тревоги – это дети «группы риска». Низкий уровень тревоги считается самым опасным!

Слайд 8

Анкетирование «Готовность к ОГЭ» Учителя могут повысить у детей навыки самоконтроля и самоорганизации с помощью пробных экзаменов, а также можно проводить беседы о процедуре экзамена. Занятия по повышению уровня психологической готовности тоже на это направлены.

Слайд 9

Анкетирование «Готовность к ЕГЭ»

Слайд 10

Трудности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Процессуальные (связанные с процедурой): трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов; трудности, связанные с ролью взрослого; т рудности, связанные с критериями оценки; Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Слайд 11

Трудности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Личностные (обусловленные личностными особенностями): высокий уровень тревоги; самооценка; м ифы об ОГЭ и ЕГЭ.

Слайд 12

Трудности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Познавательные (обусловленные недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов): р абота с тестовыми заданиями; с тратегии деятельности.

Слайд 13

Что же такое «Готовность к ЕГЭ и ОГЭ»? Сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, рассматриваемый как интегральный результат работы школы.

Слайд 14

Дети групп риска С личностными трудностями: д ети с недостатком произвольности и саморегуляции ; инфантильные; тревожные неуверенные; п ерфекционисты и отличники. С познавательными трудностями: Правополушарные; дети-синтетики; а стеничные; г ипертимные ; з австревающие .

Слайд 15

Инфантильные Характеристика: низкий уровень самоконтроля; низкий уровень волевых процессов; не могут сосредоточиться; несформированность познавательной мотивации.

Слайд 16

Инфантильные Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Трудно заставить себя готовиться к экзамену; Свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности; Трудности с выделением главного; Трудности с планированием и организацией своей деятельности; Отсутствует системность мышления.

Слайд 17

Инфантильные Стратегии поддержки на этапе подготовки: Давать алгоритмы подготовки в виде схем; Начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому; Разбивать материал на короткие, легко выполнимые шаги; Заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения При монотонной деятельности находить ресурсы (прямая выгода, самопоощрение ) Установление регламента времени. РЕКОМЕНДАЦИИ: если ребенок чем-то занят не отвлекать его до того, как он завершит работу. Помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Согласовать с ребенком систему поощрений.

Слайд 18

Тревожные Характеристика: Эмоциональное напряжение; Воспринимают любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную; Боятся проверки знаний в любом виде; Часто перепроверяют уже сделанное; Постоянно исправляют написанное; При устном ответе наблюдают за реакцией взрослого; Задают множество уточняющих вопросов; Неуверенность; Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Слайд 19

Тревожные Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Трудно контролировать свое эмоциональное состояние; Сложности концентрации; Нехватка эмоционального контакта со взрослым.

Слайд 20

Тревожные Стратегии поддержки на этапе подготовки: Создание ситуации эмоционального комфорта; Нельзя нагнетать обстановку; Создание ситуации успеха (поощрение, поддержка); Необходимо научить ребенка приемам саморегуляции , релаксации, аутотренинга; Познакомить с процедурой экзамена. Беседы с родителями. Рекомендации: формировать позитивное, адекватное отношение к экзаменам. Проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей. Советовать детям придерживаться определенного стиля поведения.

Слайд 21

Неуверенные Характеристика: Не умеют опирать на собственное мнение; Склонны прибегать к помощи других; Не могут самостоятельно проверить качество своей работы; Хорошо справляются с работой по образцу; Трудности с выбором стратегии решения; Присущ конформизм, не умеют отстаивать собственную точку зрения; Часто подолгу не могут приступить к выполнению задания.

Слайд 22

Неуверенные Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Сложно опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.

Слайд 23

Неуверенные Стратегии поддержки на этапе подготовки: Важно, чтобы ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора; Воздерживаться от советов и рекомендаций; Предлагать ему делать самостоятельный выбор; Терпеливо дожидаться решений ребенка. РЕКОМЕНДАЦИИ: развивать у ребенка навык самостоятельной оценки своей работы. Не торопиться дать ребенку готовое решение или ответ, сначала поинтересуйтесь его мнением.

Слайд 24

Перфекционисты и «отличники» Характеристика: Высокая успеваемость; Ответственность; Организованность; Исполнительность; Стремятся сделать лучше, быстрее всех; Чувствительны к похвале; Высокий уровень притязаний; Неустойчивая самооценка.

Слайд 25

Перфекционисты и «отличники» Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Настроены выполнить все задания, причем безошибочно; Сильная тревога, если не знают как выполнить задание; Трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

Слайд 26

Перфекционисты и «отличники» Стратегии поддержки при подготовке к экзаменам: Необходимо скорректировать ожидания; Помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»; Дать понять, что для отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Предлагать тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения; Помочь расставить приоритеты; Научить планировать работу по времени. РЕКОМЕНДАЦИИ: избегать сравнения с другими, снизить субъективную значимость экзамена. Помочь переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.

Слайд 27

Правополушарные Характеристика: Богатое воображение; Хорошо развитое образное мышление; Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения; Теряются при необходимости мыслить логическими категориями.

Слайд 28

Правополушарные Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Трудности при необходимости четко логически мыслить, структуировать ; Трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала; Трудно сосредоточиться на фактах, теоретических построениях. Деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

Слайд 29

Правополушарные Стратегии поддержки при подготовке к экзаменам: Представить ребенку информацию об особенностях его учебного стиля; Помочь принять его и выработать индивидуальную стратегию деятельности; Задействовать воображение и образное мышление (сравнение, образы, метафоры, рисунки); Упражнения на снятие эмоционального напряжения. РЕКОМЕНДАЦИИ: активизация образного мышления ребенка при подготовке к экзамену.

Слайд 30

Дети-синтетики Характеристика: Опираются в большей степени на общее, а не на частности; Мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Слайд 31

Дети-синтетики Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Трудности в анализе, выделении опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки; Трудно составлять планы, конспекты; Проблемы рассматривают в широком контексте; Испытывают затруднения при необходимости аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Слайд 32

Дети-синтетики Стратегии поддержки при подготовке к экзаменам: Развивать аналитические навыки; Каждую тему необходимо обобщать, выделять основные блоки и наполнять их конкретным содержанием; Ориентировать на выявление основного в каждом задании. РЕКОМЕНДАЦИИ: понять специфику познавательной деятельности синтетика и развивать у него аналитические навыки.

Слайд 33

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Характеристика: Неустойчивая работоспособность; Колебания темпа деятельности; Частая отвлекаемость.

Слайд 34

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Нерациональное использование времени.

Слайд 35

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Стратегии поддержки при подготовке к экзаменам: Научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (песочные часы, список необходимых дел, линейка и т.п.). РЕКОМЕНДАЦИИ: важно не брать целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Стимулировать развитие самоконтроля ребенка.

Слайд 36

Астеничные дети Характеристика: Высокая утомляемость, истощаемость. Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Снижение качества работы; Возникновение ощущения усталости.

Слайд 37

Астеничные дети Стратегии поддержки при подготовке к экзаменам: Не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать; Оптимальный режим подготовки (не допускать переутомление, делать перерывы, гулять, достаточно спать); Родителям посоветовать посетить психоневролога или невропатолога. РЕКОМЕНДАЦИИ: очень важно не сравнивать ребенка с другими. Проявлять деликатность и тактичность. Не упрекать ребенка в лени или несобранности.

Слайд 38

Гипертимные дети Характеристика: Высокий темп деятельности; Импульсивность, несдержанность; Быстро выполняют задания, допускают много ошибок; Пренебрегают точностью и аккуратностью; Трудности при работе, где требуется особая тщательность, собранность; Прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности, переключаемости; Невысокая значимость учебных достижений; Сниженная учебная мотивация.

Слайд 39

Гипертимные дети Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Несобранность; Низкая концентрация внимания; Неаккуратность.

Слайд 40

Гипертимные дети Стратегии поддержки при подготовке к экзаменам: Не менять темп деятельности; Развивать функцию контроля, т.е. навыки самопроверки; Действовать по принципу: «Сделал – проверь». Создавать ощущение важности ситуации экзамена. РЕКОМЕНДАЦИИ: мягко, но последовательно создавать ясные и четкие ограничения. Этим детям важен реальный опыт. Создавать четкую организующую среду (не увлекать нотациями или объяснениями).

Слайд 41

Застревающие дети Характеристика: Низкая подвижность; С трудом переключаются с одного задания на другое Требуется много времени на выполнение задания. Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: Переключаемость; Трудности при актуализации своих знаний из разных разделов школьной программы.

Слайд 42

Застревающие дети Стратегии поддержки при подготовке к экзаменам: Научить пользоваться часами; Определить сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене. РЕКОМЕНДАЦИИ: важно не просто подсказывать, что нужно делать, но и развивать навыки переключения. Проговаривать вместе с ребенком распределение времени, а затем тактично интересоваться удается ли.

Слайд 43

Аудиалы и кинестетики Характеристика: Переработка информации слуховая или тактильная. Трудности при сдаче ОГЭ и ЕГЭ: ОГЭ и ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму, что усложняет задачу для аудиалов и кинестетиков .

Слайд 44

Аудиалы и кинестетики Стратегии поддержки при подготовке к экзамену: Дать детям осознание, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, чтобы они воспользовались этим знанием при повторении учебного материала (очень тихо проговаривать задания вслух, подвигать ногами под столом и т.д.) РЕКОМЕНДАЦИИ: обсудить с детьми простые способы, которые они могут использовать во время подготовки и на экзамене.

Слайд 45

Спасибо за внимание