Профилактическая психолого-педагогическая программа «Психологическая подготовка к экзаменам»

Кудрявцева Евгения Александровна

Программа для подготовки к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Психологическая подготовка к экзаменам»

Пояснительная записка

Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера, которые возникают у старшеклассников при подготовке и сдаче выпускных экзаменов.

Окончание школы (средней или основной) — ответственный и переломный момент в жизни любого школьника. Выпускные и вступительные экзамены требуют много сил при подготовке. Экзамены являются серьезной проверкой не только знаний, но и психологической устойчивости. Введение новых форм итоговой аттестации выпускников (ГИА и ЕГЭ), которые основаны на тестовых технологиях, предполагают сдачу экзаменов в «чужой» школе и с «чужими» преподавателями-организаторами, что приводит к дополнительному эмоциональному напряжению учащихся. Поэтому необходимо научить учащихся правильно расставлять приоритеты при подготовке к экзаменам, способам ауторелаксации и повышения собственной стрессоустойчивости, осуществлять самостоятельную тренировку концентрации и устойчивости внимания, функций памяти, гибкости мышления.

Данная программа предназначена для учащихся старших классов школы, которых ожидает сдача экзаменов. Требований к предварительной подготовке учащихся не предъявляется. Реализацию программы может взять на себя педагог-психолог или классный руководитель, так как программа не требует серьезных временных и материальных вложений, а также не предъявляет к квалификации ведущего специфических профессиональных требований.

Цель программы: психологическая подготовка учащихся к экзаменам, повышение их уверенности в своих силах.

Задачи программы:

1. Обучение учащихся самостоятельно распределять приоритеты при подготовке к экзаменам, планировать свою деятельность.

2. Формирование представлений учащихся о возможных трудностях при сдаче экзаменов, способах их преодоления.

3. Обучение учащихся техникам и способам снятия эмоционального и физического напряжения.

4. Ознакомление учащихся с методиками и техниками тренировки познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

 

Научные, методологические и методические основания программы

Методологической основой являются культурно-историческая парадигма (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев).

Исходя из этих положений, задачей профилактической программы является обучение распределять приоритеты, научить способам релаксации и снятия напряжения, осуществлять самостоятельную тренировку своих познавательных процессов. Большое внимание в ходе реализации программы «Психологическая подготовка к экзаменам» уделяется профилактике экзаменационного стресса, поэтому при разработке занятий были использованы элементы классической теории стресса Г. Селье, а также техники нервно-мышечной релаксации, направленные на релаксацию и восстановление энергии для продолжения продуктивной работы.

Методы деятельности педагога, реализующего данную программу, направлены на подготовку мини-лекций по темам курса, организацию групповых практических занятий, то есть выбираются как объяснительные, так и проблемные методы.

Формы работы: беседа, мини-лекция, проведение психологических игр и упражнений.

Структура и содержание программы

Тематика занятий для старшеклассников подобрана таким образом, чтобы наиболее эффективно организовать помощь учащимся в подготовке к сдаче экзаменов. В программу включены темы, связанные с целеполаганием и планированием деятельности, с приёмами тренировки познавательной деятельности, с развитием уверенности в себе, саморегуляции состояния. Материал занятий поможет участникам правильно спланировать свою деятельность при подготовке к экзаменам, разобраться в собственных особенностях реагирования на стрессовую ситуацию, а также позволит им выбрать наиболее приемлемые способы релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, научит самостоятельно развивать свои познавательные способности.

Программа рассчитана на 6 часов (1 час в неделю).

Структура занятий

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы:

1. Приветствие.

2. Разогревающее упражнение

3. Обобщение материала предыдущего занятия.

4. Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.

6. Рефлексия.

7. Прощание.

Тематическое планирование программы

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение в занятия

1

2

Уверенность в собственных силах

1

3

Как справиться со стрессом

1

4

Развиваем свои способности

1

5

Заключительное занятие

1

Итого:

5

Содержание занятий

Занятие 1. Введение в занятия

 Цели занятия: развитие умения самостоятельно определять цели и составлять планы своей деятельности.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Установочная беседа.

3. Игра «Торг» [7].

4. Рефлексия.

5. Прощание.

Занятие 2. Уверенность в собственных силах

 Цели занятия: развитие умения самостоятельно определять цели, составлять план своей деятельности, формирование представлений о возможных трудностях при сдаче экзамена, способах их преодоления, формирование личной ответственности за сдачу экзаменов.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Игра «Ассоциации» [11].

3. Обобщение материала предыдущего занятия.

4. Упражнение «Древо цели» [13].

5. Упражнение «Ящик Пандоры» [1].

6. Упражнение «Успех на экзамене: от кого он зависит?» [11].

6. Рефлексия.

7. Прощание.

Занятие 3. Как справиться со стрессом

Цели занятия: ознакомление со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, формирование умения управлять своим психофизическим состоянием, повышение сопротивляемости стрессу.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Упражнение «Самое трудное» [11].

3. Обобщение материала предыдущего занятия.

4. Мини-лекция «Стресс и тревога» (приложение 1).

5. Техника нервно-мышечной релаксации по Э. Джекобсону (приложение 2).

6. Притча о бабочке (приложение 3).

6. Рефлексия.

7. Прощание.

Занятие 4. Развиваем свои способности

Цели занятия: ознакомление учащихся с методиками и техниками самостоятельной тренировки концентрации и устойчивости внимания, гибкости мышления и мнестических функций.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Упражнение «Самый-самый» [11].

3. Обобщение материала предыдущего занятия.

4. Упражнение «Арифметическая прогулка» [10].

5. Упражнение «Игра с поиском чисел» [10].

6. Упражнение «Повороты и отражения» [10].

7. Упражнение «Прогулочная поездка» [10].

8. Рефлексия.

9. Прощание.

Занятие 5. Заключительное занятие

Цели занятия: обобщение материала предыдущих занятий, положительный настрой на сдачу экзаменов.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Игра «Отношение к ЕГЭ» [11].

3. Обобщение материала предыдущего занятия.

4. Упражнение «Путь утрат» [6].

5. Притча «Все в твоих руках» (приложение 3).

6. Обобщение материала предыдущих занятий.

7. Рефлексия.

8. Прощание.

Литература

1. Авидон И. А. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.

2. Вершинина О. А. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления. — Волгоград: Учитель, 2008.

3. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.

4. Грецов А. Г., Бедарева Т. А. Психологические игры для старшеклассников и студентов. — СПб.: Питер, 2008.

5. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.

6. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: «Речь», 2008. – 336 с.

7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 – 11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008 с.

8. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы. — Волгоград : Учитель, 2009.

9. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2013. – 320 с.

10. Симон Мартин. IQ. Развитие интеллекта и подготовка к тестам. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 608 с.

11. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работы с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184 с.

12. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

13. http://festival.1september.ru/articles/616559/

Описание используемых методик, технологий, инструментария

Профилактическая программа «Психологическая подготовка к экзаменам» разработана на основе технологии проведения группового тренинга умений, которая позволяет соединить дидактическое и практическое обучение. В занятия включены некоторые релаксационные техники и приёмы нервно-мышечного расслабления. Для разработки занятий также использовались: элементы погружения в определённую ситуацию, приёмы для проведения самоанализа и рефлексии, психологические разминки, игры, упражнения.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

1. Требования к специалистам, реализующим программу: Реализацию программы может взять на себя педагог-психолог или классный руководитель.

2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы: литература (см. выше).

3 Требования к материально-технической оснащённости учреждения для реализации программы: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций; памятки по мини-лекциям для учащихся как по количеству групп, на которые будет разделён класс, так и по количеству учащихся; бумага для заметок с клейким краем; компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций к занятиям.

4. Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы: для реализации программы в учреждении должны быть интернет, библиотека.

Сроки и этапы реализации программы

Программу рекомендуется реализовать в третьей учебной четверти (январь — февраль). В этот период проводятся пробные экзамены по основным предметам, ученики вплотную сталкиваются с ситуацией сдачи экзаменов. Таким образом, возрастает интерес старшеклассников к различным способам регуляции психофизического состояния организма в стрессовых ситуациях, что является дополнительным фактором усвоения предлагаемого материала.

Программа предполагает проведение 5 групповых занятий по 1 часу. Рекомендуется проведение не более двух занятий в неделю, так как материал требует осмысления и самостоятельных практических упражнений учащихся в удобной для них обстановке.

Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные:

1. Увеличение количества обратившихся за консультативной помощью.

2. Готовность старшеклассников к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.

Итоговые:

1. Организация полноценной психологической помощи старшеклассникам в подготовке к сдаче экзаменов.

2. Повышение сопротивляемости учащихся экзаменационному стрессу.

3. Повышение уровня уверенности в себе, в своих силах и способностях.

4. Снижение уровня школьной тревожности участников программы.

5. Ориентация учащихся в вопросах управления своим психофизическим состоянием.

6. Повышение уровня концентрации и устойчивости внимания, гибкости мышления, памяти.

Система организации внутреннего контроля реализации программы

Контроль реализации программы осуществляют директор образовательного учреждения. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчёт, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет дальнейший план работы с учащимися исходя из особенностей эмоционально-волевой сферы участников занятий. Внутренний контроль реализации программы ведётся по итогам анкетирования и наблюдений. Для этого предлагается вести дневник групповых занятий, а также использовать сведения по рефлексии каждого занятия, мини-обсуждение результатов. Для оценивания уровня тревожности старшеклассников можно использовать методику «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Методика включает оценивание ситуаций трёх типов: ситуации, связанные со школой, общением с учителями; ситуации, актуализирующие представление о себе; ситуации общения. Возможно также использование шкалы самооценки Спилбергера-Ханина, позволяющую дифференцированно измерить ситуативную и личностную тревожность. Для оценки сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе можно использовать опросник Рейзаса или любой другой, имеющийся в арсенале инструментария педагога-психолога. В разработки занятий не включено тестирование по предлагаемым методикам, поэтому педагог-психолог может самостоятельно ввести тестирование на первых занятиях и после реализации программы. Классному руководителю, социальному педагогу следует посоветоваться с психологом образовательного учреждения и наметить диагностику на удобное время.

Критерии оценивания достижения планируемых результатов

Основным критерием достижения выпускниками школы планируемых результатов программы является успешное прохождение экзаменационных испытаний. Количественными критериями можно считать: процент участия старшеклассников в занятиях по данной программе; отношение участников профилактических занятий к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразличное); степень готовности участников работы к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения (высокая, средняя, низкая); изучение и фиксирование тех реально проявляемых изменений, которые произошли или происходят в личности в результате осуществления программы (уровень тревожности, уровень уверенности в себе).

По результатам реализации программы предполагается составление методических рекомендаций по проведению занятий, а также проведение родительских собраний по теме «Помощь родителей в подготовке к экзаменам».


Приложение 1. Мини-лекция «Стресс и тревога»

«Наверное, каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием. Хотя тревожность – негативное эмоциональное состояние, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве.

Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации – схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного. В состоянии стресса возможности человека возрастают – мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети.

Широко известный термин стресс ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса – эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.

Чикагский врач Э. Джекобсон однажды обратил свое внимание на то, что напряженные пациенты не могут быстро и в полной мере расслабиться. Это заметно, например, по таким признакам, как наморщенный лоб. Джекобсон стал обучать своих пациентов упражнениям, в которых требовалось сначала напрячь определенную группу мышц, а затем расслабить ее, переходя от одной группы мышц к другой».

«Тот, кто сможет научиться расслабляться, при столкновении со стрессором получит возможность избрать наиболее верный способ реагирования. То есть вместо рефлексивной реакции можно просто остановиться, изучить природу угрозы, взвесить последствия возможных реакций и выбрать наиболее подходящую» (Э. Джекобсон).


Приложение 2. Техники нервно-мышечной релаксации по Джекобсону

1. Расслабление рук

«Устройтесь поудобнее и расслабьтесь, насколько вы можете.

Расслабившись, сожмите в кулак пальцы правой руки. Сжимайте их крепче и крепче, изучая в процессе сжатия ощущение напряжения. Почувствуйте напряжение кисти, а также напряжение в руке и предплечье.

Расслабьтесь. Позвольте пальцам вашей правой руки расслабиться. Отметьте разницу в ощущениях. Теперь позвольте себе расслабиться еще больше. Еще раз плотно сожмите руку в кулак. Оставьте ее в таком состоянии. Снова почувствуйте напряжение.

Отпустите напряжение, расслабьтесь, позвольте пальцам выпрямиться. Снова отметьте разницу. Теперь проделайте  то же самое с левой рукой.

Сожмите оба кулака крепко и сильно, ощутите напряжение в кистях. Изучите это ощущение и расслабьтесь. Выпрямите пальцы и ощутите расслабление. Продолжайте расслаблять руки.

Согните руки в локтях и напрягите бицепсы. Напрягите их сильнее и сосредоточьтесь на ощущении напряжения. Теперь выпрямите руки. Расслабьте их и снова почувствуйте разницу. Позвольте процессу релаксации продолжаться.

Снова напрягите бицепсы. Сохраняйте напряжение и внимательно его изучите. Выпрямите руки и расслабьтесь. Расслабьтесь по максимуму. Каждый раз, когда вы напрягаетесь и расслабляетесь, обращайте внимание на ощущения.

Выпрямите руки, выпрямите их так, чтобы как следует прочувствовать напряжение в трицепсах. Выпрямите руки и прочувствуйте напряжение. Снова расслабьтесь. Позвольте рукам занять удобное положение. Позвольте процессу релаксации течь произвольно. По рукам должно разливаться ощущение приятной тяжести по мере того, как они расслабляются. Снова выпрямите руки так, чтобы прочувствовать напряжение в трицепсах. Почувствуйте это напряжение и расслабьтесь.

Сосредоточьтесь только на расслаблении в руках, без всякого напряжения. Позвольте рукам занять удобное положение и расслабиться — больше и больше.

Продолжайте расслаблять руки».

2. Расслабление лица, шеи, плеч и верхней части спины

«Позвольте всем вашим мышцам освободиться от напряжения и отяжелеть. Устройтесь поудобнее.

Наморщите лоб, наморщите его сильнее. А теперь перестаньте морщить лоб. Расслабьтесь и разгладьте его. Представьте, что лоб и кожа на голове разглаживаются по мере расслабления.

Нахмурьтесь и наморщите брони, ощутите напряжение. Продолжайте напрягать брони и лоб. Снова разгладьте лоб. Теперь закройте глаза. Ваши глаза закрыты, вам удобно и приятно. Обратите внимание на ощущение расслабленности.

Сожмите челюсти и стисните зубы. Изучите напряжение в челюстях. Теперь расслабьте челюсти, Слегка разомкните губы. Ощутите расслабление.

Плотно прижмите язык к нёбу. Определите место напряжения. Теперь позвольте языку вернуться в его естественное, удобное положение.

Сомкните губы так крепко, как можете. Расслабьте губы. Отметьте контраст ощущений при напряжении и расслаблении. Почувствуйте, как расслабляется ваше лицо, лоб, кожа головы, глаза, челюсти, губы, язык, горло. Расслабляетесь все больше и больше.

Переходим к мышцам шеи. Запрокиньте голову как можно дальше, чтобы почувствовать напряжение в шее. Поверните голову направо, почувствуйте смену напряжения. Теперь поверните ее налево. Теперь выпрямите и наклоните голову вперед. Подбородок давит на грудь. Теперь позвольте голове вернуться в первоначальное положение и почувствуйте расслабление.

Пожмите плечами. Сохраните плечи напряженными. Уроните плечи и расслабьтесь. Почувствуйте, как Ваша шея и плечи расслабляются. Теперь снова пожмите плечами и сделайте ими круговое движение. Теперь подвигайте плечами вверх-вниз и вперед-назад. Почувствуйте напряжение в плечах и верхней части спины. Расслабьте плечи. Позвольте расслаблению проникнуть глубоко в ваши плечи и перейти в мышцы спины. Расслабьте шею и горло, челюсти и другие части лица.

Ощущение расслабления проникает все глубже и глубже».

3. Расслабление груди, живота и нижней части спины

«Как можно лучше расслабьте все тело. Почувствуйте приятную тяжесть, сопровождающую расслабление. Вдохните и выдохните - легко и свободно. Обратите внимание, как углубляется расслабление с вашим дыханием. Выдыхая, сосредоточьтесь на ощущении расслабления.

Теперь вдохните и наполните воздухом легкие. Вдохнув, задержите воздух. Сконцентрируйтесь на напряжении. Теперь выдохните, позвольте стенкам груди опуститься и автоматически вытолкнуть воздух из легких. Продолжайте расслабляться, дышите свободно и мягко. Расслабив вес остальные части тела как можно больше, снова наберите в легкие воздух. При вдохе задержите дыхание.

Выдохните, почувствуйте облегчение, дышите спокойно. Продолжайте расслаблять грудь, позвольте этому ощущению перейти на спину, на плечи, шею и руки.

Обратите внимание на мышцы живота. Напрягите мышцы живота, пусть ваш живот станет твердым. Сосредоточьтесь на напряжении. Расслабьтесь, отпустите напряжение и почувствуйте контраст ощущений. Снова напрягите мышцы живота. Удерживайте это напряжение, изучайте его. Расслабьтесь. Прочувствуйте это приятное ощущение, которое возникает, когда вы расслабляете живот.

Втяните живот. Ощутите напряжение. Теперь снова расслабьтесь, пусть Ваш живот вернется в свое естественное положение. Продолжайте дышать легко и свободно, почувствуйте приятный эффект массажа в области груди и живота. Снова втяните живот и почувствуйте напряжение. Теперь полностью расслабьте живот. Позвольте напряжению рассеяться по мере распространения расслабления. Почувствуйте, как Ваш живот все больше и больше расслабляется. Отпустите все зажатые мышцы во всем теле.

Направьте внимание на нижнюю часть спины. Выгните спину, как следует, прогнитесь и почувствуйте напряжение вдоль позвоночника. Теперь вернитесь в удобное положение, расслабьте нижнюю часть спины. Просто выгните спину и почувствуйте напряжение, появляющееся, когда вы прогибаетесь. Остальные части тела должны быть максимально расслаблены. Локализуйте напряжение в нижней части спины. Снова расслабьтесь, больше и больше.

Расслабьте нижнюю и верхнюю части спины, позвольте расслаблению перейти к животу, груди, плечам, рукам и лицу.

Расслабляйте эти части все больше и больше, глубже и глубже».

4. Расслабление бедер и икр

«Напрягите ягодичные и бедерные мышцы. Напрягите бедра, до предела согнув ноги. Вытяните ноги, расслабьтесь и почувствуйте разницу. Снова согните ноги в коленях и напрягите бедра. Удержите это напряжение. Снова вытяните ноги, расслабьте мышцы бедер. Позвольте процессу расслабления протекать естественно.

Вытяните ступни в обратную от головы сторону так, чтобы напряглись ваши голени. Изучите это ощущение напряжения. Расслабьте ступни и икры.

Потянитесь носочками в сторону головы и снова ощутите напряжение в мышцах голени. Верните ступни в первоначальное положение. Снова расслабьтесь, оставайтесь расслабленными некоторое время. Позвольте расслабиться себе еще больше. Расслабьте ступни, голени, колени, бедра и ягодицы. Почувствуйте тяжесть в нижней части тела по мере расслабления.

Позвольте расслаблению перейти на живот, талию и нижнюю часть спины. Позвольте ему проникать все глубже и глубже. Убедитесь в том, что ваше горло не напряжено. Расслабьте челюсти и шею, а также вес мышцы лица. Позвольте телу расслабиться па некоторое время. Позвольте себе расслабиться.

Вдохните глубоко и почувствуйте, как тяжелеет ваше тело. Медленно выдохните. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет. Если вы по-настоящему расслабились, то вы не в состоянии пошевелить пи одним мускулом своего тела. Подумайте о том усилии, которое понадобится, чтобы поднять правую руку. Думая об этом, обратите внимание, не появилось ли напряжение в плечах и руках. Теперь вы понимаете, что лучше не поднимать руку, а продолжать расслабляться.

Обратите внимание на то, что вам стало легче, а напряжение исчезло. Продолжайте в том же духе. Расслабляйтесь.

Когда вы захотите встать, сосчитайте от четырех до одного. Теперь вы полны сил, чувствуете себя хорошо и спокойно».


Приложение 3. Притчи

Притча о бабочке

Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.

Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил ... а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости: а Бог дал мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства: а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможности летать ... а Бог дал мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви ... а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ ... а Бог дал мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил:

Но я получил все, что было мне нужно.

Притча «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.