Коррекционно-развивающие программы психологического практикума

Завгородняя (Венза) Татьяна Владимировна

В презентации представлены программы психологического практикума по коррекционно-развивающей работе с учащимися с 7 по 11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchie_progrommy_venza_t.v.pptx274.52 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУ РС(к)ОШ viii вида Коррекционно-развивающие программы в работе педагога-психолога на коррекционных часах Подготовила: Венза Т.В., педагог-психолог

Слайд 2

Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 7-го класса «На ступеньку выше» Пояснительная записка: Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей подросткового возраста 13-14 лет с нарушениями в когнитивной сфере. Актуальность программы состоит в том, что количество детей, имеющих отклонения в психическом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по не усвоению школьной программы. Постоянная организация коррекционно-развивающего воздействия является основным фактором, обуславливающим более благоприятные условия для развития личности ребенка как в личностной, так и в познавательной сферах, характерной для данной категории учащихся. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности таких детей. Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, данных детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. У детей с когнитивными нарушениями на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден и дефектной оказывается уже первая ступень познания - восприятие.

Слайд 3

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми, таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью . Отмечается также узость объема восприятия. Ярко проявляются специфические черты мышления. Отличительной чертой мышления является некритичность , невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Все отмеченные особенности психической деятельности носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). В. И. Лубовский , М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии таких детей при правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Поэтому целью нашей программы является обеспечение специальной (коррекционной) помощи подросткам с нарушениями в когнитивном развитии . Задачи: Коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие памяти, внимания, восприятия) Развитие основных мыслительных функций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) Развитие различных видов мышления (наглядно-образного и элементов словесно-логического) Развитие коммуникативных навыков Методы и техники, используемые на занятиях: Беседа , м ини-лекции, релаксационные методы, коррекционно-развивающие упражнения, наблюдение , д иагностические методики

Слайд 4

Содержание программы : Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев: с сентября по май. Длительность одного занятия: 40 минут . Занятия проводятся два раза в неделю. Структура занятия: Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков (индивидуальные и групповые задания), Прощание , релаксация, ритуал выхода . Тематическое планирование: Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Работа Беседы, наблюдения Диагностика познавательной сферы Занятия по коррекции и развитию психических процессов Повторная диагностика познавательной сферы Кол-во занятий 8 8 6 10 4 8 8 8 8

Слайд 5

Программа коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга: «Какие мы» для учащихся 8-го класса Пояснительная записка : Актуальность : Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей подросткового возраста 12-15 лет с нарушениями в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. В настоящее время в коррекционной психологии отмечается значительный рост детей с отклонениями в развитии ( В.И.Лубовский , М.С.Певзнер, Б.П.Пузанов, К.С.Лебединская, Т.А.Власова, Н.М.Назарова, Н.Н.Малофеев , Г.Ф.Кумарина, У.В.Ульенкова ), в том числе, и с отклонениями в эмоционально-волевой и личностной сферах. При этом существенно изменяется структура психологических особенностей этой категории детей ( В.И.Лубовский , В.Г.Петрова, У.В.Ульенкова , О.Н.Усанова, М.И.Каргин). А, подростковый возраст, это тот период в жизни человека, когда на передний план выходит интимно-личностное общение, которое и характеризуется эмоциональными переживаниями подростка, требует от личности подростка способности взаимодействовать ( коммуницировать ) с другими людьми. В период психологического взросления подростка происходит расширение объема деятельности, качественное изменение характера, и поэтому у детей подросткового возраста может возникнуть чувство тревоги, агрессивность, повышенная возбудимость, сниженная самооценка, изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму и т.д. Поэтому проблема развития коммуникативных компетенций подростка очень актуальна и требует своевременной коррекции поведения, обучения навыкам релаксации и саморасслабления . Целью коррекционно-развивающей программы является актуализация и обеспечение личностного роста и развитие коммуникативных компетенций подростка.

Слайд 6

Задачи: Познание себя и других Обучение умению быть в мире с самим собой Формирование позитивного отношения к своему «Я» Развитие коммуникативных компетенций подростков Развитие навыков социального поведения, способности к эмпатии Формирование позитивного отношения к сверстникам Снижение агрессивности, тревожности Обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций Обучение приемам саморасслабления , снятия психомышечного напряжения Форма работы : занятия с элементами тренинга в микрогруппах ( в группе 2-3 человека). Методы и техники, используемые на занятиях: Диалоговые методы: беседа, эвристическая беседа, дискуссия, мини-лекции , р елаксационные методы, рефлексивные методы, ролевые мини-игры, развивающие упражнения и обучающие игры, наблюдение, диагностические методики. Содержание программы: Особенности программы: предполагается коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой. Данная коррекционно-развивающая программа включает в себя три блока: 1 блок: «Я и Я». Целью данного блока является осознание подростком самого себя, собственной индивидуальности, развитие внимания к себе, к свои чувствам, повышение самоуважения . 2 блок: «Я и мои эмоции». Целью второго блока является осознание собственных эмоциональных проявлений, снижение тревожности, агрессивности, понимание эмоциональных состояний другого человека, обучение навыкам саморегуляции и саморасслабления .

Слайд 7

3 блок: «Я и другие» . Цель третьего блока: понимание другого человека, развитие коммуникативных навыков, принятие другого человека. Длительность одного занятия: 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев: с сентября по май. Каждый блок включает в себя 4 занятия. Одно занятие состоит из 4-5 заданий. Структура каждого занятия: по своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть . После каждого упражнения – рефлексия. Тематическое планирование: Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Работа Беседы, наблюдения Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы 1 блок «Я и Я» Коррекционно-развивающие занятия 2 блок «Я и мои эмоции» Коррекционно-развивающие занятия 3 блок «Я и другие» Коррекционно-развивающие занятия Повторная диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы Кол-во занятий 8 8 16 12 16 8

Слайд 8

Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 9-11 классов «Пойми себя» Пояснительная записка: Актуальность: Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей подросткового возраста 15-17 лет. Подростковый возраст - это очень непростое время для самих ребят и их родителей. Поиски себя, общение со сверстниками, родственниками и учителями, первая любовь и первая вражда и т.д. На пути взросления каждому требуются поддержка и понимание. Причем, большинство подростков не обсуждают свои проблемы с родителями и школьными педагогами, предпочитая самостоятельно искать выход из трудных ситуаций. Отсюда – стрессы, нерешенные конфликты и комплексы, которые в дальнейшем омрачают жизнь уже взрослому человеку. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Поэтому коррекционно-развивающие занятия помогут решить проблемы, связанные с пониманием себя и окружающих. Целью данной программы является создание условий для личностного роста и самоопределения подростков . Задачи тренинга: Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

Слайд 9

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. 4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. Форма работы : занятия с элементами тренинга в группах (в группе 6-10 человек). Методы и техники, используемые на занятиях: Диалоговые методы: беседа, эвристическая беседа, дискуссия, мини-лекции, релаксационные методы, рефлексивные методы, ролевые мини-игры, развивающие упражнения и обучающие игры, наблюдение, диагностические методики Содержание программы : Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев: с сентября по май. Длительность одного занятия: 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Данная программа включает в себя 5 блоков: 1 блок «Какой Я» (самопознание, личностный рост) 2 блок «Я в мире профессий» (самоопределение) 3 блок «Что я чувствую» (развитие эмоционально-волевой сферы) 4 блок «Какие мы» (развитие коммуникативных навыков) 5 блок «Поговорим о…» (беседы по запросу детей, по новообразованиям и особенностям подростков) Структура занятия: Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков (индивидуальные и групповые задания), Прощание, релаксация, ритуал выхода., рефлексия.

Слайд 10

Тематическое планирование Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Работа Беседы, наблюдения Диагностика эмоционально-волевой, личностной сферы, профориентация 1 блок «Какой Я» Коррекционно-развивающие занятия 2 блок «Я в мире профессий» Коррекционно-развивающие занятия 3 блок «Что я чувствую» Коррекционно-развивающие занятия 4 блок «Какие мы» Коррекционно-развивающие занятия 5 блок «Поговорим о» Коррекционно-развивающие занятия Повторная диагностика эмоционально-волевой, личностной сферы, профориентация Кол-во часов 8 8 6 10 4 8 8 8 Ожидаемый результат: познание себя и других формирование навыков конструктивного общения и позитивного поведения; принятие ответственности за свои поступки; уверенное поведение; управление собственными чувствами и эмоциями о сознание своей жизненной перспективы

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!