Главные вкладки

    Дидактическая игра «Лото» на занятиях психолога.

    Лисицына Елена Анатольевна

    Опыт использования на занятиях дидактической игры "Лото".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon loto.doc451.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра «Лото» на занятиях психолога.

    Важным условием формирования познавательной деятельности младших школьников, развития их мышления, самостоятельности является игра.

    Игра – не просто привычное  времяпровождение  детей, она  стимулирует их познавательную деятельность, способствует повышению эффективности занятия. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки  и осмысленно применить полученные знания и умения в практике. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка.

    В течение нескольких лет работы  с детьми с ОВЗ я наблюдала, что закрепление и отработка полученных в ходе занятий навыков проходит более активно и интересно для ребят, если мы проделываем все это в игре.

    Очень часто ученики начальной школы, а особенно ребята билингвисты  затрудняются использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже, а порой даже просто определять род имени существительного. И хотя многие из моих учеников параллельно посещают занятия с логопедом, где этой проблеме уделяется большое внимание, она по-прежнему актуальна из года в год.

    Обогащая и активизируя словарь ребят на своих занятиях, я стараюсь помочь им закрепить в деятельности умение определять род имени существительного и умение задавать к нему вопросы. Для этого я использую  игру «Лото».

    Игра проста в применении, она состоит из 4 карт игрового поля, в клетках которых написаны вопросы: 1 карточка -  Какой? 2 карточка - Какая? 3 карточка - Какое? 4 карточка - Какие? А также маленьких карточек со словами (существительные в именительном падеже единственного числа, кроме тех, которые бывают только во множественном числе, например: «ножницы»), которые можно  хранить в мешочке. Кроме того в игре мы часто используем  также жетоны или фишки, которые получает каждый игрок за неправильный ответ. Все материалы для игры не сложно набрать на компьютере и распечатать, варьируя количество слов в игре.

    Правила игры как в обычном лото. Ведущий  вынимает слово из мешочка и называет его, тот, на чьей карточке напечатан вопрос, подходящий к этому слову, берет его и закрывает словом этот вопрос. В игре победит тот, кто первым закроет все слова своей карточки. Играть можно небольшими группами или вдвоем с ребенком на индивидуальных занятиях.

    На первом этапе, когда мы с ребятами только осваиваем игру, приветствуются устные рассуждения, позволяющие ребенку определить род существительного (например: машина – белая - какая? – ж.р.), если ребенок задает неправильный вопрос, то ребята помогают ему. Когда мы играем с ребенком вдвоем на индивидуальном занятии, я помогаю ребенку, накидывая для слова-задания прилагательные, выделяя интонацией их окончания (машина - белАЯ, большАЯ…).

    После того, как правила игры освоены, мы немного усложняем задачу, вводя жетоны за неправильные ответы, это позволяет держать ребят в тонусе, ведь теперь первое место зависит не только от последовательности доставаемых слов, но и от ошибок самих детей. В этом случае побеждает тот, у кого меньше всего штрафных жетонов.

    В группах, где детям очень сложно удержаться от подсказки или выкрикивания правильных ответов, введение штрафных жетонов очень дисциплинирует ребят. Они учатся сдерживать свои порывы, иначе даже обладая прекрасными знаниями, выиграть будет очень сложно.

    Со временем на месте ведущего оказывается каждый из группы, его задача достаточно сложна: следить за соблюдением правил, за правильностью ответов, за подведением итогов игры. Ребята с удовольствием берут на себя эту роль. На индивидуальном занятии мы с ребенком по очереди выполняем функции ведущего (того, кто достает слова из мешочка и следит за правильностью ответов) закрывая при этом слова на своих карточках.

    После того, как игра освоена, и количество ошибочных ответов детей снижается, мы переводим ее в разряд «бонусных мероприятий». Например, если на занятии дети выполнили все запланированные задания, и осталось немного времени до его окончания, то мы можем совершенно спонтанно организовать игру, быстро выбрав считалкой ведущего. Иногда игра организовывается на перемене, пока на занятие собираются  ребята из разных классов, те, кто пришел раньше играют в «Лото».

    Поскольку игра не требует сложной материальной подготовки (все карточки  к ней можно подготовить и без компьютера) ее можно рекомендовать для проведения дома в кругу семьи, а также  в школе, когда у ребят появляется свободное время.

    Игровые поля участников.

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото1502-min.jpg

    В процессе игры ребенок закрывает клетки на своем игровом поле и получает штрафные жетоны.

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото1504-min.jpg

    Так выглядит весь игровой набор. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото1505-min.jpg