Опыт организации и проведения интеллектуальной олимпиады с детьми с ОВЗ.

Лисицына Елена Анатольевна

В статье анализируется и обобщается опыт проведения  интеллектуальной олимпиады с учениками ОВЗ 3-4 и 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации и проведения интеллектуальной олимпиады с детьми с ОВЗ.

        Помимо  привычных нам коррекционно-развивающих занятий  психологическая и логопедическая работа с учащимися с ОВЗ  в школе может осуществляться в различных формах.  В нашем Центре с 2012 года используется такая интерактивная форма работы, как интеллектуальная олимпиада.

В современной школе существуют не только спортивные соревнования для учащихся, но и олимпиады по различным общеобразовательным предметам, психологии и т.д.,  в которых участники могут помериться своими умственными, творческими, изобретательными способностями.

Наверное, когда слышишь об олимпиаде среди учащихся с особыми образовательными потребностями, напрашивается вопрос: какая может быть олимпиада с детьми, обучающимися по программе VII вида в классах коррекционно-развивающего обучения или интегрированными в обычные классы массовой школы?

Ведь мы привыкли, что традиционно в олимпиаде участвуют и демонстрируют свои возможности ученики, которые не только хорошо усваивают стандартную программу, но демонстрируют свои выдающиеся способности и особый интерес к тому или иному предмету. И,  как правило,  в подобных ситуациях, да и вообще, что касается образовательных стандартов эта категория детей остаётся без внимания.

Наша интеллектуальная олимпиада позволила обратить внимание на детей с особыми образовательными потребностями. Дала им возможность посоревноваться, показать свои способности,  выполнить  интересные, увлекательные и творческие задания, оказаться в ситуации успеха, ощутить внимание к себе.

Цель, проводимой  нами ежегодно олимпиады, заключается в развитии у детей мотивации к познанию и творчеству, содействии их личностному развитию,  адаптации к жизни в обществе.

Главной  идеей олимпиады стало  стимулирование значительного количества школьников  с ОВЗ к познавательной деятельности.

Такая форма работы показалась нам особенно актуальной именно потому, что она позволяет - развивать опыт творческой деятельности, творческие способностей детей;   объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность ребятам практически применять приобретенные знания, умения и навыки.

Вариантов организации олимпиады в школе может быть большое количество. Нами был выбран вариант из 2 туров. I тур — занимательные задания по логопедии; II тур — психологические задания.

Задания олимпиады ежегодно формируются творческой группой на основе материалов методической литературы и интернет-ресурсов. Они подбираются с учетом принципа доступности обучения, что предполагает наличие  заданий различной степени сложности. Мы  исходим из того, что ситуацию успеха должен испытывать каждый ребенок, получая при выполнении заданий удовольствие.

В отличие от других олимпиад, наша олимпиада носит межпредметный и метапредметный характер.

Так же, при подборе заданий мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности школьников. Важно, что участие ребенка в олимпиаде является для него успехом, что подтверждается получением почетной грамоты за участие.

Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало базовых школьных знаний соответствующего уровня, а также с учетом  особенностей интеллектуального развития наших участников. В то же время большинство заданий для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. Задания максимально разнообразны и охватывают различные   психические функции.  Время для выполнения детьми заданий не ограничивается, что позволяет быть успешными также детям, которые медленно работают.

Творческая группа, ответственная за организацию и проведение олимпиады, выполняет и функцию жюри,  которое оценивает ответы участников.

Организовывается  олимпиада как недельная акция в тех ОУ, в которых ведут занятия наши специалисты. Определив начало и конец мероприятия в целом, мы не ограничиваем специалистов определенными датами, все зависит от расписания в каждой конкретной школе.

Как уже отмечалось, одним из главных наших стремлений является создание атмосферы праздника во время весьма ответственной для ребят работы. Поэтому мы большое значение придаем оформлению листа с заданиями, возлагая на него несколько функций. Лист должен быть красивым, с ним должно быть приятно работать; его оформление должно привлекать внимание к задаче, заинтересовывать ученика в ее решении, уменьшать объем рутины, акцентируя творческую, созидательную работу.

Первая олимпиада была проведена нашими специалистами в апреле 2012 года. В мероприятии приняли участие учащиеся 3-4 классов коррекционно-развивающего обучения МБУ № 69, 78, а также учащиеся, интегрированные в массовые классы в МБУ № 46, 73, 93. Всего в олимпиаде участвовал 71 школьник.

Перечень нормативных актов, регламентирующих проведение олимпиады: Приказ № 19-од от 18.04.2012, Положение о городской Олимпиаде для детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Детям были предложены игровые задания на развитие психических функций и развитие речи в соответствии с возрастными нормами.

Так, например, задача №1, предложенная ученикам  «Расшифруй задание» -   ее  выполнение  показывает развитие  внимания, логики, навыков счета. Техническая часть работы в этом задании заключается всего лишь в написании 8-ми букв с черточками, основное его назначение – обучающее.  При его решении ученик знакомится со старославянским языком, получает историческую справку, в том числе и графическую, и узнает о том, что арабская цифирь не является единственным способом записи числа, тренирует психическую функцию «переноса понятий», крайне важную для всего процесса обучения. Косвенно воспитывается патриотизм (Россия в начале прошлого тысячелетия была гораздо грамотнее Европы). Кроме того, эта относительно простая задача обеспечивает состояние успешности у каждого участника.

Задача №2 «Мышь» -  ее решение задействует образное мышление, математические способности: Лист бумаги сложили пополам три раза, и в сложенном листе мышь прогрызла три сквозные дырки, не попадающие на сгибы. Потом лист развернули. Сколько дырок оказалось на листе? Ответ: ____________________  

Примечательно, что несколько человек решили ее экспериментально – сложили лист и проткнули дырки.

 Задача №3 «Дважды два»  – задействовала творческое мышление ребят: Объясните как может случиться, что 2+2=5?  Ответ: ____________________  

 Ответы на это задание получены от вполне математических: если сложить вместе 2 квадрата и 2 квадрата, то получится 5 квадратов (вместе они образуют еще один «большой» квадрат 2X2), до совершенно жизненных (ученик не знает арифметику).

  Задача №4 «Пословицы»,  потребовала от наших учеников  знания пословиц, хорошей осведомленности: Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их:

ввклоо  бостьяя — в есл ен диотхь ___________________________________________

тен адмы збе гняо _________________________________________________________

Для выполнения задачи №5  потребовалась общая осведомленность ребят. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице,  зоопарке, в поликлинике, в поезде, в  школе, в музее  в монастыре, в самолете на корабле, в театре, на заводе, в больнице.

  Для проведения языкового блока  были подобраны разнообразные задания и упражнения для учеников, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или "ошибки роста", то есть трудности в усвоении правил русского языка. В упражнения были включены полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстративного материала; а также филлворды, сканворды, кроссворды и т. д.

По итогам работы в каждом образовательном учреждении были подсчитаны баллы  и  средний процент выполнения заданий. Наши специалисты учли результаты детей и совместно с педагогами внесли коррективы в планы работы на следующий учебный год.

Для участников же олимпиада осталась ярким событием, в котором они показали все свои способности. Почетные грамоты участников мы постарались вручить в максимально торжественной обстановке. В каких-то школах это сделано на чаепитии в классе, в других на торжественных линейках. Для многих ребят это  была первая в жизни грамота, являющаяся признанием их способностей и возможности быть успешными в школе наравне с другими детьми.

В апреле 2013 года нами была проведена вторая интеллектуальная олимпиада для детей с ОВЗ. Отличительным моментом этой олимпиады было то, что на усмотрение специалистов она проводилась либо в свободное от  учебы время, либо на специально отведенных для этого учебных часах. В некоторых ОУ ребята, получив задание на занятии психолога или логопеда, могли решать его не торопясь в течение 2-3 дней, приходить после уроков или на переменках, делать исправления (сами задания не выносились ребятами за пределы кабинета психолога или логопеда). Т.о. нам удалось запустить механизм интересного, таинственного для остальных детей мероприятия. Надо отметить, что в некоторых школах эффект превзошел наши ожидания, когда дети с ОВЗ приводили на переменах своих одноклассников, которым тоже хотелось решать логические задачки, отгадывать загадки и т.д. Кроме того мы увеличили количество участников нашего мероприятия, разработав задания для учеников 5-6 классов.

        Цель олимпиады заключалась в следующем -  дать возможность школьникам с ОВЗ осознать, что совершенствовать свой ум, расширять свои знания – это интересно и социально престижно.

        Олимпиада снова   состояла из  двух  блоков заданий:          1 – психологические задания, 2 – логопедические задания и   проводилась так же в апреле, как некое мероприятие по промежуточному подведению итогов работы.  

Всего в мероприятии приняли участие учащиеся 3-4 и 5-6 классов коррекционно-развивающего обучения МБУ № 69, 70, 73, а также учащиеся, интегрированные в массовые классы в МБУ № 28, 32, 40, 43, 46, 56, 61, 64. 72, 74, 82, 84, 86, 87, 93. Таким образом, в 2013 году мероприятием были охвачены 18 образовательных учреждений.  Всего в олимпиаде принимали участие  202 школьника. В решении заданий психологического блока приняли участие 160 школьников 3-4 и 5-6 классов. В решении заданий логопедического блока приняли участие 86 школьников 3-4 и  20 учащихся 5-6 классов.

Участниками творческой группы был сделан анализ результативности выполнения заданий учениками.

        Психологический блок заданий для учеников 3-4 классов состоял из 9 заданий, каждое из которых включало в себя от 1 до 17 задач. При успешном решении всех заданий учащийся мог набрать максимально возможное количество баллов — 73.  Результаты учащихся при выполнении всех заданий блока получены в диапазоне от 15 до 58 баллов.

        На основе анализа процента выполнения каждого из заданий блока был составлен рейтинг выполнения их учащимися.

        Так,  на первом месте с результативностью 83% выполнения  находилось задание №2 состоящее из одной карточки, на которой расположено 12 зашумленных картинок (контуры картинок, наложенных друг на друга), которые ребенку необходимо найти.   Решение этого задания возможно при хорошем развитии внимания, особенно таких его параметров как распределение и объем.  

        На втором месте задание №7, результативность его выполнения 79%. Это задание состоит из 10 проб на классификацию. Решение его возможно при условии сформированности у ребенка логической операции мышления - классификация, т. е.  умения  распределять  какие-либо однородные предметы или понятия по классам, разрядам и т.п. согласно отличительным признакам, свойствам.

        На третьем месте задание № 6, результативность его выполнения 65%.  Это задание включает в себя 17 задач (вопрос - ответ), выполнение которых возможно при условии хорошего понятийного запаса учащегося, ориентации в окружающем мире, умении оперировать словесными значениями, находить причинно-следственные связи между понятиями, сравнивать, обобщать.

        Далее в рейтинге следовало задание №4, результативность его выполнения 53%. Это задание включает в себя одну логическую задачу, решение которой требует хорошего развития образного мышления.

        Результативность  выполнения равная 42% получена при решении задания №1  и задания №3, состоявших из задач на наглядно-образное мышление. Решение задания №1 потребовало от учащихся задействовать аналитико-синтетические возможности своего мышления, внимание, умение сравнивать. Это  задание состоит в том, чтобы быстро и точно определить какую нарисованную фигуру нельзя вырезать и из фигуры-образца. Задание №3  состоит из рисунка матрицы с фигурами, расположенными в ней в  определенной  закономерности, в которую нужно вписать оставшиеся фигуры, сохраняя эту закономерность. Решение этого задания потребовало умения устанавливать логическую закономерность построения ряда геометрических фигур.

        Задание №9  состояло из головоломки, в которой, пройдя по стрелкам, ребенок получал  собранный из отдельных букв текст пословицы, результативность его выполнения составила 37%. Задание выполнялось при условии хорошего понимания простых указаний и четкого их выполнения. Для его выполнения необходимо хорошо развитое внимание, а также умение различать отдельные слова в предложении.

        На предпоследнем месте в рейтинге стояло задание №8, результативность его выполнения составила 30%.  Задание включает в себя одну логическую не числовую задачу (текстовую задачу, в которой требуется распознать объекты и расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам).  Задача решается способом рассуждений.  Для решения задачи дети должны уметь  правильно рассуждать, используя последовательно все условия задачи.

        Замыкало рейтинг задание № 5, в котором нужно подсчитать, сколько треугольников содержит  фигура - правильный пятиугольник с вписанной в него звездой. Результативность его выполнения составила всего 19%.  для решения этого задания необходим хороший объем внимания, развитые аналитико-синтетические способности мышления, способность мыслить не шаблонно.

Полученные данные были представлены в виде таблицы:        

рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

№ задания

2

7

6

4

1,3

9

8

5

%

вып-ия

83

79

65

53

42

37

30

19

        Аналогичным образом был сделан анализ результативности решения заданий 1 тура  олимпиады в 5-6 классах.  Этот блок состоял из 11 заданий, содержащих от 1 до  13 задач. Максимально возможное количество баллов, которое могли набрать учащиеся равно 92. Результаты учащихся среднего звена расположились в диапазоне от 23 до 78 баллов.

        Анализ процента выполнения учащимися всех заданий показал следующую картину:

        На первом месте  с результативностью выполнения 97% стояло задание №5. Задание состоит из 7 задач, в которых необходимо преобразовать слова в закодированную форму, посредством замены каждого символа с некоторым определенным условным знаком. Решение задания возможно при условии хорошего   распределения внимания,  активной работы памяти, сформированности зрительно-моторного анализа.

        На втором месте задание №4, результативность его  выполнения равна 94%. Задание состоит из 8 проб, в которых для каждого понятия необходимо найти пару - обобщающее его понятие.  Решение задания возможно при условии хорошего развития логической операции обобщения посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания.

        На третьем месте задание №10, результативность его выполнения 93%. Задание состоит из  таблицы, в которой  написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её. Решение этого задания возможно при условии сформированности у ребенка умения действовать по заданному алгоритму, хорошей концентрации внимания, умения работать с письменной инструкцией.

        Далее в рейтинге следовало задание № 8 состоящее из одной карточки, на которой расположено 9 зашумленных картинок (контуры картинок, наложенных друг на друга), которые ребенку необходимо найти. Результативность  выполнения этого задания равна 84%. Решение этого задания возможно при хорошем развитии внимания, особенно таких его параметров как распределение и объем.  

        Результативность выполнения задания № 11 составила 81%. Это задание состоит из 13 задач (вопрос-ответ), для решения которых необходима хорошая общая осведомленность в различных жизненных сферах, а так же нестандартное  мышление, а именно такое его качество, как гибкость и отход от шаблонов в рассуждениях.

        Задание № 7 выполнено учащимися с результативностью 75%. Оно состоит из 12 анаграмм (слов, буквы которых перемешаны в произвольном порядке). Успешное решение этих задач,  а именно - нахождение слов, которые можно составить из исходного  набора букв возможно при хорошем уровне развития аналитико-синтетического мышления, достаточном словарном запасе, хорошей концентрации и переключении внимания, а также развитом языковом чутье.

        Следующую строчку рейтинга занимало задание №3, результативность его выполнения равна 71%. Задание состоит из трех задач в которых задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей. Решение задания возможно при условии хорошего развития умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру, а так же умения решать задания в наглядно-образном плане.  

         Далее в рейтинге следовало задание №1, в котором на листе напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Дети просматривают внимательно каждую строку и пытаются обнаружить среди случайных букв слова. Они должны отыскать эти слова и подчеркнуть их. Результативность  выполнения этого задания равна 66%. Решение этого задания возможно при хорошем развитии        произвольного внимания детей, таких его показателей, как объем внимания, его устойчивость, переключение и распределение.

        Задание № 2 выполнено учащимися с результативностью 58%. Оно состоит из набора слов из различных областей жизнедеятельности человека, среди которых есть названия растений, которые детям необходимо найти и подчеркнуть. Решение этого задания требует от учащихся хорошего словарного запаса, развития произвольного внимания (переключение, распределение), достаточного объема кратковременной памяти, чтобы удерживать инструкцию.

        Предпоследнее место в рейтинге занимало задание №9, в котором нужно подсчитать сколько треугольников содержат 2 фигуры — треугольники, разделенные с помощью линий каждый на несколько маленьких треугольников и сравнить в каком случае треугольников больше. Результативность  выполнения этого задания равна 55%. Для решения этого задания необходим хороший объем внимания, развитые аналитико-синтетические способности мышления, способность мыслить не шаблонно.

        Замыкало рейтинг задание № 6, результативность его выполнения составила 46%. Это задание состоит из 7 логических не числовых задач (текстовых задач, в которых требуется распознать объекты и расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам). Задачи решаются способом рассуждений.  Для решения задач дети должны уметь  правильно рассуждать, используя последовательно все условия задач.

        Полученные данные были представлены в виде таблицы:        

рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

№ задания

5

4

10

8

11

7

3

1

2

9

6

%

выполн-ия

97

94

93

84

81

75

71

66

58

55

46

        Логопедический блок включал в себя такие разделы в развитии речи учащихся, как:

* фонематическое восприятие речи,

* грамматический строй,

* словарный запас.

        Обработав и проанализировав систематизированные таким образом ответы учащихся, мы получили некую общую картину развития наших детей, которая позволила педагогам-психологам и учителям – логопедам учесть эти особенности в индивидуальных программах работы с учащимися и обогатить УМК к групповым программам новыми играми, упражнениями, заданиями.

        По итогам олимпиады все учащиеся   независимо от успешности выполнения заданий были   награждены  Почетными грамотами  и   Дипломами. Особенно подчеркивалось, что проигравших в этом соревновании нет, что каждый смог решить правильно какую-то часть заданий.

В апреле 2014 года проведена третья интеллектуальная олимпиада для учеников с ОВЗ, в которой приняли участие  учащиеся 3-4 и 5-6 классов коррекционно-развивающего обучения МБУ № 62, 69, 73, а также учащиеся, интегрированные в массовые классы в МБУ № 46, 28, 82, 61, 40, 72, 84, 87, 74, 86, 43, 64, 62. Таким образом, в 2014 году мероприятием были охвачены 16 образовательных учреждений.  Всего в олимпиаде принимали участие  198 школьников.

Основная роль психологов и логопедов, проводивших эту олимпиаду – это наставники, помогающие войти в активное, творческое состояние, создающие атмосферу открытости и доверия. Психологическое и логопедическое развивающее содержание проведенной  олимпиады  естественно «встраивается» в образовательную среду школы. Интеллектуальная олимпиада   спланирована и реализована нами как акция, как праздник – праздник познания, интеллекта, образованности.

        В решении заданий психологического блока приняли участие 132 школьника 3-4 и 5-6 классов. В решении заданий логопедического блока приняли участие 125 учащихся 3-4 классов.

По итогам работы был проведен анализ результативности участия школьников в олимпиаде.

Блок  заданий для учеников 3-4 классов состоял из 13 заданий, каждое из которых включало в себя от 1 до 10 задач. При успешном решении всех заданий учащийся мог набрать максимально возможное количество баллов — 33.  Результаты учащихся при выполнении всех заданий блока получены в диапазоне от 5 до 37 баллов.

        Проанализировав процент выполнения каждого из заданий творческая группа составила рейтинг выполнения их учащимися.

        Так,  на первом месте с результативностью 77,5% выполнения  находилось задание №11 состоявшее из 4 карточек, на которых напечатано по одному слову, буквы в котором перепутаны и прочитать его возможно лишь проследив каждую букву при помощи дорожек.    Решение этого задания возможно при хорошем развитии внимания, особенно таких его параметров как сосредоточение и концентрация.  

        На втором месте задания №3 и №10 с результативностью  выполнения 70%. Эти задания  можно отнести к блоку математических и пространственных представлений. Решение их возможно при условии сформированности у ребенка умения рассуждать и находить логическую закономерность в построении цифрового ряда.

        На третьем месте задание № 3, результативность его выполнения 66%. Для правильного решения ребенку было необходимо решить простой ребус, в котором использованы рисунки и письменная инструкция к ним.

        Далее в рейтинге выполнения следовало задание №12, результативность его выполнения 53,4%. В этом задании ребенку необходимо было написать каким профессиям соответствуют описываемые действия. Справились с этим заданием ребята, имеющие хороший понятийный запас и ориентирующиеся в окружающем мире.

        На пятом месте с результатом выполнения равным 53% следовало задание №8, в котором из массива букв необходимо было выделить осмысленные слова. Для выполнения задания детям необходимо было иметь хорошо развитое внимание и словесное чутье.

        Результативность  выполнения равная 50% получена при решении задания №6, содержащего в себе одну задачу, построенную на словарном материале (навыки словообразования).

         Задание №1 включало в себя 10 вопросов на знание сказочных героев и предметов. Процент выполнения этого задания составил 44%.

        В задании №5 детям необходимо было определить родство животных по их названиям (взрослое-детеныш). Результативность его выполнения равна 40%.

        Далее, с результативностью выполнения равной 35%, следовало задание №7 в котором детям надо было вспомнить пословицу и ответить на вопрос, связанный с ней.

        Процент выполнения задания №2 составил 30%, в этом задании ребенку было необходимо сориентироваться в названиях дней недели относительно друг друга (завтра, позавчера и т. д.) чтобы правильно ответить на вопрос.

        Результативность равная 26% получена при выполнении задания №9, в котором ребенку было необходимо расставить числа от 0 до 9 учитывая определенные условия расположения этих чисел относительно друг-друга.

         Наименьший процент выполнения получен в задании №4, в котором ребенку необходимо было решить логическую задачу.

рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ задания

11

10, 3

13

12

8

6

1

5

7

2

9

4

%

выполн-ия

77,5

70

66

53,6

53

50

44

40

35

30

26

20

        Аналогичным образом был сделан анализ результативности решения заданий 1 тура  олимпиады в 5-6 классах.  Этот блок состоял из 16 заданий, содержащих от 1 до  11 задач. Максимально возможное количество баллов, которое могли набрать учащиеся равно 38. Результаты учащихся среднего звена расположились в диапазоне от 1 до 35 баллов.

        Анализ процента выполнения учащимися всех заданий показал следующую картину:

        На первом месте  с результативностью выполнения 85% стояло задание №16. Для правильного решения ребенку было необходимо решить простой ребус, в котором использованы рисунки и письменная инструкция к ним (слово собирается по первым буквам нарисованных животных).

        На втором месте задание №5, результативность его  выполнения равна 80%. Ответить на вопрос задания ребенок может только при условии хорошей ориентации названий языков различных стран (словообразование).

        На третьем месте задание №15, результативность его выполнения 78%. В этом задании детям было необходимо решить две логические задачи (текстовые, не цифровые).

        Далее в рейтинге следовало задание № 14 состоявшее из двух строчек букв, набранных в случайном порядке, среди которых спрятаны слова, которые ребенку необходимо найти и составить из них  предложение. Результативность  выполнения этого задания равна 65%. Решение этого задания возможно при хорошем развитии        произвольного внимания детей, таких его показателей, как объем внимания, его устойчивость, переключение и распределение.

        Результативность выполнения задания№ 7 составила 63%. Задание состоит из 4 примеров в которых необходимо преобразовать буквы в цифры, посредством замены каждого символа используя «ключ» Решение задания возможно при условии хорошего   распределения внимания,  активной работы памяти, сформированности зрительно-моторного анализа.

        Шестое место в рейтинге выполнения заняли задания №9 и №11 с результативностью выполнения равной 62%. В этих заданиях ребятам необходимо найти закономерность в расположении   цифр  в ряду, а также закономерность в расположении геометрических фигур в ряду. Поняв эту закономерность вписать недостающий элемент в ряд.

        Следующую строчку рейтинга занимали также два  задания № 4 и№2 с результативностью выполнения 60%. Для решения этих словесных заданий детям необходимо иметь хорошо развитое языковое чутье, а также понимать принципы словообразования и знать значение устойчивых словосочетаний.

         Задание № 8 выполнено учащимися с результативностью 56%.  Решить его правильно могли лишь те дети, которые знают как зовут известных деятелей науки и искусства.

        Далее в рейтинге следовало задание №12, в котором дана логическая задача решить которую можно при условии хорошего развития умения рассуждать, продумывая все возможные варианты  манипуляции с известными данными, решение этой задачи можно осуществить и с помощью наглядной схемы. Результативность  выполнения этого задания равна 49%.

        Задание № 3 выполнено учащимися с результативностью 47%. В нем ученикам необходимо было правильно определить что означает выражение «седьмая вода на киселе».

        На одиннадцатом месте рейтинга выполнения находилось задание №1. В нем ребятам необходимо было ответить на 11 вопросов, касающихся различных областей жизни, формулировки которых были весьма нестандартными, а поиск ответа предполагал гибкость мышления. Результативность выполнения этого задания равна 46%.

        Задание № 6 состоявшее из одной логической задачи, решение которой может быть выполнено как устно, так и с помощью схемы,  имело  результативность 43%.

        Предпоследнее место в рейтинге занимало задание №10, состоявшее из задачи в которой  детям необходимо оперировать незнакомыми счетными единицами, устанавливая соотношение между ними в ходе ответов на вопросы.

        Замыкало рейтинг задание № 13, результативность его выполнения составила 27%. В этом задании необходимо было решить задание на пространственное представление, разделив геометрическую фигуру на три равные части.

                

рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

№ задания

16

5

15

14

7

9,11

2,4

8

12

3

1

6

10

13

%

выполн-ия

85

80

78

65

63

62

60

56

49

47

46

43

38

27

В решении заданий логопедического блока приняли участие 86 школьников 3-4 и  20 учащихся 5-6 классов. Логопедический блок включал в себя такие разделы в развитии речи учащихся: 

        Первый раздел - фонематическое восприятие речи.

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.

Этот раздел включал в себя такие виды заданий как:

1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные.

2. Доскажи словечко.

3. Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и запись ниже).

4. Расположить буквы по величине от самой высокой к самой низкой и наоборот.

5. Шифровка. Какие слова в записке (запишите эти слова)?

6. Поиск слогов.

7. Логика в грамматике.

№ОУ

3-4 классы кол-во

человек        

                                  средний

                                    балл

5-6 классы кол-во

человек        

                                  средний

                                    балл

МБУ № 73

27 человек        

                                    17,7

_______________

МБУ № 40

4 человека        

                                    13,5

           _______________

МБУ № 87

2 человека        

                                    29,0

           _______________

МБУ № 84

3 человека

                                    30,0

           _______________

МБУ № 93

3 человека

                                    27,6

2 человека

                                     27,0

МБУ № 86

12 человек

                                    13,1

           _______________

МБУ № 70

23 человека

                                    12,9

           _______________

МБУ № 46

5 человек

                                     24,6

           _______________

МБУ № 74

5 человек

                                     19,2

           ______________

МБУ № 69

           _______________

20 человек

                                      20,1

        Второй раздел - грамматический строй речи.

Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

        Важным показателем уровня развития речи учащихся является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания («на скорую руку», «ни свет, ни заря» и т.п.), умение употреблять образные слова и выражения.

Этот раздел включал в себя такие виды заданий как:

  1. Найди и подчеркни существительные мужского рода.
  2. Поставь существительное во множественном числе.
  3. Подобрать как можно больше определений к овощам.
  4. Напиши правильно.

№ОУ

3-4 классы кол-во

человек        

                                  средний

                                    балл

5-6 классы кол-во

человек        

                                  средний

                                    балл

МБУ № 73

27 человек        

                                    8,0

_______________

МБУ № 40

4 человека        

                                    6,5

           _______________

МБУ № 87

2 человека        

                                    16,0

           _______________

МБУ № 84

3 человека

                                    48,0

           _______________

МБУ № 93

3 человека

                                    16,0

2 человека

                                     22,0

МБУ № 86

12 человек

                                    4

           _______________

МБУ № 70

23 человека

                                    4,6

           _______________

МБУ № 46

5 человек

                                    10,8

           _______________

МБУ № 74

5 человек

                                     12,4

           _______________

МБУ № 69

           _______________

20 человек

                                     20,5

        Третий раздел – словарь.

Словарный запас речи учащихся – это наличие в употребляемой речи разных частей (существительных, прилагательных, глаголов и др.); формирование различных способов словообразования и словоизменения; построение предложений разных типов и составление рассказов по опорным картинкам, плану, схеме; развитие логического мышления, внимания, памяти.  

Этот раздел включал в себя такие виды заданий как:

  1. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
  2. О каком слове идёт речь?
  3. Замени словосочетание одним словом-синонимом.
  4. Подбери антонимы к словам.
  5. «Из какой сказки эти герои?

№ОУ

3-4 классы кол-во

человек        

                                  средний

                                    балл

5-6 классы кол-во

человек        

                                  средний

                                    балл

МБУ № 73

27 человек        

                                    7,1

_______________

МБУ № 40

4 человека        

                                    9.7

           _______________

МБУ № 87

2 человека        

                                    6,0

           ______________

МБУ № 84

3 человека

                                    6,6

           _______________

МБУ № 93

3 человека

                                    9,3

2 человека

                                     14,0

МБУ № 86

12 человек

                                    1,8

           _______________

МБУ № 70

23 человека

                                     4,2

           _______________

МБУ № 46

5 человек

                                    10,4

          _______________

МБУ № 74

5 человек

                                     6,8

          _______________

МБУ № 69

            _______________

20 человек

                                     15,6

По итогам олимпиады все учащиеся   независимо от успешности ее прохождения награждены  Почетными грамотами  и   Дипломами. Полученные результаты учтены при пополнении методической копилки Центра новыми программами работы, стимульным и игровым материалом.

В апреле 2015 года в четвертой олимпиаде также приняли участие обучающиеся 3-4 и 5-6 классов коррекционно-развивающего обучения МБУ № 62, 69, 73, а также обучающиеся, интегрированные в массовые классы в МБУ № 28, 40, 46, 58, 61, 71, 74, 82, 86, 87, 88.

Таким образом, в 2015 году мероприятием были охвачены  15 образовательных учреждений.  Всего в олимпиаде принимали участие  178  школьников. В решении заданий психологического блока приняли участие 135 школьников 3-4 и 5-6 классов.

Психологический блок заданий для учащихся 3-4 классов состоял из 14 заданий, каждое из которых включало в себя от 1 до 18 задач. При успешном решении всех заданий учащийся мог набрать максимально возможное количество баллов — 77.  Результаты учащихся при выполнении всех заданий блока получены в диапазоне от 7 до 76 баллов.

        Проанализировав процент выполнения каждого из заданий, творческая группа составила рейтинг выполнения их учащимися.

        Так,  на первом месте с результативностью 85,5% выполнения  находилось задание №14 содержавшее в себе 2 задачи для развития логики и воображения (лабиринт, поиск одинаковой фигуры).  Решение этого задания возможно при хорошем развитии внимания, особенно   таких  

его параметров, как сосредоточение и концентрация. 
        На втором месте задание № 9  «Шифровальщик» результативность его выполнения 83,7%. Выполнение этого задания показывает развитие внимания и ассоциативной памяти ребенка.

На третьем месте задание № 1 «Исключение лишнего понятия» с результативностью выполнения 67,8%. Успешность выполнения этого задания зависит от сформированности понятийной сферы, способности к классификации, т. е.  умения  распределять  какие-либо однородные предметы или понятия по классам, разрядам и т.п. согласно отличительным признакам, свойствам, и анализу.

Далее в рейтинге выполнения следовало задание №8 «Найди все слова в таблице», результативность его выполнения 60,3%. Выполнение этого задания показывает, как ребята умеют анализировать массив информации, насколько развито их внимание и наблюдательность.

На пятом месте с результатом выполнения равным 59,2% следовало задание №3, в котором в 2-х пробах детям необходимо было ответить на вопрос, опираясь на свои знания и словарный запас.

Результативность  выполнения равная 58,3% получена при решении задания №6, «Антонимы». Хорошие результаты в этом задании показали те ребята,  у которых  развита ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.

В задании №7 детям необходимо было подобрать общее понятие к паре слов. Результативность его выполнения равна 51,7%. Выполнение этого задания показывает, что ребенок умеет сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем умеет искать сходные существенные признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу.

Задание №4 состояло из одной логической задачи. Процент выполнения этого задания составил 48%. Кроме собственно умения логически рассуждать, при решении этой задачи детям необходимо было хорошо ориентироваться во временных понятиях (послезавтра, порядок дней недели и т.д.). 

        Далее, с результативностью выполнения равной 40%, следовало задание №13 в котором детям надо было в каждой строчке вычеркнуть повторяющиеся буква, а из оставшихся -  составить слова. Выполнение задания может быть успешным только при условии хорошего развития внимания. 

Процент выполнения задания №2 составил 34,7%, в этом задании ребенку было  ответить на 10 вопросов, выполнение которых возможно при условии хорошего понятийного запаса учащегося, ориентации в окружающем мире, умении оперировать словесными значениями 

Результативность равная 31,25% получена при выполнении задания №12, состоящего из четырех логических задач, решение которых требует хорошего развития образного мышления.  

Задание №5 состояло  из 4 проб, которые  можно отнести к блоку математических представлений. Решение их возможно при условии сформированности у ребенка умения рассуждать и находить логическую закономерность в построении цифрового ряда. Процент выполнения его составил 29,2%.

На предпоследнем месте в рейтинге оказалось задание №11, результативность его выполнения составила 28,3%.  Задание включает в себя одну задачу, которая  решается способом рассуждений.  Для решения задачи дети должны уметь  правильно рассуждать,  сравнивать, находить тип связи между словами в паре, исключать пару слов, не подошедшую под выявленный тип.

 Замыкало рейтинг задание №10, которое также состояло из одной логической задачи, построенной на математическом материале. Выполнить это задание смогли ученики, которые умеют четко и последовательно выполнять письменные инструкции. Результативность этого задания составила 26,7%.

рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

№ задания

14

9

1

8

3

6

7

4

13

2

12

5

11

10

%

вып-я

85,5

83,7

67,8

60,3

59,2

58,3

51,7

48

40

34,7

31,25

29,2

28,3

26,7

Аналогичным образом был сделан анализ результативности решения заданий 1 тура  олимпиады в 5-6 классах.  Этот блок состоял из 12 заданий, содержащих от 1 до  15 задач. Максимально возможное количество баллов, которое могли набрать учащиеся равно78. Результаты учащихся среднего звена расположились в диапазоне от 9 до 76 баллов.

        Анализ процента выполнения учащимися всех заданий показал следующую картину:

        На первом месте  с результативностью выполнения 83% стояло задание № 11. Задание состоит из таблицы с цифрами и соответствующими им буквами, при расположении букв соответственно порядку возрастания их цифр необходимо получить фразу. Решение задания возможно при условии хорошего   распределения внимания,  активной работы памяти, сформированности зрительно-моторного анализа.

На втором месте задание № 6 «Исключение лишнего», результативность его  выполнения равна 82,1%. Задание состоит из 8 групп слов, в каждой из которых необходимо найти лишнее понятие.  Успешность выполнения этого задания зависит от сформированности понятийной сферы, способности к классификации т. е.  умения  распределять  какие-либо однородные предметы или понятия по классам, разрядам и т.п. согласно отличительным признакам, свойствам, и анализу.

На третьем месте задание № 2, результативность его выполнения 79%. Задание состоит из  логической графической задачи, решить которую можно  соотнеся все фигуры с заданными в условии признаками, и найдя единственную, подходящую под все обозначенные признаки. Решение задания возможно при развитии умения самостоятельно работать с инструкцией, умения анализировать и сравнивать.

 Далее в рейтинге следовало задание № 12 состоящее из одной карточки, на которой расположено 7 зашумленных картинок (контуры картинок, наложенных друг на друга), которые ребенку необходимо найти. Результативность  выполнения этого задания равна 78,3%. Решение этого задания возможно при хорошем развитии внимания, особенно таких его параметров как распределение и объем.  

Результативность выполнения задания № 4 составила 66,5%. Это задание состоит из 8 задач в которых необходимо подобрать существительное, которое подходило бы сразу к трем определениям. Для решения этих заданий необходима хорошая общая осведомленность, развитое языковое чутье.

Задание № 5 выполнено учащимися с результативностью 61%. Оно состоит из 10 анаграмм (слов, буквы которых перемешаны в произвольном порядке). Успешное решение этих задач,  а именно - нахождение слов, которые можно составить из исходного  набора букв возможно при хорошем уровне развития аналитико-синтетического мышления, достаточном словарном запасе, хорошей концентрации и переключении внимания, а также развитом языковом чутье.

 Следующую строчку рейтинга занимало задание № 9 «Простые аналогии», результативность его выполнения равна 59%. Выполнение задания возможно при условии, что ребенок умеет определять тип отношений между понятиями, а также умеет устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. 

Далее в рейтинге следовало задание №8, в котором детям необходимо ответить, сколько всего трёхзначных чисел можно составить из цифр 0 и  1. Результативность  выполнения этого задания равна 55%. Решение этого задания возможно при хорошем развитии логического мышления и ориентировке в математических понятиях.

Задание № 1 выполнено обучающимися с результативностью 52%. Оно состоит 15 «крылатых выражений», смысл которых детям необходимо раскрыть Решение этого задания требует от учащихся хорошего словарного запаса, умения абстрагироваться, размышлять.

В задании № 7, которое состояло из одной логической задачи, построенной на математическом материале, процент выполнения составил 48%. Выполнить это задание смогли ученики, которые умеют четко и последовательно выполнять письменные инструкции.

Предпоследнее место в рейтинге занимало задание № 3, состоявшее  из 8 проб, которые  можно отнести к блоку математических представлений. Решение их возможно при условии сформированности у ребенка умения рассуждать и находить логическую закономерность в построении цифрового ряда. Процент выполнения его составил 45,5%.

Замыкало рейтинг задание № 10, результативность его выполнения составила 44%. Это задание состоит из 7 логических не числовых задач (текстовых задач, в которых требуется распознать объекты и расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам). Задачи решаются способом рассуждений.  Для решения задач дети должны уметь  правильно рассуждать, используя последовательно все условия задач.

        рейтинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ задания

11

6

2

12

4

5

9

8

1

7

3

10

%

выполн-ия

83

82,1

79

78,3

66,5

61,1

58,7

55

52

48

45,5

44

В решении заданий логопедического блока приняли участие 125 учащихся 3-4 классов.

Первый раздел - фонематическое восприятие речи. Фонематическое восприятие – это элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки. Этот раздел включал в себя следующее задание:  Допишите, где нужно, Ь.

        Второй раздел - грамматический строй речи. Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Важным показателем уровня развития речи учащихся является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания («на скорую руку», «ни свет ни заря» и т.п.), умение употреблять образные слова и выражения. Этот раздел включал в себя такие виды заданий как:

Спишите, выберите в скобках нужный предлог.

Составьте предложения из данных слов.

При помощи суффикса – ин, образуйте прилагательные. Что обозначает этот суффикс в прилагательных?

Составьте предложения с некоторыми из них.

Образуйте новые слова.

Третий раздел – словарный запас. Словарь – запас слов, которым владеет человек.
Пассивный словарь – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку.
Активный словарь  – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневном общении конкретным человеком.
  В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Этот раздел включал в себя такие виды заданий как:

- Составьте и запишите предложения со словами.

- Вычеркнуть лишнее слово (не родственное).

- Спишите текст, используя слова для справок.

По окончании олимпиады, всем детям были вручены сертификаты участников. Результаты по школам в целом и по отдельным детям доведены до сведения администрации ОУ и педагогов.

Кроме того, с полученной информацией ознакомлены педагоги Центра. В организации дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ им рекомендовано учитывать выявленные особенности обучающихся, уделив более пристальное внимание «западающим» параметрам мыслительной деятельности ребят.

        

        Таким образом, ставшая уже ежегодным событием, олимпиада для детей с ОВЗ, проводимая в школах нашего города, позволила усилить интерес учеников к работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Активизировала творческий потенциал  педагогов и школьников. Надо отметить, что такая нестандартная  форма интеллектуального соревнования учащихся, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления,  полюбилась  нашим детям. И для наших педагогов уже стало привычным отвечать в сентябре (в начале учебного года) на многочисленные вопросы участников прошлых лет, о том что в апреле олимпиада обязательно будет.