Перспективный план работы с педагогическим составом в условиях техникума

Ботвинкина Анна Николаевна
План психологической службы направлен на формирование культуры межличностных отношений, сформированной мотивационно-ценностной установки в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог. Цель: создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе техникума, развитие коммуникативной психологической компетентности за счет проведения групповых и индивидуальных занятий по снятию эмоционального напряжения и развитию коммуникативных навыков педагогов, воспитателей, классных руководителей. Задачи: • изучить понятия «психологическая компетентность педагогов», составляющих понятия, обобщение имеющегося опыта работы по развитию психологической компетентности педагогов; • осуществлять диагностику уровня развития психологической компетентности педагогов: уровня коммуникативной компетентности, уровня социально-психологической компетентности, уровня интеллектуальной компетентности; • выявлять закономерности, обеспечивающие сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов (аутопсихологической компетентности) как одной из важных составляющих психологической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_pedsostavom_v_usloviyah_tehnikuma.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  

психологической службы по работе с педагогическим составом

(среднее общее и начальное профессиональное образование)

Составила:

Ботвинкина А.Н.,

педагог-психолог

КГБПОУ «Техникум

лесного хозяйства»

Бийск - 2016

Пояснительная записка

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагог - воспитатель, классный руководитель, преподаватель, работающий с обучающимися, в том числе с теми, кто остался без родителей, проживает в общежитии, подвергается большим психоэмоциональным нагрузкам, и от него требуется высокий уровень профессиональной компетентности.

В последние годы задача развития общения внутри коллектива педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.

Таким образом, актуальность работы педагога-психолога с педагогами, классными руководителями, воспитателями по развитию у них психологической компетентности, подтверждается всеми вышеперечисленными факторами.

В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:

- коммуникативная компетентность как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать  педагогически  целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;

- интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;

- социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.  

Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), взаимоотношения в коллективе зависят от личности воспитателя, его личностных качеств.  М.И.Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. А.К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, практическое педагогическое мышление, педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух, педагогическая ситуация, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, прогнозирование, педагогическая рефлексия.

Таким образом, необходимые качества личности:

  • доброжелательность,
  •  терпение,
  • эмпатийность,
  •  гибкость поведения,
  •  любознательность,
  • умение управлять эмоциями,
  •  общительность,
  •  знание психологии учащихся,
  •  тактичность,
  • справедливость,
  •   умение слушать,
  • умение привлекать внимание,
  •  активность,
  •  умение преодолевать конфликты,
  •  знание себя и своих возможностей,
  •  креативность,
  •  отзывчивость.

Успешная профессиональная деятельность педагогов, классных руководителей, воспитателей среднего профессионального образования предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. Однако довольно большой процент педагогов отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в понижении работоспособности. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, воображения). В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности является профессионально значимым качеством личности педагога.

      Эмоциональное сгорание – состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Это эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Эмоциональное сгорание возникает только в профессиональной деятельности, и тем отличается от стресса.

      Профессия педагога включает в себя факторы, влияющие на эмоциональное сгорание. Она предполагает интенсивное общение с людьми в непредсказуемых ситуациях, работа имеет творческий характер: необходимо создавать практически на каждом уроке/занятии, при индивидуальном общении каждый день нечто новое, соответствующее индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими.

     Эмоциональное сгорание может проявиться как в результате длительной эмоциональной, так и в результате кратковременной запредельной эмоциональной нагрузки.

     Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:

1. Физиологический (начальный уровень) – проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, животе, общем недомогании, нарушении сна и т.д., возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.

2. Эмоциональный – выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, взволнованности, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.

3. Поведенческий – проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе, стереотипности восприятия учеников, усиление тяги к вредным привычкам.

4. Смысловой – утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.

Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями. Это, в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей среде, создаваемых, кроме прочих причин, и учителями.

Результаты различных исследований показывают наличие следующих состояний:

• Психоэмоциональное истощение – ближе к низкому, что свидетельствует о том, что работник почти не испытывает усталости, может работать продуктивно, полон оптимизма, активен в контактах.

• Личностное отдаление – средний уровень – профессионал нацелен на взаимодействие с окружающими, имеет обширные контакты с коллегами и учениками, чутко реагирует на оценки с их стороны. Имеет ощущение самодостаточности.

• Профессиональная мотивация – средний уровень, ближе к высокому, что говорит о включенности специалиста в работу, заинтересованности в результатах труда, стремлении к совершенствованию своего профессионального мастерства.

Фоном жизненного настроения многих воспитателей, классных руководителей, преподавателей, к сожалению, является сегодня уныние и разочарование. А ведь настроение обладает огромной побудительной силой. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощутить радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и др.) относят:

• ситуации взаимодействия учителя с обучающимися на уроке/занятии (нарушение дисциплины, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований преподавателя, воспитателя и т.п.);

• ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой и т.п.);

• ситуации взаимодействия с коллегами по работе (расхождения в оценке ребёнка, ситуации, ослабленное внимание воспитателей, классных руководителей, преподавателей  к процессу воспитания обучающихся и т.д.).

Неблагоприятное воздействие напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности).

Поведение воспитателей, классных руководителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием её являются грубость, несдержанность в отношениях с учащимися, неблагоприятный психологический климат на уроке/занятии.

         Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, флексибильность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в коллективе. В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят: ценность самих межличностных отношений, генерация нравственного сознания, установка на педагогическое призвание, удовлетворение творческих и духовных  запросов личности, сочетание коллективных и личных целей.

      Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и воспитанникам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.

      Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.

       Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий: если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог; если проявление межличностных отношений, таких как дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе; если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.

Цель: создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе техникума, развитие коммуникативной психологической компетентности за счет проведения групповых  и индивидуальных занятий по снятию эмоционального напряжения и развитию коммуникативных навыков педагогов, воспитателей, классных руководителей.

Задачи:

  • изучить понятия «психологическая компетентность педагогов», составляющих понятия, обобщение имеющегося опыта работы по развитию психологической компетентности педагогов;
  • осуществлять диагностику уровня развития психологической компетентности педагогов: уровня коммуникативной компетентности, уровня социально-психологической компетентности, уровня интеллектуальной компетентности;
  •  выявлять закономерности, обеспечивающие сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов (аутопсихологической компетентности) как одной из важных составляющих психологической компетентности.

     

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


№ п/п

Содержание деятельности (направление, тема, форма проведения)

Категория сопровождения

Сроки реализации (месяц, дата)

Исполнители

Примечание

сентябрь

сен

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1.

Лекторий «Психологическая профилактика конфликтных ситуаций в коллективе»

педагоги

+

+

2 раза в неделю

Проведение методического совещания с педагогами на тему: «Взаимоотношения в коллективе»        

педагоги

+

+

+

2 раза в неделю

2.

Мини-тренинг «Способы эффективной коммуникации» как пример сотрудничества психологической службы с преподавателями, воспитателями и классными руководителями.        

педагоги

+

2 раза в неделю

Лекторий: Психологический климат в педагогическом коллективе.        

педагоги

+

2 раза в неделю

3.

Практическое занятие: Методы релаксации и упражнения на самоконтроль.

педагоги

+

2 раза в неделю

4.

Тренинг личностного развития для классных руководителей  «Я – классный руководитель!»        

педагоги

+

+

2 раза в неделю

5.

Семинар для педагогов техникума «Эмоциональное выгорание: признаки, пути выхода»        

педагоги

+

2 раза в неделю

6.

Тренинг развития рефлексии преподавателей        

педагоги

+

+

2 раза в неделю

Тренинг «Командообразование»

педагоги

+

+

2 раза в неделю