Тренинг «Самооценка: как стать самим собой»

Цель: содействовать формированию гармоничной Я-концепции обучающихся.

Задачи:

- развивать навыки самоанализа;

- расширять представления о себе и других;

- создавать условия для  осознания участниками своих индивидуальных личностных черт и принятия себя;

- создавать условия для самораскрытия и осознания обучающимися сильных и слабых сторон своей личности;

- содействие процессу формирования уважения и принятия участниками самих себя, повышению их самооценки посредством представления обратной связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_samootsenka.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«САКСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Тренинг

«Самооценка: как стать самим собой»

                         

Разработала:                                                                     педагог-психолог                                                              Чечина Анна Леонидовна

Цель: содействовать формированию гармоничной Я-концепции обучающихся.

Задачи:

- развивать навыки самоанализа;

- расширять представления о себе и других;

- создавать условия для  осознания участниками своих индивидуальных личностных черт и принятия себя;

- создавать условия для самораскрытия и осознания обучающимися сильных и слабых сторон своей личности;

- содействие процессу формирования уважения и принятия участниками самих себя, повышению их самооценки посредством представления обратной связи.

Целевая группа: обучающиеся 15-17 лет.

Время работы: 1,5 – 2 часа.

Ход тренинга

Приветствие «Здравствуй, уважаемый!»

Упражнение выполняется по кругу.

Ведущий: «Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обращено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (называете имя)! И так мы передаем приветствие по кругу».

Выяснение ожиданий

Каждый озвучивает свои ожидания от тренинга.

Упражнение «Имя»

Цель упражнения: Осознание участниками отношения к своему имени (его принятие или непринятие), расширение представлений о себе и других.

Ведущий: «Закройте глаза и представьте свое имя, написанное печатными или прописными буквами, любого размера и цвета. Выберите тот цвет, который вам нравится. Создайте в воображении наиболее приятный образ своего имени. Запомните этот образ, цвет, размер букв, звучание и другие его свойства. Подумайте: как часто и кто вас так называет?.. Откройте глаза».

Обсуждение:

Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу:

- кто назвал их этим именем?

- что оно обозначает?

- были ли они названы в честь кого-то или их имена являются новыми в роду?

- нравятся ли им их имена, как им нравится, чтобы их называли?

Ведущий: «Отношение к своему имени (принятие или непринятие) обычно рассматривается как косвенный показатель принятия себя. Если у кого-то есть потребность в другом имени, необходимо уточнить, какими качествами оно обладает, и пояснить, что это именно те качества, которые человек может или должен в себе развить. А качества имени, которым человек обладает, но не принимает, являются качествами характера и поведения, которые он не хочет принимать в себе и в окружающих. Если имя человека является новым в роду, оно приносит с собой новую энергию».

«Что такое самооценка и от чего она зависит»

Самооценка – это оценка личностью себя в целом, своих возможностей, поступков, качеств и места среди других людей. Уровень самооценки человека влияет на все, о чем он говорит, что думает и делает. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Слово «самооценка» подразумевает то, как человек сам себя оценивает. Однако на самом деле самооценка складывается как из внутренних оценок самого себя, так из внешних – оценок родителей, педагогов, окружающих людей. Именно через опыт общения с близкими людьми и их оценки ребенок узнает себя и свои возможности в этом мире.

Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

Упражнение «Лесенка самооценки»

На полу с помощью мела или скотча изображается отрезок, один из концов которого обозначает «у меня очень низкая самооценка», другой – «у меня очень высокая самооценка», между ними 10 градаций. Каждому участнику предлагается найти свое место на этом отрезке. Когда все заняли подходящие, по их мнению, для них места, каждому предлагается обосновать свой выбор.

Упражнение «Позитивные мысли»

Цель: осознание сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагается завершить фразу «Я горжусь собой за то…», передавая по кругу мячик. Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:

* позитивных мыслей о себе;

* симпатии к себе;

* способности относиться к себе с юмором;

* Выражение гордости собой как человеком.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

* Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?

* Надо ли преуспевать во всем?

* Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?

* Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности.

Упражнение «Мои достоинства и недостатки»

Каждый участник на листочке записывает три своих достоинства и три недостатка. Далее учащиеся объединяются в парах и проводится обсуждение. Дается установка найти в отрицательных качествах что-то положительное.

Ведущий: «У каждого из нас есть сильные и слабые стороны, они определяют наши возможности. Но каждый из нас – автор своей жизни и может многое в ней изменить, если будет действовать осмысленно и целенаправленно.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: Определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.

Ведущий: «На отдельном листе нарисуйте солнце: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе, за что вы себя уважаете. Ваша задача — написать о себе как можно больше и лучше».

Обсуждение. После выполнения упражнения ребята по желанию показывают свои рисунки остальным и рассказывают о своих сильных сторонах. Ведущий напоминает учащимся, что в рисунок можно добавлять лучи. Также он сообщает учащимся, что в ситуации неуспеха или плохого настроения, следует доставать этот рисунок, рассматривать его и вспоминать, почему на нем были указаны те или иные качества, вновь находить их в себе.

Упражнение «Выйди из круга»

Участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга.

Ведущий: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, - это трудная работа, требующая мужества и самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка, с тем чтобы узнать: умеете ли вы преодолевать препятствия и как вы это делаете. Кто из участников попытается выйти из круга, используя любой способ, на собственное усмотрение? Желающий входит в круг с задачей выйти, вырваться из круга за 2-3 минуты. Тот, кто не сможет это сделать, считается «погибшим». Участники, образовавшие круг, не имеют желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто его выпустил, ничем не рискует: следующий участник войдет в круг по желанию. Круг – не железная клетка, шанс выйти он дает каждому. Круг выпустит только того, кто докажет свое желание «жить», кто будет использовать все свои возможности.

Несколько добровольцев поочередно пытаются выйти из круга. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях.

Обсуждение. Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось?

Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?

Повышенная гуманность мешает «рвущемуся из круга» проявить творческий подход к трудной проблеме, волю к жизни. Задача круга – создать такую проблему, иначе он не спасает выходящего, а лишает его возможности узнать себя и свои способности.

Кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, а кто-то идет с открытым сердцем.

Наибольшую возможность выйти из круга имеет только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться.

Упражнение «Комплименты в парах»

Участники в парах говорят друг другу: «Я рад, что ты пришел, потому что…», «Я желаю тебе…»

Рефлексия

Участники делятся своими впечатлениями и выводами.