Коррекционная работа педагога- психолога в коррекционных учреждениях

Бондарева Анна Николаевна

Данный материал был предоставлен вниманию слушателей на школьном пед.совете. Доклад опирается на конкретную работу и конкретный класс, как на наглядный пример.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_sovet.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа  педагога- психолога в коррекционных учреждениях

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии школьников.  

Организация и проведение развивающих занятий

Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах

Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача инструкций;

10 минут - самостоятельная работа ребенка;

3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.

Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Занятия можно проводить индивидуально. Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий.

Для ребенка необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

Необходимо ставить перед ребенком реалистичные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.

Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.

Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании "нормативов". Обучающегося целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых он будет отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.

Ошибки ребенка не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка. .

Систематические занятия с ребенком способствуют развитию у него познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Индивидуальная коррекционная программа составляется  на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.

Особенности коррекционно-развивающей программы:

  • создание положительной психологической атмосферы;
  • задания выполняются в игровой форме;
  • отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
  • для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий, но на более высоком уровне трудности.

     Занятия по коррекции дефектов в развитии  проходят в индивидуальной форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающегося, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход.  Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей ребенка.

Приведу пример коррекционной работы с 1 а классом, с  которым я работаю уже второй год.

1 класс

 Цель программы: развитие психомоторики и сенсорных процессов.

 Задачи:

-адаптация обучающихся к учебному процессу;

- развитие основных психических процессов;

- создание условий для дальнейшего развития и становления ребенка как субъекта учебной деятельности.

 Принципы реализации программы:

-принцип гуманизма;

-принцип детерминизма;

-принцип развития;

- принцип взаимодействия;

- комплексный подход;

-принцип доступности.

Период проведения: учебный год ( со 2 сентября 2015 года  по 30 мая 2016 года).

План реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов:

 - подготовительный;

- сбор информации (начало учебного года):

- систематизация потока информации (начало учебного года);

- проведение коррекционно развивающей деятельсности;

- сбор информации ( на конец учебного года);

- систематизация потока информации (на конец учебного года);

- завершение работы ( при положительных результатах).

 Ожидаемые результаты:

-развитие основных когнитивных процессов;

- завершение адаптации к школе и формирование положительного образа школы и отношения к ней и всему учебному процессу в целом;

-расширение кругозора, повышение познавательной активности и интереса к окружающей действительности.

Учебно-тематический план

№ блока

Блок

Количество занятий

1

Общая и мелкая  моторика

11

2

Развитие восприятия (зрительного, слухового)

9

3

Внимание

8

4

Память

12

5

Мышления

10

6

Развитие воображения

12

7

Представления о  пространстве и времени

8

 

 Рекомендации педагога-психолога учителю:

1. Учитель должен помнить, что процесс обучения ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

 Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

 Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.