"Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра"

Беженарь Людмила Ивановна

В статье описаны особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП, дана характеристика нарушений, их классификация, методы психологической коррекции этих нарушений, психокоррекционная работа с семьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

"Особенности  развития и коррекции

эмоционально-волевой сферы детей с детским  церебральным параличом в условиях реабилитационного центра"

Беженарь Л.И.,   педагог-психолог ГБУ СО «ОРЦДиПОВ»

           В нашем центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями, в том числе с детскими церебральными параличами (ДЦП). Эмоционально-волевая сфера этих детей имеет особенности развития. Задача педагога-психолога выявить нарушения, организовать и провести занятия по коррекции эмоционально- волевой сферы. За три года работы педагогом-психологом в реабилитационном центре (РЦ),  мной проводилась коррекционные занятия с 23 детьми, имеющими диагноз ДЦП. У каждого из них имелись дефекты  развития эмоционально- волевой сферы. Изучив  литературу по данной теме, можно сделать вывод, что специфика в особенностях формирования эмоционально-волевой сферы детей с церебральным параличом  обусловлены следующими факторами:

  • Биологические факторы – связаны с характером заболевания и степенью ограничения здоровья;
  • Социальные условия – стиль воспитания и отношение к   ребенку в семье, возможность посещать и обучаться в специализированных учреждениях.

Итак, на  формирование эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП, во-первых, существенно влияет   его физическое состояние, ограничения движения и речи; во-вторых,  - атмосфера в семье и отношение родных к болезни ребенка.

Исходя из опыта коррекционной работы, по эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. Для одной  группы детей характерна  повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям. Такие дети расторможены, суетливы, беспокойны, часто проявляют  отказные реакции, раздражительность, упрямство. Детям этой группы свойственна эмоциональная лабильность:  от чрезмерного веселья без видимых причин переходят в  апатию, плаксивость, раздражительность. Склонность к колебаниям настроения достаточно часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций: начав плакать или смеяться,  ребенок не может  остановиться, возбуждение превалирует над торможением.  В поведении детей наблюдаются : двигательная  расторможенность, агрессивные и протестные  реакции. Нежелательное поведение   усиливается при утомлении и в тревожащей  ребенка обстановке.

Другая группа детей более многочисленна. Дети  этой группы отличаются пассивностью и  заторможенностью реакций, нерешительностью, особенно в ситуации выбора. Они длительно и сложно адаптируются в новой обстановке,  стараются ограничить социальные контакты. Выраженные трудности коммуникации и  социальной адаптации способствуют формированию застенчивости,   робости,  неумения отстаивать свои интересы, снижению мотивации к деятельности. Вследствие  двигательной несостоятельности, дети этой группы характеризуются низким порогом возникновения реакции тревоги, ощущают постоянную неуверенность и  напряжение, воспринимают новые ситуации как угрожающие и реагируют на них повышением тревожности. Состояние конфликта между  возможностями самого ребенка и его ожиданиями становиться хроническим, что способствует развитию патологической тревожности, которая  в свою очередь, ведет к агрессивности, страхам, робости, иногда  к апатии, безразличию, снижению эмоционального фона.  Реакцией ребенка на чувство страха  становиться агрессия, которая носит  характер самозащиты.

Обобщив вышеизложенное, можно увидеть, что психическое развитие ребенка с  детским церебральным параличом характеризуется нарушениями в  формировании  эмоционально-волевой сферы и личности. Поэтому перед специалистами реабилитационного центра, работающими с детьми данной категории, стоит важная задача – оказание психолого-педагогической и социальной помощи в профилактике и коррекции этих нарушений.

Психологическая коррекция эмоциональной сферы детей с ДЦП проводится по авторским программам, разработанными психологами реабилитационного центра, форма организации этих занятий  индивидуальная и подгрупповая. В своей работе мы используем различные методики и направления психологической реабилитации:

  • Игровая терапия. Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные. Для этого специально создано игровое пространство.  В процессе игротерапии ребенок может  переиграть свои жизненные ситуации, избавиться от страхов, неуверенности. Игра по правилам развивает навыки саморегуляции и самоконтроля.
  • Сказкотерапия. Лечение сказкой, образом. Через сказку ребёнок познаёт мир, узнает о богатстве эмоциональных проявлений, учится понимать причинно-следственные связи между событиями.
  •  Арт-терапия. Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в эмоциональной сфере личности. Занятия не требуют от ребенка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапия важна в реабилитации детей с нарушениями речи, так как дает возможность выразить свои чувства,  переживания и страхи.
  • Песочная терапия. Используется для развития мелкой моторики,  мышления, пространственных представлений, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, способствует снижению тревожности.
  •  Занятия в сенсорной комнате. Способствуют снятию психоэмоционального напряжения и тревожности, снижению агрессии и проработке страхов. Благодаря необычности занятий,  у детей появляется интерес, повышается мотивация к самостоятельной деятельности.
  •  Психогимнастика.  Необходима для детей с нарушениями речи - знакомит  с методами невербальной коммуникации, учит распознавать и выражать эмоции, способствует повышению эмоционально-волевого тонуса. Занятия психогимнастикой  позволяют снизить тревожность, уменьшают количество страхов и способствуют повышению социальной активности ребенка.

Патологическому развитию эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП часто способствует нездоровая  психологическая обстановка в семье и отношение близких к ребенку. В таких семьях преобладает  является гиперопека, или гиперпротекция.  Характерно чрезмерное внимание к больному ребенку, стремление  выполнять  его желания по первому требованию, родные стараются подменить  деятельность ребенка собственной, ограждают ребенка от реальности, пытаясь предупредить и не допустить чувства бессилия, разочарования и  обиды. Подобный стиль  воспитания  формирует  незрелость эмоционально-волевой сферы ребенка  и недостаточное развитие коммуникативных навыков. В нашем  центре уделяется большое внимание работе по оказанию помощи родителям детей с ограниченными возможностями: проводятся заседания «Родительского университета», собрания, индивидуальные консультации, беседы. При необходимости, родители присутствуют на коррекционном занятии, приобретают необходимый опыт и получают наглядные рекомендации для развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

            С целью предупреждения нарушений развития эмоционально-волевой сферы ребенка и дальнейшей успешной его социализации, были  разработаны рекомендации для семей в которые воспитывают детей с диагнозом ДЦП:

  • Старайтесь никогда не проявлять жалость к  ребенку  из-за его ограниченных возможностей.  Помните, что свыкаясь с ролью больных, дети ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения.
  • Определите для ребенка круг посильных задач и обязанностей, по мере возможностей, усложняя и расширяя их. Соотносите свои требования с возможностями ребёнка. Поощряйте активность и самостоятельность.
  •  Организуйте распорядок жизни  так, чтобы  остальные члены семьи были охвачены вашим вниманием, старайтесь не отказываться от  личной жизни.
  • Предоставьте ребёнку право выбора и самостоятельность в действиях, советуйтесь с ним и вовлекайте в совместное решение простых повседневных проблем.
  • Следите за своей внешностью и поведением, ребёнок хочет гордиться вами. Но не скрывайте от ребенка отрицательные эмоции, лучше на собственном примере покажите,  как с этим справиться.
  • Если  требования ребенка чрезмерны, отказывайте ему, не мучаясь при этом чувством вины. Поощряя эгоизм ребенка,  вы препятствуете  успешной социализации.
  • Не ищите причин и не упрекайте себя. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!
  • Встречайтесь с друзьями, приглашайте их в гости. Обязательно общайтесь с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями. У вас будет возможность делиться своим бесценным  опытом.
  • Постарайтесь наладить общение  ребёнка  со сверстниками. И сами почаще разговаривайте с ребёнком, играйте вместе.  Помните, что  компьютер и телевизор не могут заменить живое общение.
  • Старайтесь читать специальную литературу. Чтобы процесс реабилитации был непрерывным,  вам придется стать «профессором» в данной теме.
  • Прибегайте к советам педагогов и психологов. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам по любым вопросам.
  • Всегда помните, что ваш малыш  повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. Существует большое количество примеров того, как человек с ограниченными возможностями  успешно реализовался и занял достойное место в жизни.

Таким образом, успешная коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП   действенна при контакте  родителей и специалистов, только объединив  усилия,  мы можем достигнуть гармоничного развития эмоционально-волевой сферы ребенка и успешной его социализации.

Список литературы:

  1. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей.- М.,1980.
  2. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах.- Киев, 1987.
  3. Шипицина Л.М. Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.