Одаренность: определение и виды одаренности

Макухина Елена Геннадьевна

В презентации представлены основные типы одаренности и определение понятия "одаренность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vidy_odarennosti_24.03.16.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦПМСС Красносельского района СПб Проблемный семинар в интерактивной форме Одаренный ребенок и его педагог: портрет в интерьере образовательного процесса Одаренность: определения и виды одаренности Макухина Е.Г., Педагог-психолог ЦПМСС

Слайд 2

Определение понятия «одаренность» Рабочая концепция одаренности / [отв. редактор Богоявленская Д.Б.]. – Издание 2-е, расширенное и переработанное. – Москва : [Б.и.], 2003. – 93 с. одаренность – это не просто высокий уровень развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка, одаренность – это системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.

Слайд 3

Одаренный ребенок Рабочая концепция (Богоявленская Д.Б.): «это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности» В.С. Юркевич считает, что это определение не вполне соответствует действительности По ее мнению, «одаренность – это не достижения, а только возможности ребенка, это его способы мышления и его личность , которые могут привести к соответствующим достижениям, а могут и не привести»

Слайд 6

Признаки одаренности со временем могут угасать не стоит использовать словосочетание « одаренный ребенок » в плане констатации статуса определенного ребенка следует пользоваться такими терминами, как « высокомотивированный ребенок », ребенок с высокими способностями , «ребенок с признаками одаренности »

Слайд 7

Согласно концепции одаренности, среди критериев выделения ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ можно назвать: Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики Степень сформированности Форма проявлений Широта проявлений в различных видах деятельности Особенности возрастного развития.

Слайд 8

Критерий ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ интеллектуальная академическая практическая психомоторная социальная художественная

Слайд 10

Критерий СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ Актуальная одаренность характеризуется имеющимися достижениями (сюда относятся ТАЛАНТЛИВЫЕ дети) Потенциальную одаренность характеризуется тем, что имеются только предпосылки для каких либо достижений, но реализации всего потенциала нет по каким-либо причинам

Слайд 11

Критерий ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЯВНАЯ одаренность - одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо СКРЫТАЯ одаренность - проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Слайд 12

Критерий ШИРОТА ПРОЯВЛЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩАЯ одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности СПЕЦИАЛЬНАЯ одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Слайд 13

Критерий ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ РАННЯЯ одаренность ПОЗДНЯЯ одаренность Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В.С. Юркевич выделяет основные три группы одаренных детей , которые отличаются по уровню развития одаренности и разным типом возрастного развития. Ими являются: особо одаренные дети высокоодаренные дети («высокая норма») дети с хорошим уровнем развития способностей.

Слайд 15

Рекомендуемая литература

Слайд 16

Спасибо за внимание! ВСЕГО ДОБРОГО ВАМ!