Как бороться с детской застенчивостью

Петрова  Инна Николаевна

Как бороться с детской застенчивостью?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ztenchivt.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивость является одной из самых сложных и самых распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно, накладывает отпечаток на  развитие личности.

Застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно познакомиться, нелегко выразить свое мнение, они испытывают отрицательные эмоции в ходе общения, излишне сдержанны, не умеют «показать» себя (что мешает другим людям адекватно оценить застенчивого человека), плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно сосредоточены на себе.

Застенчивый ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что нарушает согласованность во взаимодействии.

Причина этого - особый характер отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите?

Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка.

Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

В общении с близкими людьми, при котором отношение взрослых понятно ребенку, личностный фактор уходит в тень, а в общении с «чужими» четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в «маске равнодушия». Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не позволяет ему проявить свои способности. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые сверстники.

Важнейшая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности.

Существует несколько причин детской застенчивости.

Тип нервной системы или темперамент.                                                  Застенчивость чаще присуща меланхоличным детям, девочкам.

Гиперопека со стороны родителей, которые стремятся огородить ребенка от всех превратностей жизни. Дети, лишенные контактов в раннем детстве, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.

Отечественными психологами и педагогами признано: изобразительное

творчество является одной из самых эффективных форм освоения окружающей  действительности, в процессе которого дети изображают предметы и явления, отражают свои впечатления об увиденном или услышанном ранее, выражают свое отношение к изображаемому.

Изобразительная деятельность удовлетворяет разные потребности

дошкольников: в деятельности, познании, овладении способами действий и др. и, что особенно важно для решения нашей проблемы, в общении и самоутверждении.

Снижение уровня застенчивости дошкольников и повышение их уверенности в себе происходят более эффективно, если изобразительное творчество организуется на основе совместной и коллективной деятельности:

● Творите ВМЕСТЕ с ребенком;

● ХВАЛИТЕ его работы, повышая тем самым его самооценку;

● ИСПОЛЬЗУЙТЕ совместные работы для оформления интерьера квартиры или в качестве атрибутов к совместным играм;

● Помните, совместным творчеством, вы помогаете СВОЕМУ ребенку справиться с застенчивocтью.