ТРЕВОЖНОСТЬ. Источники. Признаки. Причины. Рекомендации.

Грунтова Нелли Андреевна

ТРЕВОЖНОСТЬ - Постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, тревоги, страха в специфических социальных ситуациях.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, следовательно оказывает на личность отрицательное воздействие. Эта проблема является наиболее актуальной как в жизни человека, так и в психологии. Отрицательные последствия тревожности отражается на формировании креативного, творческого мышления и вообще на качестве жизни. Тревожность и тревогу следует различать. Тревога - это конкретное эмоциональное состояние, испытываемое человеком перед предстоящим событием, т. е. существует какая - либо конкретная причина (например, перед выступлением, перед экзаменом и т. д.), а тревожность - это склонность психики впадать в состояние тревожности часто, без каких - либо на то причин. Следовательно, убирая причину, уходит и тревога. А в случае с тревожностью такое не пройдёт, т. к. причины - нет. Возможно понадобится коррекция состояния, если оно влияет на качество жизни, мешает жить.

ИСТОЧНИКИ ТРЕВОЖНОСТИ:

  • Взаимоотношения в семье;
  • Завышенные требования к ребёнку;
  • Потеря (любви, близкого и т. д.);
  • Чувство вины;
  • Потенциальное причинение физического вреда;
  • От состояния фрустрации;

ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ:

  • Суетливость;
  • Повторяющиеся мелкие движения (обгрызание ногтей, накручивание на палец волос, шнурков и т. д.);
  • Мышечное напряжение;
  • Скованность;
  • Трудности в засыпании;
  • Страх перемен (даже незначительных);
  • Неуверенность в себе;
  • Отказ от деятельности.

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ:

  • Ошибки в воспитании;
  • Негативная атмосфера в семье;
  • Индивидуальные особенности личности;
  • Негативный жизненный опыт;
  • Гиперопёка;
  • Заболевания организма;
  • Неадекватная самооценка;
  • Несформированность у ребёнка коммуникативных навыков.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

  • Чаще говорите ребёнку, что любите его, что он вам нужен;
  • Больше поддержки, обращать внимание на сильные стороны;
  • Заранее сообщать о предстоящем событии (будь то положительное или отрицательное событие);
  • Обеспечьте ребёнку реальный успех, чтоб он почувствовал свои силы, поверил в себя (рисование, игра, дела по дому);
  • Щадящий оценочный режим (много хвалить, мало ругать);
  • Предупреждать о смене деятельности;
  • Спланировать день, обсудить дела;
  • Не заставлять делать то, что вызывает тревогу;
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, сравнивайте его с самим собой, чтобы он видел разницу (например: раньше он не умел рисовать, а сейчас научился).

Это далеко не все признаки и причины тревожности. Варьироваться они могут от индивидуальных особенностей до воздействия внешней среды. Зависят от ситуации в которой находится ребёнок и от его умений и навыков взаимодействовать в социуме.