Программа «Уроки психологического развития»

Пряничникова Юлия Викторовна

Программа «Уроки психологического развития»  имеет психолого-педагогическую направленность и предназначена для групповой работы с детьми. По функциональному предназначению носит коррекционно-развивающий характер. Срок реализации – 1 год.

Программа составлена и разработана на основе     авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под. Ред. И.В. Вачкова – М.: издательство «Ось 89», 2005. Развивающая программа «Психологическая азбука» направлена на развитие самосознания и рефлексивных способностей младших школьников. Научной основой программы стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым. Программа прошла научную экспертизу и утверждена Ученым советом Московского городского психолого-педагогического института в качестве экспериментальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Уроки психологического развития»  имеет психолого-педагогическую направленность и предназначена для групповой работы с детьми. По функциональному предназначению носит коррекционно-развивающий характер. Срок реализации – 1 год.

Программа составлена и разработана на основе     авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под. Ред. И.В. Вачкова – М.: издательство «Ось 89», 2005. Развивающая программа «Психологическая азбука» направлена на развитие самосознания и рефлексивных способностей младших школьников. Научной основой программы стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым. Программа прошла научную экспертизу и утверждена Ученым советом Московского городского психолого-педагогического института в качестве экспериментальной.

Актуальность программы. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для формирования познавательной мотивации ребенка. В начальной школе ребенок впервые целенаправленно учиться познавать окружающий мир. На наш взгляд, важно, чтобы первый опыт познания являлся положительным. Для этого, к поступлению в школу у ребенка должен быть сформирован определенный уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания и т.д.) и коммуникативных навыков. Предъявляемые требования к развитию ребенка зачастую не соотносятся с их возможностями. Для того, чтобы разрешить данное противоречие, требуется введение дополнительны занятий, которые будут способствовать развитию познавательных процессов и коммуникативной сферы ребенка. Программа «Уроки психологического развития» решает задачи формирования и развития навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и в общении. Таким образом, актуальность программы обусловлена необходимостью включения дополнительных психологических занятий в целостный педагогический процесс.

Отличительные особенности программы. В программе «Уроки психологического развития» используются элементы арттерапии. Таким образом, через работу с творчеством происходит развитие познавательной сферы и формирование эстетического вкуса. Работа по программе осуществляется в малых группах, благодаря этому создается модель социума, что позволяет познакомить ребенка с нормами и правилами поведения, эффективного взаимодействия с окружающими. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Цель  программы - последовательное и планомерное формирование у первоклассников психологической основы обучения, повышение уровня общего психологического и умственного развития детей.

Задачи реализации программы:

- развитие когнитивно-познавательных процессов (внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение, речь) детей;

- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (внутренняя позиция школьника, навыки саморегуляции и произвольности);

- формирование и развитие навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и общении.

Методы проведения занятий:

  • Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
  • Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу.
  • Практические методы обучения: тренировочные и игровые упражнения, тренинговые задания.

Формы занятий:

  • Групповые
  • Занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка.
  • Интегрированные занятия.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов -36. При обучении учитываются возрастные особенности каждого ребенка, его психологические особенности и потребности. Занятия организованны по группам. Наполняемость группы 9-13 человек. Периодичность проведения занятий 1 раз по 1ч  в неделю (1 академический час в соответствии с возрастными особенностями детей).

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • Развитие познавательной сферы ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; совершенствуется фонематический слух; развитие произвольного и непроизвольного внимания; развитие мышления.
  • Ребенок овладевает навыками самоконтроля и организации собственной учебной деятельности.
  • Ребенок обладает познавательным интересом к учебной деятельности.
  • Ребенок умеет конструктивно решать конфликты.
  • Ребенок обладает позитивным отношение к себе и сверстникам.

Способы проверки результатов освоения программы:

  • Диагностика уровня адаптации к обучению.
  • Диагностика познавательной сферы.
  • Психолого-педагогическое наблюдение.

Материально-методическое обеспечение:

  • Кабинет для коррекционно-развивающей, тренинговой работы
  • Мультимедийное оборудование
  • Наглядные пособия и материалы

Организационно-содержательное построение занятия.

Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.

1. Подготовительная часть - 5-10 минут.

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, настроить детей на активную работу, привлечь внимание и интерес к совместной деятельности, установить эмоциональный контакт между участниками.

  • ритуал начала занятия;
  • игры и упражнения на расслабление / активацию: дыхательная гимнастика, снятие мышечного напряжения, привлечение внимания.

2. Основная часть - 15-20 минут.

Цель: в зависимости от этапа реализации программы и календарно-тематического планирования.

  • речедвигательная активность учащихся;
  • продуктивная деятельность.

3. Завершающая часть - 5-10 минут.

Цель: обобщение полученных знаний и навыков, закрепление положительного эффекта.

  • обратная связь;
  • ритуал окончания занятия.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела и темы

учебного занятия

Группа №1

Группа №2

Всего

В том числе

Всего

В том числе

теор.

практ.

теор.

практ.

1.

Я познаю себя

6

6

6

6

1.1

Давайте познакомимся!

1

1

1.2

Расскажу о себе.

1

1

1.3

Кто я?

1

1

1.4

Как я выгляжу?

1

1

1.5

Я люблю…

1

1

1.6

Такие разные мои настроения.

1

1

2.

Я учусь владеть собой

8

8

8

8

2.1

Мои чувства.

1

1

2.2

Мое поведение.

1

1

2.3

Мой распорядок дня.

1

1

2.4

Я учусь быть самостоятельным.

1

1

2.5

Я отвечаю за свои поступки.

1

1

2.6

Как разрешить конфликт.

1

1

2.7

Решительное поведение.

1

1

2.8

Учимся принимать самостоятельное решение

1

1

3.

Я учусь учиться

14

14

14

14

3.1

Я и мои способности.

1

1

3.2

Вот я какой!

1

1

3.3

Фантазируем, играем, сочиняем.

1

1

3.4

Мое любимое дело.

1

1

3.5

Развиваем память и внимание.

1

1

3.6

В стране Воображляндии.

1

1

3.7

Наши руки не для скуки!

1

1

3.8

Учусь хорошо!

1

1

3.9

Веселый город «Угадай-ка».

1

1

3.10

Трудные ступеньки.

1

1

3.11

Этот удивительный мир.

1

1

3.12

Все в моих силах.

1

1

3.13

Моя школа.

1

1

3.14

По ступенькам вверх!

1

1

4.

Я – хороший, мы – хорошие.

8

8

8

8

4.1

В стране дружбы и понимания.

1

1

4.2

Другой человек.

1

1

4.3

Настроение другого человека.

1

1

4.4

Мы договариваемся.

1

1

4.5

Мой лучший друг.

1

1

4.6

Моя семья.

1

1

4.7

Играем вместе.

1

1

4.8

Когда я стану большим.

1

1

Содержание курса

Раздел 1. «Я познаю себя»

Тема 1.1. Давайте познакомимся! («Знакомство»).

Психология – что это такое? Зачем нужна психология детям?

Практическая часть. Упражнения и игры на знакомства. Обсуждаем и принимаем правила поведения и взаимодействия на занятиях.

Тема 1.2. Расскажу о себе («Знакомство продолжается»).

Что я знаю о себе и других? Как меня зовут в школе и дома. Мой день рождения. Моя любимая игрушка, занятие, мультфильм. Я и мои друзья. Правила наших занятий.

Практическая часть. Упражнения на знакомства и сплочение коллектива. Повторяем правила поведения и общения на занятиях.

Тема 1.3. Кто я? («Я – это кто?», «Я теперь школьник»).

Кто есть кто? Это я, это мое. Что значит быть школьником? Я в роли школьника.

Практическая часть. Упражнения и игры на сплочение.  Беседуем о том, что значит «быть школьником». Изучаем правила школьной жизни. Рисуем себя в школе.

Тема 1.4. Как я выгляжу?

Чем отличаются люди друг от друга? Что в нас общего? Мы такие разные, но мы вместе. Мои особенности.

Практическая часть. Упражнения на развитие внимания и сплоченности коллектива. Игра «Самопрезентация». Учимся замечать сходства и различия, детали. Рисуем автопортрет. Вернисаж рисунков.

Тема 1.5. Я люблю…

Больше всего на свете я люблю… Что любит мой друг?

Практическая часть. Игры на развитие сплоченности в коллективе.

Тема 1.6. Такие разные мои настроения.

Какие бывают настроения. Полезные и не очень настроения. Что вызывает во мне радость, печаль, гнев и т.д.

Практическая часть. Знакомимся с настроениями. Показываем разные настроения. Учимся управлять своими настроениями. Упражнения и игры на развитие самоконтроля.

Раздел 2. «Я учусь владеть собой»

Тема 2.1. Мои чувства («Я и мои эмоции»).

Что такое эмоции и чувства? Какие бывают эмоции и чувства. Что я знаю о своих эмоциях. Учусь управлять чувствами.

Практическая часть. Упражнения и игры на развитие эмоционального самоконтроля.

Тема 2.2. Мое поведение.

Что такое поведение. Хорошее поведение и не очень. Мои поступки и их последствия.

Практическая часть. Упражнения на развитие самоанализа.  Игры на развитие силы воли и произвольности.

Тема 2.3. Мой распорядок дня.

Мой режим дня. Учимся планировать. Список моих дел в школе и дома.

Практическая часть. Упражнения на развитие навыков планирования и контроля собственной деятельности.  

Тема 2.4. Я учусь быть самостоятельным.

Я сам. Что я умею. Что я могу и чего не могу?

Практическая часть. Упражнения на развитие навыков самоанализа. Определяем зон самостоятельности.

Тема 2.5. Я отвечаю за свои поступки.

Что такое ответственность?  Мои зоны ответственности. Я отвечаю за…

Практическая часть. Беседа об ответственности. Упражнения на определение и осознание зон личной ответственности.      

Тема 2.6. Как разрешить конфликт.

Конфликт – это хорошо или плохо? Причины конфликтов. Учимся решать конфликты мирно.

Практическая часть. Учимся анализировать и разрешать конфликты на примере сказочных героев.

Тема 2.7. Решительное поведение.

Когда я бываю сильным и смелым. Учимся говорить «нет» с пользой.

Практическая часть. Упражнения на развитие силы воли.

Тема 2.8. Учимся принимать самостоятельное решение.

Учусь принимать решения в сложных ситуациях. Шаги принятия решений.

Практическая часть. Упражнения на развитие силы воли и самостоятельности.

Раздел 3. «Я учусь учиться»

Тема 3.1. Я и мои способности («Мое внимание», «Как быть внимательнее»).

Что такое память и внимание.  Учусь запоминать и наблюдать.

Практическая часть. Беседа по теме «Что значит быть внимательным». Упражнения и игры на развитие и тренировку памяти и внимания.

Тема 3.2. Вот я такой!

Продолжаем изучать познавательные способности: память и внимание. Наблюдаем и запоминаем.

Практическая часть.  Беседа по теме «Для чего мне нужна внимательность». Упражнения и игры на развитие и тренировку памяти и внимания.

Тема 3.3. Фантазируем, играем, сочиняем («Я умею быть внимательным»).

Практическая часть. Сочиняем и разыгрываем истории.

Тема 3.4.  Мое любимое дело.

Любимое дело: как его найти? Мои увлечения. Внимание и память в моих увлечениях.

Практическая часть. Рассуждаем о любимых занятиях: что нравится, что не нравится? Что нам поможет выполнять любимые дела хорошо. Упражнения на развитие самоанализа и рефлексии.

Тема 3.5. Развиваем память и внимание («Развиваем свое внимание»).

Как мне легче запоминать: составляем истории, ищем новые способы. Я знаю, как быть внимательным.

Практическая часть.  Измеряем внимание и память. Составляем памятки. Упражнения и игры на развитие и тренировку памяти и внимания.

Тема 3.6.  В стране Воображляндии.

Знакомимся со страной Воображляндией и ее жителями.

Практическая часть. Сочиняем вместе сказку «В стране Воображляндии». Упражнения на развития творческого мышления детей и креативности.

Тема 3.7. Наши руки не для скуки!

На что способны наши ловкие ручки? Собираем оригами.

Практическая часть. Оригами. Упражнения для развития креативности и творческого мышления.

Тема 3.8. Учусь хорошо!

Зачем нужно хорошо учиться? Школьные оценки. Как хорошо учиться?

Практическая часть. Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: слушаем, обсуждаем и разыгрываем.

Тема 3.9. Веселый город «Угадай-ка».

Конкурс мудрецов: сочиняем и разгадываем загадки.

Практическая часть. Загадки. Задания и упражнения на развитие дивергентного мышления.

Тема 3.10. Трудные ступеньки.

Лестница знаний. Трудности в учении. Как преодолевать трудности.

Практическая часть.  Сказки для школьной адаптации. Упражнения для расширения поведенческого репертуара в ситуациях школьного стресса.

Тема 3.11. Этот удивительный мир.

Мой мир – целая Вселенная. Мое место в мире. Что я могу делать в мире.

Практическая часть. Рисунок «Моя Вселенная». Презентация рисунка.

Тема 3.12. Все в моих силах.

Что я могу, хочу, умею. Мои достижения и успехи.

Практическая часть. Упражнения на повышение самооценки. Обсуждение стратегий, используемых каждым ребенком для повышения самооценки.

Тема 3.13. Моя школа.

Что мне нравится и не нравится в школе. Школа моей мечты.

Практическая часть. Проективный рисунок «Я в школе». Вернисаж рисунков. Обсуждение.

Тема 3.14. По ступенькам вверх!

Когда я вырасту… Я – творец своей жизни.

Практическая часть. Проективное упражнение «Машина времени». Делаем памятку «Мои цели».

Раздел: «Я – хороший, мы – хорошие»

Тема 4.1. В стране дружбы и понимания.

Что такое дружба? Умею ли я дружить? Учимся понимать другого человека!

Практическая часть. Слушаем и обсуждаем сказку про дружбу. Учимся пониманию: гимнастика лица, изучение мимики и жестов.

Тема 4.2.  Другой человек.

Продолжаем учиться пониманию других людей. Мысли, чувства, поведение других людей.

Практическая часть. Беседа «Чувства людей и их поведение». Учимся различать мысли и чувства.

Тема 4.3. Настроение другого человека.

Такие разные эмоции…  Где живут эмоции и настроения? Чувства полезные и вредные.

Практическая часть. Составляем словарь чувств и настроений. Учимся распознавать чувства и настроения.

Тема 4.4. Мы договариваемся.

Что такое компромисс. Добрые слова - комплименты. Как учиться вместе и не ссориться.

Практическая часть. Беседа о компромиссе и способах его достижения. Вспоминаем добрые слова. Учимся говорить комплименты. Составляем правила дружбы.

Тема 4.5.Мой лучший друг.

Какой я друг?  Кто такой настоящий друг? Что мешает дружить.

Практическая часть.  Групповая дискуссия о дружбе. Слушаем и рисуем: анализ сказки «Сказка о Звездочке» (О. Поддубная). Рисунок сообща.

Тема 4.6. Моя семья.

Я и моя семья. Мои место и роль в семье.  Семейные дела.

Практическая часть. Рисунок «Моя семья». Презентация рисунка.

Тема 4.7. Играем вместе.

Вспоминаем правила дружбы. Играем дружно!

Практическая часть. Марафон игр.

Тема 4.8. Когда я стану большим.

Я был. Я есть. Я буду. Мои цели в жизни.

Практическая часть. Рисование «Я был. Я есть. Я буду». Лесенка достижения целей.

Список литературы

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения).  - М. - 2003 г.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Земских Т.В. Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников.  - М. - 2000 г.
  3. Гречанная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки. Программа превентивного образования. -  М. -  2000 г.
  4. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов.  – М. – 1999 г.