Программа «Уроки психологического развития»
Программа «Уроки психологического развития» имеет психолого-педагогическую направленность и предназначена для групповой работы с детьми. По функциональному предназначению носит коррекционно-развивающий характер. Срок реализации – 1 год.
Программа составлена и разработана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под. Ред. И.В. Вачкова – М.: издательство «Ось 89», 2005. Развивающая программа «Психологическая азбука» направлена на развитие самосознания и рефлексивных способностей младших школьников. Научной основой программы стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым. Программа прошла научную экспертизу и утверждена Ученым советом Московского городского психолого-педагогического института в качестве экспериментальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «Уроки психологического развития» | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Уроки психологического развития» имеет психолого-педагогическую направленность и предназначена для групповой работы с детьми. По функциональному предназначению носит коррекционно-развивающий характер. Срок реализации – 1 год.
Программа составлена и разработана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под. Ред. И.В. Вачкова – М.: издательство «Ось 89», 2005. Развивающая программа «Психологическая азбука» направлена на развитие самосознания и рефлексивных способностей младших школьников. Научной основой программы стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым. Программа прошла научную экспертизу и утверждена Ученым советом Московского городского психолого-педагогического института в качестве экспериментальной.
Актуальность программы. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для формирования познавательной мотивации ребенка. В начальной школе ребенок впервые целенаправленно учиться познавать окружающий мир. На наш взгляд, важно, чтобы первый опыт познания являлся положительным. Для этого, к поступлению в школу у ребенка должен быть сформирован определенный уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания и т.д.) и коммуникативных навыков. Предъявляемые требования к развитию ребенка зачастую не соотносятся с их возможностями. Для того, чтобы разрешить данное противоречие, требуется введение дополнительны занятий, которые будут способствовать развитию познавательных процессов и коммуникативной сферы ребенка. Программа «Уроки психологического развития» решает задачи формирования и развития навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и в общении. Таким образом, актуальность программы обусловлена необходимостью включения дополнительных психологических занятий в целостный педагогический процесс.
Отличительные особенности программы. В программе «Уроки психологического развития» используются элементы арттерапии. Таким образом, через работу с творчеством происходит развитие познавательной сферы и формирование эстетического вкуса. Работа по программе осуществляется в малых группах, благодаря этому создается модель социума, что позволяет познакомить ребенка с нормами и правилами поведения, эффективного взаимодействия с окружающими. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Цель программы - последовательное и планомерное формирование у первоклассников психологической основы обучения, повышение уровня общего психологического и умственного развития детей.
Задачи реализации программы:
- развитие когнитивно-познавательных процессов (внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение, речь) детей;
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (внутренняя позиция школьника, навыки саморегуляции и произвольности);
- формирование и развитие навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и общении.
Методы проведения занятий:
- Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
- Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу.
- Практические методы обучения: тренировочные и игровые упражнения, тренинговые задания.
Формы занятий:
- Групповые
- Занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка.
- Интегрированные занятия.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов -36. При обучении учитываются возрастные особенности каждого ребенка, его психологические особенности и потребности. Занятия организованны по группам. Наполняемость группы 9-13 человек. Периодичность проведения занятий 1 раз по 1ч в неделю (1 академический час в соответствии с возрастными особенностями детей).
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Развитие познавательной сферы ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; совершенствуется фонематический слух; развитие произвольного и непроизвольного внимания; развитие мышления.
- Ребенок овладевает навыками самоконтроля и организации собственной учебной деятельности.
- Ребенок обладает познавательным интересом к учебной деятельности.
- Ребенок умеет конструктивно решать конфликты.
- Ребенок обладает позитивным отношение к себе и сверстникам.
Способы проверки результатов освоения программы:
- Диагностика уровня адаптации к обучению.
- Диагностика познавательной сферы.
- Психолого-педагогическое наблюдение.
Материально-методическое обеспечение:
- Кабинет для коррекционно-развивающей, тренинговой работы
- Мультимедийное оборудование
- Наглядные пособия и материалы
Организационно-содержательное построение занятия.
Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.
1. Подготовительная часть - 5-10 минут.
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, настроить детей на активную работу, привлечь внимание и интерес к совместной деятельности, установить эмоциональный контакт между участниками.
- ритуал начала занятия;
- игры и упражнения на расслабление / активацию: дыхательная гимнастика, снятие мышечного напряжения, привлечение внимания.
2. Основная часть - 15-20 минут.
Цель: в зависимости от этапа реализации программы и календарно-тематического планирования.
- речедвигательная активность учащихся;
- продуктивная деятельность.
3. Завершающая часть - 5-10 минут.
Цель: обобщение полученных знаний и навыков, закрепление положительного эффекта.
- обратная связь;
- ритуал окончания занятия.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела и темы учебного занятия | Группа №1 | Группа №2 | ||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | ||||
теор. | практ. | теор. | практ. | ||||
1. | Я познаю себя | 6 | 6 | 6 | 6 | ||
1.1 | Давайте познакомимся! | 1 | 1 | ||||
1.2 | Расскажу о себе. | 1 | 1 | ||||
1.3 | Кто я? | 1 | 1 | ||||
1.4 | Как я выгляжу? | 1 | 1 | ||||
1.5 | Я люблю… | 1 | 1 | ||||
1.6 | Такие разные мои настроения. | 1 | 1 | ||||
2. | Я учусь владеть собой | 8 | 8 | 8 | 8 | ||
2.1 | Мои чувства. | 1 | 1 | ||||
2.2 | Мое поведение. | 1 | 1 | ||||
2.3 | Мой распорядок дня. | 1 | 1 | ||||
2.4 | Я учусь быть самостоятельным. | 1 | 1 | ||||
2.5 | Я отвечаю за свои поступки. | 1 | 1 | ||||
2.6 | Как разрешить конфликт. | 1 | 1 | ||||
2.7 | Решительное поведение. | 1 | 1 | ||||
2.8 | Учимся принимать самостоятельное решение | 1 | 1 | ||||
3. | Я учусь учиться | 14 | 14 | 14 | 14 | ||
3.1 | Я и мои способности. | 1 | 1 | ||||
3.2 | Вот я какой! | 1 | 1 | ||||
3.3 | Фантазируем, играем, сочиняем. | 1 | 1 | ||||
3.4 | Мое любимое дело. | 1 | 1 | ||||
3.5 | Развиваем память и внимание. | 1 | 1 | ||||
3.6 | В стране Воображляндии. | 1 | 1 | ||||
3.7 | Наши руки не для скуки! | 1 | 1 | ||||
3.8 | Учусь хорошо! | 1 | 1 | ||||
3.9 | Веселый город «Угадай-ка». | 1 | 1 | ||||
3.10 | Трудные ступеньки. | 1 | 1 | ||||
3.11 | Этот удивительный мир. | 1 | 1 | ||||
3.12 | Все в моих силах. | 1 | 1 | ||||
3.13 | Моя школа. | 1 | 1 | ||||
3.14 | По ступенькам вверх! | 1 | 1 | ||||
4. | Я – хороший, мы – хорошие. | 8 | 8 | 8 | 8 | ||
4.1 | В стране дружбы и понимания. | 1 | 1 | ||||
4.2 | Другой человек. | 1 | 1 | ||||
4.3 | Настроение другого человека. | 1 | 1 | ||||
4.4 | Мы договариваемся. | 1 | 1 | ||||
4.5 | Мой лучший друг. | 1 | 1 | ||||
4.6 | Моя семья. | 1 | 1 | ||||
4.7 | Играем вместе. | 1 | 1 | ||||
4.8 | Когда я стану большим. | 1 | 1 |
Содержание курса
Раздел 1. «Я познаю себя»
Тема 1.1. Давайте познакомимся! («Знакомство»).
Психология – что это такое? Зачем нужна психология детям?
Практическая часть. Упражнения и игры на знакомства. Обсуждаем и принимаем правила поведения и взаимодействия на занятиях.
Тема 1.2. Расскажу о себе («Знакомство продолжается»).
Что я знаю о себе и других? Как меня зовут в школе и дома. Мой день рождения. Моя любимая игрушка, занятие, мультфильм. Я и мои друзья. Правила наших занятий.
Практическая часть. Упражнения на знакомства и сплочение коллектива. Повторяем правила поведения и общения на занятиях.
Тема 1.3. Кто я? («Я – это кто?», «Я теперь школьник»).
Кто есть кто? Это я, это мое. Что значит быть школьником? Я в роли школьника.
Практическая часть. Упражнения и игры на сплочение. Беседуем о том, что значит «быть школьником». Изучаем правила школьной жизни. Рисуем себя в школе.
Тема 1.4. Как я выгляжу?
Чем отличаются люди друг от друга? Что в нас общего? Мы такие разные, но мы вместе. Мои особенности.
Практическая часть. Упражнения на развитие внимания и сплоченности коллектива. Игра «Самопрезентация». Учимся замечать сходства и различия, детали. Рисуем автопортрет. Вернисаж рисунков.
Тема 1.5. Я люблю…
Больше всего на свете я люблю… Что любит мой друг?
Практическая часть. Игры на развитие сплоченности в коллективе.
Тема 1.6. Такие разные мои настроения.
Какие бывают настроения. Полезные и не очень настроения. Что вызывает во мне радость, печаль, гнев и т.д.
Практическая часть. Знакомимся с настроениями. Показываем разные настроения. Учимся управлять своими настроениями. Упражнения и игры на развитие самоконтроля.
Раздел 2. «Я учусь владеть собой»
Тема 2.1. Мои чувства («Я и мои эмоции»).
Что такое эмоции и чувства? Какие бывают эмоции и чувства. Что я знаю о своих эмоциях. Учусь управлять чувствами.
Практическая часть. Упражнения и игры на развитие эмоционального самоконтроля.
Тема 2.2. Мое поведение.
Что такое поведение. Хорошее поведение и не очень. Мои поступки и их последствия.
Практическая часть. Упражнения на развитие самоанализа. Игры на развитие силы воли и произвольности.
Тема 2.3. Мой распорядок дня.
Мой режим дня. Учимся планировать. Список моих дел в школе и дома.
Практическая часть. Упражнения на развитие навыков планирования и контроля собственной деятельности.
Тема 2.4. Я учусь быть самостоятельным.
Я сам. Что я умею. Что я могу и чего не могу?
Практическая часть. Упражнения на развитие навыков самоанализа. Определяем зон самостоятельности.
Тема 2.5. Я отвечаю за свои поступки.
Что такое ответственность? Мои зоны ответственности. Я отвечаю за…
Практическая часть. Беседа об ответственности. Упражнения на определение и осознание зон личной ответственности.
Тема 2.6. Как разрешить конфликт.
Конфликт – это хорошо или плохо? Причины конфликтов. Учимся решать конфликты мирно.
Практическая часть. Учимся анализировать и разрешать конфликты на примере сказочных героев.
Тема 2.7. Решительное поведение.
Когда я бываю сильным и смелым. Учимся говорить «нет» с пользой.
Практическая часть. Упражнения на развитие силы воли.
Тема 2.8. Учимся принимать самостоятельное решение.
Учусь принимать решения в сложных ситуациях. Шаги принятия решений.
Практическая часть. Упражнения на развитие силы воли и самостоятельности.
Раздел 3. «Я учусь учиться»
Тема 3.1. Я и мои способности («Мое внимание», «Как быть внимательнее»).
Что такое память и внимание. Учусь запоминать и наблюдать.
Практическая часть. Беседа по теме «Что значит быть внимательным». Упражнения и игры на развитие и тренировку памяти и внимания.
Тема 3.2. Вот я такой!
Продолжаем изучать познавательные способности: память и внимание. Наблюдаем и запоминаем.
Практическая часть. Беседа по теме «Для чего мне нужна внимательность». Упражнения и игры на развитие и тренировку памяти и внимания.
Тема 3.3. Фантазируем, играем, сочиняем («Я умею быть внимательным»).
Практическая часть. Сочиняем и разыгрываем истории.
Тема 3.4. Мое любимое дело.
Любимое дело: как его найти? Мои увлечения. Внимание и память в моих увлечениях.
Практическая часть. Рассуждаем о любимых занятиях: что нравится, что не нравится? Что нам поможет выполнять любимые дела хорошо. Упражнения на развитие самоанализа и рефлексии.
Тема 3.5. Развиваем память и внимание («Развиваем свое внимание»).
Как мне легче запоминать: составляем истории, ищем новые способы. Я знаю, как быть внимательным.
Практическая часть. Измеряем внимание и память. Составляем памятки. Упражнения и игры на развитие и тренировку памяти и внимания.
Тема 3.6. В стране Воображляндии.
Знакомимся со страной Воображляндией и ее жителями.
Практическая часть. Сочиняем вместе сказку «В стране Воображляндии». Упражнения на развития творческого мышления детей и креативности.
Тема 3.7. Наши руки не для скуки!
На что способны наши ловкие ручки? Собираем оригами.
Практическая часть. Оригами. Упражнения для развития креативности и творческого мышления.
Тема 3.8. Учусь хорошо!
Зачем нужно хорошо учиться? Школьные оценки. Как хорошо учиться?
Практическая часть. Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: слушаем, обсуждаем и разыгрываем.
Тема 3.9. Веселый город «Угадай-ка».
Конкурс мудрецов: сочиняем и разгадываем загадки.
Практическая часть. Загадки. Задания и упражнения на развитие дивергентного мышления.
Тема 3.10. Трудные ступеньки.
Лестница знаний. Трудности в учении. Как преодолевать трудности.
Практическая часть. Сказки для школьной адаптации. Упражнения для расширения поведенческого репертуара в ситуациях школьного стресса.
Тема 3.11. Этот удивительный мир.
Мой мир – целая Вселенная. Мое место в мире. Что я могу делать в мире.
Практическая часть. Рисунок «Моя Вселенная». Презентация рисунка.
Тема 3.12. Все в моих силах.
Что я могу, хочу, умею. Мои достижения и успехи.
Практическая часть. Упражнения на повышение самооценки. Обсуждение стратегий, используемых каждым ребенком для повышения самооценки.
Тема 3.13. Моя школа.
Что мне нравится и не нравится в школе. Школа моей мечты.
Практическая часть. Проективный рисунок «Я в школе». Вернисаж рисунков. Обсуждение.
Тема 3.14. По ступенькам вверх!
Когда я вырасту… Я – творец своей жизни.
Практическая часть. Проективное упражнение «Машина времени». Делаем памятку «Мои цели».
Раздел: «Я – хороший, мы – хорошие»
Тема 4.1. В стране дружбы и понимания.
Что такое дружба? Умею ли я дружить? Учимся понимать другого человека!
Практическая часть. Слушаем и обсуждаем сказку про дружбу. Учимся пониманию: гимнастика лица, изучение мимики и жестов.
Тема 4.2. Другой человек.
Продолжаем учиться пониманию других людей. Мысли, чувства, поведение других людей.
Практическая часть. Беседа «Чувства людей и их поведение». Учимся различать мысли и чувства.
Тема 4.3. Настроение другого человека.
Такие разные эмоции… Где живут эмоции и настроения? Чувства полезные и вредные.
Практическая часть. Составляем словарь чувств и настроений. Учимся распознавать чувства и настроения.
Тема 4.4. Мы договариваемся.
Что такое компромисс. Добрые слова - комплименты. Как учиться вместе и не ссориться.
Практическая часть. Беседа о компромиссе и способах его достижения. Вспоминаем добрые слова. Учимся говорить комплименты. Составляем правила дружбы.
Тема 4.5.Мой лучший друг.
Какой я друг? Кто такой настоящий друг? Что мешает дружить.
Практическая часть. Групповая дискуссия о дружбе. Слушаем и рисуем: анализ сказки «Сказка о Звездочке» (О. Поддубная). Рисунок сообща.
Тема 4.6. Моя семья.
Я и моя семья. Мои место и роль в семье. Семейные дела.
Практическая часть. Рисунок «Моя семья». Презентация рисунка.
Тема 4.7. Играем вместе.
Вспоминаем правила дружбы. Играем дружно!
Практическая часть. Марафон игр.
Тема 4.8. Когда я стану большим.
Я был. Я есть. Я буду. Мои цели в жизни.
Практическая часть. Рисование «Я был. Я есть. Я буду». Лесенка достижения целей.
Список литературы
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения). - М. - 2003 г.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В. Земских Т.В. Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. - М. - 2000 г.
- Гречанная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки. Программа превентивного образования. - М. - 2000 г.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. – М. – 1999 г.