Главные вкладки

    Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе

    Полещук Елена Николаевна

    Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл inklyuzivnaya_kultura.docx34.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе

    Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального

    опыта вместе со сверстниками. Т.е., говоря другими словами, инклюзивное образование  - это образование детей с ОВЗ в условиях обычной общеобразовательной школы.

    Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

    Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

    В настоящее время уже издано достаточно много законопроектов, качающихся организации инклюзивного образования в массовых школах, созданы требования по организации данного образования и созданию специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе. В соответствии с ними во многих школах нашего региона, да и в РФ в целом, началось введение инклюзивного образования: стала создаваться нормативно-правовая базу, специальные условия для обучения детей с ОВЗ, началась подготовка педагогических кадров.

    В процессе введения такого образования, стало возникать множество проблем, в том числе  и социальных. Но, если  проблемы создания нормативно-правовой базы, специальных условий, проблемы финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их  достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.

    Проблемы социального характера будут являться одной из основных.  Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли  педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении.

    Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.

    Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

    Для этого, прежде всего необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:

    • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • Каждый человек способен чувствовать и думать;
    • Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным
    • Все люди нуждаются друг в друге;
    • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    • Все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;
    • Для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они  могут делать, чем в том, что не могут;
    • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

    Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита и больными и здоровыми детьми.

    Для приобретения знаний по инклюзивной культуре, формирования ценностного отношения может быть проведен цикл лекций, бесед, классных часов.  Целью такой работы должно быть привлечение внимания школьников к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств учащихся.  Детям необходимо показать, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни. Для нормально развивающихся  детей, знакомство с инклюзивной культурой, развитие у них ценностного отношения, очень важно, так как встреча со сверстником, не похожим на них, может обернуться серьезным шоком и даже мировоззренческим кризисом.

    Как получение опыта совместной деятельности может быть совместная подготовка к школьным мероприятиям «обычных» школьников и детей с ОВЗ, проведение совместных мероприятий. Если рассматривать опыт других школ по формированию инклюзивной культуры у обучающихся – это проведение социальных акций, проектов, организация переписки с детьми с ОВЗ, организация волонтерского движения.

    Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучение детей. Совместная работа помогает ребятам ( не только «обычным» школьникам, но и детям с ОВЗ) поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.

    Активное включение в такую работу  детей с ОВЗ позволит им более полно представить картину окружающего мира, расшириться круг социальных контактов.  В дальнейшей жизни им будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность.

    Очень многое в принятии «особых» детей «обычными» будет зависеть от позиции классного руководителя, учителей. Педагог и классный руководитель  должны быть готовы принять необычного ребенка вне зависимости от его  реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

    Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.  Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом. Все это будет  иметь особое значение  для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

    Какие еще требования можно предъявить к педагогу инклюзивного образования? Список может получиться достаточно длинным, но основными критериями будут являться:

    1. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
    2. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
    3. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
    4. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
    5. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
    6. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

    Но, при работе по формированию инклюзивной культуры могут выявить и серьезные проблемы, такие как:

    • Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно обучающиеся в школе, привыкают к вниманию, следовательно они могут начать злоупотреблять своим особым статусом, допускать снижения требований к себе.
    • Многие родители могут оказаться с высоким уровнем притязаний – требовать для своего «особого» ребенка лучших учителей, логопедов, дефектологов и  других специалистов.
    • Родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень ранимы, многие не хотят говорить о своих проблемах и трудностях. Большинство родителей сами страдают тяжелыми психическими и соматическими расстройствами. Со многими из них будет  сложно построить хорошие доверительные отношения, как представителям администрации школы, так и педагогам школы, классному руководителю, специалистам.  

    Говоря о формировании инклюзивной культуры и готовности принять «особого» ребенка в общеобразовательном учреждении среди обучающихся и педагогов нашей школы было проведено анонимное анкетирование, целью которого являлось изучение  мнения по поводу обучения детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб».

    Анкетирование проводилось среди педагогов и обучающихся 4,9,11 классов школы. Всего в анкетировании приняло участие 35 педагогов и 126 обучающихся.

    На вопрос «Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?»

    Всего

    Педагоги –

    35 чел

    4 класс –

    59 чел

    9 класс-

    38 чел

    11 класс – 29 чел

    Да

    111

    30

    29

    28

    24

    Нет

    50

    5

    30

    10

    5

    На вопрос «Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:

    Всего

    Педагоги –

    35 чел

    4 класс –

    59 чел

    9 класс-

    38 чел

    11 класс – 29 чел

    Общеобразовательная школа

    24

    6

    3

    5

    10

    Специальная школа

    86

    7

    40

    20

    19

    На дому

    24

    3

    12

    5

    4

    В специальном классе массовой школы

    52

    23

    13

    7

    9

    Затрудняюсь ответить

    9

    0

    6

    3

    0

    Мне все равно

    5

    0

    2

    2

    1

    Свой вариант

    Дистанционно

    1

    1

    На вопрос «Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали бы у Вас наибольшие трудности в работе?» ответы педагогов распределились следующим образом:

    Педагоги –

    35 чел

    С нарушением зрения

    15

    С нарушением слуха

    12

    С нарушением интеллекта

    25

    С нарушением речи

    9

    С нарушением опорно-двигательного аппарата

    8

    На вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, что в классе, в котором Вы преподаете, будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:

    Педагоги

    Положительно

    18

    Отрицательно

    3

    Мне безразлично

    1

    Затрудняюсь ответить

    13

    На вопрос «Как ты отнесешься к тому, что в твоем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:

    Всего

    4 класс –

    59 чел

    9 класс –

    38 чел

    11 класс – 29 чел

    Положительно

    74

    45

    19

    10

    Отрицательно

    7

    6

    1

    0

    Мне безразлично

    30

    3

    12

    15

    Затрудняюсь ответить

    15

    5

    6

    4

    На вопрос «Что плохого, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?» ответы распределились следующим образом:

    Всего

    Педагоги –

    35 чел

    4 класс –

    59 чел

    9 класс-

    38 чел

    11 класс – 29 чел

    Ничего плохого не случится

    87

    18

    23

    25

    21

    Он будет тормозить обучение всего класса

    24

    8

    10

    4

    2

    Класс будет недружным

    2

    0

    1

    1

    0

    В этот класс не захотят приходить другие ученики

    3

    1

    2

    0

    0

    Над ним все будут смеяться

    18

    3

    11

    3

    1

    У него не будет друзей

    15

    2

    6

    5

    2

    Он не справится с учебной программой

    43

    16

    21

    4

    2

    На вопрос «Что хорошего, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?» ответы распределились следующим образом:

    Всего

    Педагоги –

    35 чел

    4 класс –

    59 чел

    9 класс

    38 чел

    11 класс – 29 чел

    Он будет учиться рядом с домом

    37

    11

    7

    10

    9

    Он сможет не отрываться от своей семьи, детей своего дома, двора

    49

    27

    6

    10

    6

    Он будет учиться со здоровыми детьми

    31

    5

    11

    8

    7

    Его одноклассники станут добрее

    42

    11

    17

    8

    6

    Его одноклассники станут помогать слабым

    55

    3

    35

    9

    8

    Его одноклассники научаться общаться с людьми не такими как все

    67

    22

    22

    10

    13

    Его одноклассники научатся сочувствовать людям нуждающимся в помощи

    61

    18

    23

    10

    10

    Не вижу в этом ничего хорошего

    11

    2

    3

    6

    0

    Подводя итоги анкетирования, можно сказать, что большинство участников анкетирования (88%) сталкивались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Большинство респондентов считает, что такие дети должны обучаться в специальных учреждениях и классах 53% и 32% соответственно, что и говорит о том, что нам еще не совсем понятны основные принципы инклюзивного образования, мы все еще придерживаемся прежних взглядов на обучение особых детей. Но, в тоже время, к тому, что ребенок будет учиться в нашей школе дети и педагоги отнеслись положительно (51% и 59% соответственно), 31% педагогов затруднились ответить на этот вопрос, 23% учащихся ответили «Мне безразлично».

    Наибольшие трудности в работе, по мнению педагогов, вызовут дети с нарушением интеллекта (71% опрошенных),  с нарушением зрения (43%), с нарушением слуха (34%).

    54%  опрошенных считают, что ничего плохого не случится, если особый ребенок будет учиться совместно с обычными детьми, 15% считают, что он будет тормозить обучение всего класса. Многие дети выразили готовность помочь особому однокласснику в учебе, в адаптации, указали такие ответы как: «помогу найти друзей», «помогу чем смогу».  Но, все же, 7% считают, что ничего хорошего из этого не получится.

    Данные анкетирования показали, что в целом дети и педагоги нашего образовательного учреждения готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но, если педагоги уже имеют опыт работы с такими детьми, за многолетний стаж работы им приходилось сталкиваться с проблемами в обучении и воспитании особых детей, они понимают все те проблемы, которые могут возникнуть, то дети глубины данной проблемы не представляют. Дети не задумывались всерьез и не сталкивались с этой проблемой, но тем не менее они в большинстве своем готовы к общению и настроены скорее на принятие, чем на отрицание. Если сравнить ответы детей 4,9 и 11 классов, то на многие вопросы анкеты дети разных возрастов дали схожие ответы.

    В заключении хочется сказать, что организуя  инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.

    И свое выступление хотелось бы закончить  словами канадского педагога Жана Ванье, которые, по моему мнению, отражают не только суть инклюзивного образования, но и то отношение, которое сложилась к «особым» детям и взрослым людям: “Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество,  потому, что они могут нас чему - то научить”