Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях для детей с ОВЗ

Соколова Татьяна Николаевна

Игра- метод, форма, приём, форма педагогической деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. Детская игра- элемент жизнидеятельности ребёнка. играя ребёнок познаёт окружающий мир, осваивает социальный опыт, учится взаимодействовать со старшими и младшими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ

УПРАЖНЕНИЙ  НА ЗАНЯТИЯХ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

«Игра имеет преимущество перед всеми другими формами,

 так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь

 самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».

А.П. Усова

Одной из основных задач работы нашего детского дома-интерната является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация в условиях современного общества.

Игра - вид детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те психические качества, свойства, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

 Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность занимались А.К. Аксенова, М.Н. Перова, А.А. Катаева, Л.Б. Баряева, Э.В. Якубовская, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева, и др.

А.К. Аксенова отметила: «В процессе игры мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми детьми, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо совсем недоступной».

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей с ограниченными возможностями здоровья.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, игра активизирует психические процессы, вызывает у детей интерес к процессу познания. В игре дети  охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний.

Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение  материала.

Задачи игровой деятельности:

  • развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
  • развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  • формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  • развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
  • организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.

В дидактической игре создаются  условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая собственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на занятии с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, что служит успехом достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных целей и  задач.

Игра занимает особое место в педагогическом процессе, так как является средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, средством воспитания у детей навыков общественного поведения. «Игра, жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре есть самое здоровое ядро разумной школы  детства» С.Т. Шацкий.

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами, по характеру познавательной деятельности их можно разделить на группы:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

Игра «Составь букет».

Дидактическая цель.  Представлений о размере, цвете и числе предметов, имеющихся у ребёнка

Средства обучения. Рисунки цветов разных размеров.

Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.

  1. Игры, требующие воспроизводящей деятельности.

Игра «Математическая рыбалка».

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения. Рисунки 10 рыбок.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все дети, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее педагогу.

  1. Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. К преобразующей деятельности относятся игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля.

Игра «Домино».

Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Содержание игры. Педагог пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Дети составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:

7 -5 = 2        2 + 6 = 8         8 + 2=10     10 -8 = 2       2 + 5 = 7

Дети составляют цепочку примеров по заданному правилу.

  1. Игры, в которых включены элементы поиска и творчества.

Игра «Веселый Карандаш»

Дидактическая цель. Составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.

Средства обучения. По одному кругу, треугольнику, квадрату.

Содержание игры. На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Педагог говорит детям, что в гости к ним пришел Веселый Карандаш, он предлагает загадки: «Что можно нарисовать, используя квадрат? (Парусную лодку, домик.) Треугольник? (Флажок.) Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше нравится».

Игра для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии способствует повышению заинтересованности к занятию, повышает качество усвоения учебного материала, вовлекает в учебный процесс каждого ребенка, занимательные  материалы  игры  делают занятия интересными и  разнообразными. Соревновательный характер игры увлекает детей, повышает качество и эффективность мыслительной и познавательной деятельности ребенка. Положительные эмоции которые возникают во время игры, активизируют деятельность ребёнка с ОВЗ, обеспечивают решение задач, которые связаны с формированием способности сравнивать, сопоставлять делать выводы и обобщения. А это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Литература:

1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

2.        Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.

3.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4.        Кумариной Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред.. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

 5. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.