Психологическая культура педагога

Кострица Ольга Леонидовна

Психологическая культура педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кострица О.Л., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 88 "ИСТОК" Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Психологическая культура педагога

Именно психологическая культура служит регулятором профессиональных отношений в учреждениях образования. Парадокс состоит в том, что происходит интенсивная психологизация общества; психологов становится все больше и больше. Средства массовой информации тоже вносят свой вклад в популяризацию психологической профессии: практически в каждой второй телепередаче или фигурирует представитель нашей профессии, или используются определенные психологические приемы. В тоже время психологическая культура как была, так и остается низкой. Причины такой ситуации видятся мне, в первую очередь, в несформированности психологической культуры в обществе в целом и всех участников образовательного процесса в частности.

По мнению И. В. Дубровиной, академика РАО, психологическая культура складывается из двух компонентов - психологических знаний и общей культуры человека. Сейчас в нашем обществе больше востребован первый компонент. В этом контексте вопрос повышения психологической культуры педагога особенно актуален и надежда в разрешении возлагается на социально-психологическую службу образовательного учреждения, в частности, на педагогов-психологов.

В настоящее время, педагогами-психологами, работающими в образовательных учреждениях, прежде всего, делается акцент на работу с детьми. Вопросу повышения психологической культуры, надо начинать именно с педагогов.

Какова роль педагога-психолога в этом вопросе? Это специалист, который несет в коллектив образовательного учреждения профессиональную психологическую культуру. Делает это опосредованно: своими поступками, своим поведением, своим отношением к людям, жизни. Как ни громко это звучит, но по сути дела педагог-психолог образовательного учреждения — это своего рода эталон психологической культуры.

При общении с педагогами очень важно дать понять, что труд учителя или воспитателя крайне важен, труден и ценен, а ведь это так и есть. Учитель, чувствуя уважение и понимание со стороны психолога, вряд ли встанет в позицию конфронтации. Посредством чего же нам повышать психологическую культуру педагога? Психологическая общественность в последнее время активно уделяет внимание этому вопросу. Необходима система формирования психологической культуры.

По этому вопросу можно обозначить несколько направлений:

  • Во-первых, формирование психологической грамотности как некоторого минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения. Необходимо активно вовлекать педагогов в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой адекватных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развивать социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству.
  • Во-вторых, формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми. Наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, адекватно воспринимать и передавать информацию.
  • В итоге следует стремиться формировать зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми, способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов.
  • Здесь необходимы установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность, а также интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение.

Каким же образом формировать психологическую культуру педагога в образовательном учреждении? Какие формы и методы работы могут быть действительно эффективными при работе с педагогами? К глубокому сожалению, в большинстве своем, психологи, если и работают по этой проблеме, то с использованием достаточно ограниченного набора форм и методов. Например, используют выступления на педагогических советах или методических объединениях педагогов. На мой взгляд, необходимо разнообразить эту работу, использовать современные и актуальные формы по повышению психологической культуры педагогов. Чтобы работа по повышению психологической культуры носила системный характер, надо грамотно спланировать данный вид деятельности в образовательном учреждении.

Работа по повышению психологической культуры педагогов может носить, как профилактический характер, так и коррекционно-развивающий. Исходя из этого, в годовой план вносятся мероприятия, которые будут способствовать повышению психологической культуры. С этой целью хороши цикличные формы работы, например, создание в образовательном учреждении психологического клуба для педагогов. Где по мере возникновения проблемных ситуаций можно было бы находить наиболее конструктивные пути выхода из этих ситуаций. При работе этого клуба можно активно использовать методы психодрамы, арттерапии, игровой терапии. Состав членов клуба может варьироваться в зависимости от актуальности проблемы для тех или иных педагогов. Вместо традиционных выступлений педагога-психолога на педагогических советах, можно предложить вниманию педагогов такие формы, как деловые игры, организованные дискуссии, использование метода «мозгового штурма», консультативы. Для учителей одной параллели классов, наиболее эффективна тренинговая форма, которая является отличной профилактикой эмоционального «выгорания» педагога. В ходе тренинговых занятий, педагоги могут не только пополнить свои психологические знания, но и приобрести необходимые культурно-психологические навыки, повысить свою самооценку. Положительную роль в формировании психологической культуры играют, так называемые, корпоративные мероприятия.