Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными обучающимися.

Викоренко Виктория Викторовна

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми  обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными обучающимися.

Викоренко Виктория Викторовна,

педагог-психолог,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Белгородская область,

  г. Старый Оскол

Аннотация:

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми  обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми  обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из перспективных направлений развития системы образования.

       В работе с одаренными детьми мы придерживаемся следующих признаков определения одаренности:

одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях.

• нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились (актуальные), и те, которые могут проявиться (потенциальные).

• одаренность является результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а следовательно, не определяется только интеллектом.

• одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Достижения невозможны без высокоразвитой способности к творчеству (креативности), вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой одаренностью.

• каждый одаренный – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

Одним из направлений  нашей работы является организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с признаками одаренности с использованием психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий  - обеспечить одаренным детям возможность сохранения здоровья и за период обучения в школе сформировать у них необходимые для этого знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В результате проведенного психодиагностического обследования были получены данные, что 45%  обучающихся перед проведением олимпиады или конференции испытывают неуверенность в своих силах и возможностях, 27%- несобранны, плаксивы,  35% - отмечают, что у них плохое настроение, самочувствие и они не могут справиться с этим состоянием.

Можно сделать вывод, что участие в олимпиадах и конференциях у этой категории учеников требует значительного напряжения высшей нервной деятельности, что приводит к перегрузкам,  повышенной усталости и нервно-психическому напряжению.

         Уделяя особое внимание этой проблеме, мы  разработали  цикл занятий, которые включают в себя некоторые психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Кроме  комплексного использования личностно - ориентированных технологий и создания благоприятного психологического климата на занятиях, консультациях, более подробно хотелось бы рассказать о такой психолого-педагогические технологии здоровьесбережения,  как снятие эмоционального напряжения.

          Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Хороший эффект дает использование интерактивных форм и методов обучения, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Особенно эффективным считаем использование релаксации, аутогенной тренировки.

            Мы использовали весь арсенал этого комплекса методов по снятию напряжения, тревожности, страхов, обучению методам саморегуляции, повышению уверенности в своих силах, самооценки в разработанном нами цикле занятий с одаренными обучающимися.

При планировании  занятий нами были учтены индивидуально-психологические особенности и познавательная деятельность личности. Нагрузка и подбор упражнений варьировались с учётом индивидуальных особенностей  учеников и каждого одаренного ребёнка в отдельности.

 Целью данных занятий является укрепление психического здоровья, на основе применения методик регуляции психо-эмоционального состояния детей, снятия нервно-психического напряжения и ориентированных на положительный эмоциональный настрой учеников к участию в олимпиадах и конференциях. 

Цель релаксации – снять напряжение, дать ученикам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры. К таким играм относятся пантомимы, в которых ученики при помощи жестов должны что-либо изобразить.

Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить материал.  Релаксация должна освобождать ученика от умственного и физического напряжения.

        Перед релаксацией нужно объяснить школьнику, что ему необходимо принять осознанное решение ни о чём не волноваться и занять позицию стороннего наблюдателя. Во время релаксации ко всему нужно относиться легко и пассивно.

     Так же хороши для этой цели аутогенные тренировки, которые направлены на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате дистресса.

Расслабление требует особого внимания, ведь не только дети, но и взрослые часто не знают, что это такое, не могут по команде расслабить мышцы. Научить ребенка расслабляться нередко является самой трудной задачей. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Здесь требуется определенный опыт в обращении со своими мышцами, умение управлять степенью их напряжения.

Так же мы используем в нашей работе и несложные комплексы упражнений, направленных на снятия напряжения органами зрительного аппарата.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни  ученика,  позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроках, преодолеть трудности, позволяет достичь желаемой цели.

Таким образом, за период проведенных занятий одаренный школьник приобретает навыки по сохранению собственного здоровья в сложных для него жизненных ситуациях и становится:

- личностью, руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющей право на свободу выбора, самовыражения. 

- личностью, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющей средствами и способами исследовательского труда.

- личностью, способной реализовать себя в жизни, способной к саморазвитию и самоизменению.

         Использование этих технологий позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Литература 

  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам.\под ред. А.Г. Хрипковой. - М., Педагогика, 1982 - 239 стр.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
  3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., 1998.
  4. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 312 с.
  5. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., 1998.
  6.  Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С-Лейтеса. - М.: Изд. Центр "Академия", 1996. - 416 с.
  7. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
  8. Прохоров А. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. -2005. -№2. -С.68-100.
  9. Теория и практика аутогенной тренировки. -М.: Медицина, 1980. -165с.
  10. Филатов А.Г. Аутогенная тренировка. -К.: Здоровье, 1987. -127с.
  11. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. -М.: Медицина, 1985. -65с.