ПРОГРАММА «Искусство побеждать» по развитию личностной и эмоционально-волевой сферы подростков и юношества

Проблема, на решение которой направлена программа, - коррекция индивидуально-личностных особенностей, предупреждение и устранение отклонений в поведении старшеклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Рекомендовано»                                                                         «Утверждаю»

Методическим советом                                                               Директор

ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                                   ЦПМСС «Ново-Переделкино»

__________________________        _________________________

«____» ______________ 2011 г.        «____» _____________ 2011 г.

ПРОГРАММА

«Искусство побеждать»

по развитию личностной и эмоционально-волевой сферы подростков и юношества

педагога-психолога ЦПМСС «Ново-Переделкино»

 (модификация коррекционно-развивающей программы Одинцовой М.А.)

возраст детей: 13-16 лет

срок реализации программы: 1 сентября – 31 мая

«Согласовано»

Методист ОМЦ

ЗОУО ДО г. Москвы

____________________

«____» __________ 2011 г.

г. Москва

2011 г.

Пояснительная записка

Проблема, на решение которой направлена программа, - коррекция индивидуально-личностных особенностей, предупреждение и устранение отклонений в поведении старшеклассников. Актуальность определяется тем, что учителя, с одной стороны, понимают важность развития творческих способностей и ставят оригинальность мышления на первое место, но с другой стороны, им удобнее работать с дисциплинированными и исполнительными детьми. Данная коррекционная программа для учащихся старшего школьного возраста направлена на осознание и понимание своего многогранного «Я» с его многочисленными проблемами. Программа обеспечивает убежденность в возможности реализовать свое «Я» со всеми качествами цельной, гармоничной, талантливой личности, обращенной в будущее. Все качества такой личности переплетаются между собой, работают сообща, дополняя и усиливая друг друга. Они помогают старшекласснику реализовать себя и не переступить черту, за которой поведение классифицируется как асоциальное.

На занятиях ребята знакомятся со способами развития своего творческого мышления, со своим энергопотенциалом и его источниками, исследуют свои функциональные состояния, изучают способы оптимизации неблагоприятных функциональных состояний, знакомятся с особенностями своего внутреннего мира, полного тайн и противоречий, неожиданностей даже для самих себя.

Цель – создание таких условий и возможностей, при которых у детей могут формироваться адекватные формы поведения в группе сверстников и со взрослыми, способствующие наиболее полноценному развитию личности каждого и соответствующие нормам, критериям и социальным традициям.

Задачи:

  • сформировать у старшеклассников позитивный образ «Я», основанный на адекватном представлении о своих качествах, возможностях, самопринятии и самоценности;
  • научить эффективным способам активизации интеллектуальных возможностей;
  • на основе актуализации сильных сторон личности оптимизировать ситуацию межличностного взаимодействия;
  • научить ставить конкретные цели и добиваться их реализации;
  • научить осознавать особенности собственной эмоциональной сферы и научить управлять собой;
  • помочь понять и принять свои личностные особенности, оценить сильные стороны;
  • научить находить и использовать свой личностный потенциал.

Форма работы – преимущественно групповая, но некоторые темы занятий могут быть использованы и в индивидуальных занятиях. Групповая форма работы помогает создать оптимальные условия для преодоления и ослабления недостатков, переосмысления личностных проблем участниками, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования на то или иное воздействие и поведение в целом, вырабатывает комплекс специальных навыков в сфере межличностного общения.

Занятия могут быть использованы как в целом, так и по частям. Лучше, если проводится серия занятий. Тогда они с большей эффективностью помогают достичь определенного результата. Занятия могут длиться либо 2 часа, либо состоять из двух занятий по 1 часу.

В группу старшеклассники зачисляются преимущественно по их собственному желанию. Ребята с проблемами в учебе, с отклонениями в общении и поведении часто не могут справиться со своими наболевшими проблемами, ищут понимания и сами осознают, что им необходима помощь. Нередко такое желание совпадает с рекомендациями психолога, педагогов и родителей.

Данная программа направлена на решение задач трех уровней: коррекционного, профилактического и развивающего. Именно единство этих задач может обеспечить успех и эффективность коррекционной программы.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Знакомство. Установление правил работы группы

1

2

Внутреннее строение механизма таланта

2

3

Механизм энергопотенциала и его источники

2

4

Функциональные состояния человека

2

5

Оптимизация функциональных состояний

2

6

Способы мышления

2

7

Мышление и чувства

2

8

Эмоции и чувства. Вина. Зависть

2

9

Тревога. Страх. Любовь

2

10

Чувство любви

2

11

В поисках смыслов

3

12

Философия счастья

2

13

Формула успеха

2

14

Искусство ставить цели побеждать

2

15

Профессия как способ самореализации

2

16

Интересы, предпочтения и возможности в профессии

2

17

Воображение и мышление

2

18

Заключение. Прощание-пожелание

2

ИТОГО

36

Краткое содержание занятий

Занятие 1 «Знакомство. Установление правил работы группы»

Цель – знакомство участников между собой, с психологом; установление правил, по которым будет работать данная группа; установление ритуалов приветствия и прощания.

План

  1. Рассказ ведущего о целях занятий, о форме их проведения
  2. Принятие правил
  3. Презентация каждого участника
  4. Упражнение «Ассоциации»
  5. Ритуал прощания

Занятие 2 «Внутреннее строение механизма таланта»

Цель – ознакомление с внутренним механизмом таланта; убедить в талантливости каждого; проанализировать собственный механизм таланта.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Внутреннее строение механизма таланта»
  3. Упр. «Внутреннее строение моего механизма таланта»
  4. Упр. «Придумай себе биографию»
  5. Упр. «Путешествие внутрь себя»
  6. Ритуал прощания

Занятие 3 «Механизм энергопотенциала и его источники»

Цель – определить трудоспособность, меру здоровья, меру способности к развитию. Определить источники энергопотенциала.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Мой энергетический запас»
  3. Рефлексия
  4. Продолжение беседы «Источники энергопотенциала»
  5. Ритуал прощания

Занятие 4 «Функциональные состояния человека»

Цель – познакомить с функциональными состояниями человека и со способами оптимизации неблагоприятных функциональных состояний.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Лифт»
  3. Продолжение беседы
  4. Тестирование
  5. Рекомендации
  6. Продолжение беседы
  7. Ритуал прощания

Занятие 5 «Оптимизация функциональных состояний»

Цель – научить способам расслабления, саморегуляции.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Воздушный шар»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Радуга»
  5. Рефлексия
  6. Упр. на расслабление и напряжение мышц
  7. Рекомендации
  8. Ритуал прощания

Занятие 6 «Способы мышления»

Цель – показать разницу между способами мышления и определить свой способ мышления.

План

  1. Беседа
  2. Игра «Шесть шляп мышления»
  3. Продолжение беседы
  4. Определение своего способа мышления каждым участником
  5. Упр. «Я думаю, ты думаешь»
  6. Рефлексия
  7. Ритуал прощания

Занятие 7 «Мышление и чувства»

Цель – помочь определить подлинную скорость мышления каждого, показать гармоничность в развитии мышления и чувств. Научить приемам активизации интеллектуальной деятельности.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Чувство гармонии»
  3. Продолжение беседы «Скорость вашего мышления»
  4. Приемы активизации работы полушарий головного мозга
  5. Упр. «Гармония дыхания»
  6. Рефлексия
  7. Ритуал прощания

Занятие 8 «Эмоции и чувства. Вина. Зависть.»

Цель – ознакомиться с миром чувств и эмоций, разграничить понятия. Научить понимать собственную эмоциональную сферу и управлять собой. Осознать такие нежелательные, но имеющие место чувства, как вина и зависть.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Чувство, выжигающее меня до дна»
  3. Упр. «Моя вина»
  4. Продолжение беседы «Зависть – низменная эмоция?»
  5. Упр. «Волшебное превращение зависти»
  6. Ритуал прощания

Занятие 9 «Тревога. Страх. Любовь»

Цель – обогатить жизнь старшеклассников новыми переживаниями. Научить адекватно реагировать на нежелательные переживания тревоги и страха.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Испуганное дыхание»
  3. Упр. «Мой страх»
  4. Продолжение беседы
  5. Упр. «Моя любовь»
  6. Упр. «Огненный круг»
  7. Ритуал прощания

Занятие 10 «Чувство любви»

Цель – направить на осознание, анализ своего чувства любви.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Цветок моей любви»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Горошинка»
  5. Продолжение беседы
  6. Ритуал прощания

Занятие 11 « В поисках смыслов»

Цель – направить участников на поиск истинных целей и смыслов. Помочь сформулировать наиболее актуальные и болезненные проблемы взаимоотношений с прошлым, настоящим, будущим и проанализировать их.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Мои смыслы»
  3. Упр. «События моей жизни»
  4. Упр. «Пустыня»
  5. Рефлексия
  6. Ритуал прощания

Занятие 12 «Философия счастья»

Цель – помочь осознать истинное значение счастья. Направить на поиски своего счастья.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Моя эмоциональная жизнь»
  3. Упр. «Цилиндр»
  4. Рефлексия
  5. Продолжение беседы
  6. Упр. «Подарки жизни»
  7. Ритуал прощания

Занятие 13 «Формула успеха»

Цель – показать участникам, что почти все истории успеха начинались с неудач, и поэтому не стоит пасовать перед трудностями.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Инсценируй отрывок из сказки»
  3. Что мешает человеку добиться успеха?
  4. Обсуждение «Механизмы достижения успеха»
  5. Упр. «Формула удачи»
  6. Упр. «Я родом из детства»
  7. Упр. «Назад к удаче!»
  8. Ритуал прощания

Занятие 14 «Искусство ставить цели побеждать»

Цель – учить ставить конкретные цели и стремиться к их реализации, используя все ресурсы своего «Я».

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Постарайся»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Однажды я подвел…»
  5. Упр. «Я попал в цель»
  6. Упр. «Моя воля»
  7. Упр. «Я все могу!»
  8. Притча
  9. Ритуал прощания

Занятие 15 «Профессия как способ самореализации»

Цель – помочь глубже почувствовать глубины своего характера. Определить круг профессий в соответствии с основными чертами характера.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Разные черты характера»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Формула темперамента»
  5. Продолжение беседы
  6. Ритуал прощания

Занятие 16 «Интересы, предпочтения и возможности в профессии»

Цель – показать взаимосвязь желаний при выборе профессии, своих возможностей и интересов

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Хочу, могу и надо»
  3. Упр. «А почему так?»
  4. Продолжение беседы
  5. Исследование своих интересов, возможностей и предпочтений при выборе профессии
  6. Продолжение беседы
  7. Рефлексия
  8. Ритуал прощания

Занятие 17 «Воображение и мышление»

Цель – изучить уровни своего воображения. Показать необходимость развития воображения и творчества для достижения успеха в жизни и будущей профессии.

План

  1. Беседа
  2. Игра «Чернильное пятно»
  3. Рефлексия
  4. Рекомендации
  5. Продолжение беседы
  6. Игра «Увеличение моей творческой энергии»
  7. Ритуал прощания

Занятие 18 «Заключение. Прощание-пожелание»

Цель – рефлексия по итогам курса. Анализ изменений в понимании себя, своих поступков, жизненных смыслов, ценностей. Закрепить стремление к успеху и адекватному поведению.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Занятия помогли мне…»
  3. Продолжение беседы
  4. Упражнение-размышление «Поддержка – это…»
  5. Продолжение беседы
  6. Упр. «Коллективное письмо-пожелание неудачнику»
  7. Игра «Ладошка-пожелание»
  8. Ритуал прощания

Список используемой литературы

  1. Вагин И. Выиграй у судьбы в рулетку. – СПб., 2001
  2. Одинцова М.А. Достичь успеха. – Мозырь, «Белый ветер», 2002
  3. Одинцова М.А. Я – целый мир. – М., 2004
  4. Психологическое сопровождение выбора профессии, под. ред Л.М. Митиной, - М.. «Флинта», 2003
  5. Фрейнджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. – М., 2002