Практическое занятие для преподавателей и кураторов групп «Эмоции и чувства»

Дорогова Наталья Владимировна

Цель:

  • Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоции и чувства Практическое занятие для педагогов

Слайд 2

Эмо́ция (от лат . emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс , отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Слайд 3

Существуют 6 уникальных эмоций: грусть, злость, отвращение, страх, счастье, удивление .

Слайд 4

“Что вы думаете об эмоциях и чувствах?” Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций? Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей? Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств? Случалось ли, что вы не понимали чувства других людей? Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

Слайд 5

Упражнение: “Польза и вред эмоций” Эмоция Её польза Её вред Любовь Гнев Страх Лень

Слайд 6

Есть такое понятие – эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои чувства и чувства других людей, и умение следовать логике этих чувств.

Слайд 7

Запреты на чувства “Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе); “Страх – признак слабости” (запрет на страх); “Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость); “У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

Слайд 8

СТРАХ ОБИДА ГНЕВ РЕВНОСТЬ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ ЗАВИСТЬ ТОСКА УНЫНИЕ

Слайд 9

Игра “Эмоциональный термометр”. Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером.

Слайд 10

Проанализируйте свои эмоциональные графики обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми. сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Склонны ли вы к “крайним” настроениям? что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Слайд 11

Упражнение “ЗАТО” Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни. Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции

Слайд 12

Ситуация: Вы пришли в техникум и обнаружили в своём расписании два «окна» Задача: перевести негативные эмоции, используя приём «ЗАТО» в положительные эмоции

Слайд 13

Упражнение «Эмоциональный жест» Что в душе, то и в теле. Но этот закон верен и в обратную сторону: что в теле, то и в душе.

Слайд 14

Встанем Сделаем несколько глубоких вдохов Поднимем руки, потянемся Зевнем, как следует Максимально напрячь мышцы,(держать 2-3 секунды) расслабить Потрясти всем телом, «скинуть» напряжение

Слайд 15

Создать настроение! Расправить плечи Грудь вперед Голову поднять гордо вверх! Улыбнуться (себе в зеркало, окружающим) Удерживать улыбку 10 минут Вскинуть руки вверх с криком «ДА !»

Слайд 16

Самые прекрасные эмоции мы испытываем, когда влюблены.Я предлагаю Наполнить себя любовью ! МЕДИТАЦИЯ



Предварительный просмотр:

  1. Практическое занятие для преподавателей и кураторов групп

  2.  «Эмоции и чувства»

Цель:

  • Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей.

Необходимые материалы:

  • бумага для записей,
  • бланки для теста “Ваши эмоции”,
  • карточки с заданием для упражнения “Польза и вред эмоций”,
  • бланки для упражнения “Эмоциональный градусник”,
  • карандаши.

Ход занятия

Приветствие.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, об их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.

1. Введение.

Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.

Эмоции– это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.

Существуют 6 уникальных эмоций: грусть, злость, отвращение, страх, счастье и удивление. Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства и многие наши действия, и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.

Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего возраста, полового созревания, не могут правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений отношений, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, в индивидуальном подходе или в работе с группой.

Чтобы лучше понять подростков, иногда необходимо представить себя в этом возрасте.

В процессе подготовке к занятию, вы ответили на вопросы анкеты:

“Что я думаю об эмоциях и чувствах?”

1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?

2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?

3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?

4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?

5. Случалось ли, что вы не понимали чувства других людей?

6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

Есть такое понятие – эмоциональный интеллект– это способность осознавать свои чувства и чувства других- людей, и умение следовать логике этих чувств.

– По  ответам на вопросы анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.

Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?

Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить следующие эмоции: любовь, лень, гнев, страх, радость, разочарование.

3. Упражнение: “Польза и вред эмоций”.

Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).

Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.

В современной культуре, СМИ существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

Например:

“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);

“Страх – признак слабости” (запрет на страх);

“Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);

“У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.

 В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

Как поступить?

Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное, но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов –

4. Игра “Эмоциональный термометр”.  

Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером.

Например, утром:

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В техникуме ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 2-3 мин.

Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,

то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– “Крайние” настроения – очень плохое и очень хорошее, так же больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к “крайним” настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– заняться аутотренингом;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес.

5. Упражнение “ЗАТО”

Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Стандартная ситуация для преподавателя :

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в техникум, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу)

- зато у меня есть время проверить тетради;

- зато я могу сходить в столовую;

- зато я могу отдохнуть;

- зато я могу выпить кофе;

- зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

         6. Упражнение «Эмоциональный жест»

Что в душе, то и в теле. На грусть тело реагирует сгорбленными плечами, опущенной головой, тяжелым дыханием. На радость – улыбкой, стройной осанкой, приподнятым подбородком, ровным и уверенным дыханием.

Но этот закон верен и в обратную сторону: что в теле, то и в душе. Тело и душа настолько привыкают подстраиваться друг под друга, что задав определенную формочку для тела, можно вызвать нужные эмоции в душе.

Этот прием давно знают и с удовольствием используют актеры: когда через тело, через определенный «эмоциональный жест», вызывается нужное чувство. И если «вся наша жизнь – игра» и все мы в чем-то актеры, то почему бы и нам не научиться, когда нужно, создавать себе хорошее настроение?

Итак, если в душе поселилась грусть и тоска, то в первую очередь попробуйте сбить это состояние, используя произвольную комбинацию из следующих физических действий: 

Сделайте несколько очень глубоких вдохов-выдохов

Разок-другой зевните с удовольствием

Сделайте небольшую зарядку: приседания, наклоны, потягивания…

«Трясучка» - потряситесь всем телом, так чтобы пошла мелкая дрожь.

«Напряжение-расслабление» - максимально напрягите все мышцы своего тела,

держите их секунды 2-3 в таком состоянии, и потом сбросьте напряжение. 

Эти приемы помогают нейтрализовать влияние негативных эмоций. После чего уже можно начать создавать себе бодрое и жизнерадостное настроение с помощью «позитивных эмоциональных жестов». Например, таких:

Сделайте красивую, ровную осанку: распрямите плечи,

грудь вперед, голову гордо поднимите вверх…

Улыбнитесь (себе в зеркале, окружающим предметам, людям или просто так…).

Удерживайте улыбку как минимум 10 минут!

С криком «Yes!» вскиньте руки вверх!

7. Рефлексия занятия.

Ощущения и впечатления о проделанной работе.

  1. Что нового вы узнали о себе?
  2. Ваши впечатления о занятии?