Тревожность как нарушение эмоций

Старостина Татьяна Георгиевна

Тревожность - наиболее распространенное нарушение эмоций в детском возрасте. Необходимость оказания помощи и поддержки детям с повышенным уровнем тревожности является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении.

 В данной статье приводятся определения, причины и критерии определения повышенной тревожности у ребенка.  Перечислены основные психодиагоностические методики на определение тревожности, а также пути преодоления. Полезными будут рекомендации учителям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_kak_narushenie_emotsiy.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожность как нарушение эмоций

1.1  Личностная тревожность, причины

            Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

В понимании природы тревожности у разных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакций на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Повышенная тревожность является фактором, способствующим возникновению у детей  и психосоматических болезней: бронхиальной астмы, гастрита, артериальной гипертонии.

В качестве причин тревожности выступают следующие:

  • тревожность обусловлена во многом психодинамическими свойствами, чаще тревожность обнаруживают дети с меланхолическим или холерическим типом темперамента;
  • тревожность может быть и прижизненным образованием, формироваться под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появление неуверенности в себе и тревожности;
  • тревогу порождает и собственный опыт неудач, это может приводить к тому, что даже успех ребёнок расценивает не как результат собственных действий, а как везение;
  • тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью, высоким положением в группе сверстников, здесь тревога обусловливается чрезмерным притязанием школьника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований.

1.2  Школьная тревожность.

Школьная тревожность как разновидность ситуативной тревожности является специфической формой выражения общей, то есть личностной тревожности.

Школьная тревожность – термин, употребляющийся применительно к устойчивым случаям психологического неблагополучия школьников. Такие ситуации могут возникать на всём протяжении обучения как результат непосредственного взаимодействия ученика с элементами школьной среды. В этот период появление беспокойства неизбежно, поскольку новая социальная ситуация, возникающие в ней отношения, другие требования к организации и формам деятельности стимулируют появления тревоги. Нормальное обучение может сопровождаться элементами тревожности, не превышающими индивидуальных критических порогов, которые не способны к разрушающему психологическому воздействию. Наиболее частые причины школьной тревожности связаны с социально-психологическими условиями развития ребёнка.

Своеобразие школьной тревожности в том, что её этиологические механизмы приводят не только к нарушениям в осуществлении учебной деятельности, но и к нарушению психического развития. 

1.3 Критерии определения тревожности у ребенка

1.Постоянное беспокойство.

2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

1.4 Психодиагностические методики на определение тревожности

1. Метод наблюдения.

2. Тестовые методики:

1.5  Некоторые общие пути преодоления тревожности

  • прежде всего, следует попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т.е. повысить самооценку, вселить уверенность, обучить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности;
  • важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогают справиться с тревожностью;
  • полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди и дети, что она необходима и помогает справиться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;
  • следует настроить ребёнка на определённое эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого «приятные воспоминания»: «Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!»;
  • необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;
  • медики и психологи рекомендуют учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выдох, задержка дыхания;
  • «мысленная тренировка» - научить ребёнка мысленно вначале с помощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершённого действия, так и до деятельности;
  • в практике коррекционной работы используют и такой приём, как доведения до абсурда: ребёнку предлагается сыграть сильный страх, тревогу и т.п.
  • большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрослого, его умение подбодрить ребёнка, вселить уверенность: вовремя брошенная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похлопывание по плечу – всё это способствует повышению жизненного тонуса, снятию напряжения;
  • известно, что для тревожных детей невыносимо ожидание события, какого-то дела, такое ожидание буквально изводит их, поэтому по возможности таких детей нужно избавить от травмирующего ожидания;
  • преодолеть тревожность помогают различного рода двигательные упражнения,   обучение детей двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями – важный фактор в повышении их уверенности в себе и снятии тревожности;
  • недопустимо усиливать тревожность ребёнка страхом наказания.  Как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и предчувствие и боязнь его должны быть устранены.

Рекомендации родителям:

  • Ближайшим родственникам необходимо постоянно замечать успехи школьника. Родителям следует помнить, что употребление слов, унижающих личность ребёнка, может способствовать развитию у него заниженной самооценки. Если, по мнению родителей, ребёнок совершил неблагоразумное действие, то лучшим способом реагирования в этом случае будет просьба взрослых объяснить причины такого действия.
  • Большое значение оказывает сокращение частоты употребления замечаний.
  • Положительное действие оказывают ласковые соприкосновения с детьми. Они способны помочь тревожному ребёнку найти чувство защищённости, опоры. В дальнейшем спокойный психологический фон в семье приводит к смягчению напряжения у школьника. Кроме того, такое постоянное положительное взаимодействие родителей с детьми способно предотвратить появление психоневротических состояний у здоровых детей.
  • Родственникам тревожного ребёнка следует помнить о принципе предсказуемости и последовательности в своих действиях. В семье не должно возникать ситуаций спонтанного реагирования на действия ребёнка, которые могут привести к появлению неврозов.

Рекомендации учителю:

  • При оценивании продуктов учебной деятельности школьников необходимо отказаться от их сравнения с таковыми у других детей. Нужно обращать внимание на положительные и отрицательные стороны в деятельности учащегося, подчёркивая, что «временные неудачи» с помощью усиленной работы всегда приводят к совершенствованию её результатов.
  • Похвала как один из стимуляторов учебного процесса должна применяться только в процессе занятости школьника. Не следует её использовать в случаях пассивной учебной деятельности в классе.
  • Не следует чрезмерно подчёркивать неудачи ребенка на занятиях. Гармоничное соотношение положительных и отрицательных качеств в индивидуальной оценке школьника снижает и предотвращает уровень тревоги и стресса.
  • Учебный процесс следует совмещать с другими видами деятельности: экскурсии, туристические походы, культурные мероприятия. Совмещение разных видов деятельности может способствовать снижению общего уровня тревоги, а также повышению самооценки школьников.

Таким образом, необходимость оказания помощи и поддержки детям с повышенным уровнем тревожности является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении.