Конспектирование

Шувалова Наталья Александровна

Конспектирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektirovanie.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Эффективное слушание любого выступления, в том числе и лекции, — важнейшее условие правильного составления конспекта. По отношению к записям слуховое восприятие должно носить опережающий и регулирующий характер: начинать записывать что-либо (кроме тех случаев, когда об этом специально просит преподаватель) следует в тот момент, когда мысль воспринята в ее относительно законченном виде, иначе записи могут оказаться механическими и ненужными.

Очевидно, что слушание лекций является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо уметь записывать. Однако некоторые студенты считают, что не нужно тратить время и силы на конспектирование лекций, если есть учебники, библиотеки, конспекты других студентов. Ведь можно все узнать из них.

Между тем, исследования показали, что студенты, умеющие составлять толковые конспекты лекций и прочитанной литературы, учатся гораздо лучше тех, кто их пишет либо только для проформы — для преподавателя, либо списывает у других студентов.

Во-первых, конспект — это запись материала лекции или учебника, сделанная вами самостоятельно.

Во-вторых, конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции или книги.

В-третьих, составление конспекта дисциплинирует студента, не даст ему расслабляться: завтра будет новый материал, и его надо будет тоже законспектировать.

В-четвертых, работа над составлением конспекта — это очень важный прием обучения.

Опытный лектор старается излагать трудный материал так, чтобы его можно было легко понять и законспектировать. Делая конспект, вы, по сути, составляете краткое резюме, только не с печатного текста, а со слов лектора. Даже если вам удалось записать всего несколько предложений, то и это поможет в дальнейшей работе.

Как научиться конспектировать лекции

Чтобы научиться вести краткие записи, где отражались бы наиболее важные положения лекции, целесообразно использовать следующие приемы.

  1. Запись обычно производится в специальной тетради или на листах А4.
  2. Пишите разноцветными ручками, карандашами, выделяя цветом разные идеи, события, даты и т.п.
  3. В зависимости от ваших представлений пространственно разносите записи в разные части листа, т.е. разбивайте информацию па логические блоки.

Понятия лучше записывать в одной части листа, их определения — рядом, лучше в столбик, выделяя ключевые слова. Например:

Характер  -        совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются:

  • способы его поведения
  • способы эмоционального реагирования.
  1. Основные понятия и подчиненные им стоит фиксировать в разных частях зрительного пространства. Mo3iy будет легко «сканировать» логику.
  2. Вы можете использовать систему рамок так, чтобы определенному типу понятий строго соответствовала определенная форма рамок: прямоугольных, овальных, фигурных...
  3. Легко разработать систему стрелок, скобок, логических значков, указывающих па причинно-следственные отношения тех смысловых частей, которые вы уже закодировали пространственно.
  4. Ми в коем случае не экономьте бумагу! Оставляйте свободное место между различными смысловыми единицами, блоками. Для того чтобы глаз мог мгновенно выхватить необходимый зрительный объект, на пространстве листа он не должен сливаться с остальными.
  5. В конспекте лекции необходимо оставлять широкие поля (не менее 5 см), на которых можно записать свои мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы в ходе самостоятельной работы над материалом лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Кроме того, поля необходимы для мелких чертежей, рисунков, поясняющих схем и диаграмм, которые занимают по многим предметам значительную часть лекции. На полях можно поместить цитаты, взятые из учебника или восстановленные по памяти из содержания лекции при обработке ее конспекта. Для уточнения деталей лекции требуется ее перечитывание.

Конспект статьи, монографии, лекции работает на вас эффективнее, если поля будут находиться слева!

Дело в том, что информация из правого зрительного полуполя перерабатывается левым полушарием мозга, а из левого полуполя зрения - правым полушарием.

(Полушарие, которое регулирует осуществление той или иной функции, называется доминантным, ведущим. Доминантным по речи, по произвольной регуляции поведения в целом, по осуществлению логических операций у большинства людей является левое полушарие.

Доминантным по восприятию цветовых, предметных, пространственных образов, мелодии, речевой интонации, тембра голоса, непроизвольной переработке информации является правое полушарие головного мозга)

Поэтому зарисовки и пометки лучше делать на полях (слева), а текст записывать справа. (Вспомните, что самое дорогое рекламное место в газете - правый верхний угол).

        9.        Составляя конспект лекции, необходимо между строчками оставлять некоторый интервал. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания отдельных слов или целых групп слов (чтобы привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают или отмечают маркером правила, определения, выводы.

  1. Записи по ходу слушания должны быть в целом достаточно полными по содержанию, удобными для последующей работы с ними и экономными по технике их выполнения.
  2. Обязательно выделяйте главные положения, ключевые слова и опорные пункты в тексте. Основные положения выделяйте абзацами, отступами. Отдельные слова пишите прописными буквами, подчеркивайте важные фразы и предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному. Некоторые студенты пишут на лекциях «сплошным потоком» — не делая абзацев, не используя подчеркивание и даже не оставляя полей. Такие записи очень неудобны для последующей работы.
  3. Разработайте свою собственную систему сокращений, запомните их значения и не меняйте их. Лучше всего значение сокращений записать в конце вашей рабочей тетради, иначе через некоторое время вы можете запутаться в своих записях.

13. Приводите в порядок свои конспекты сразу после лекции. Работа с конспектами — один из лучших способов самостоятельной учебы. Перечитывая записи, вы видите, что пропущено, что непонятно. Пока информация еще свежа в памяти, можно все поправить. Лучше всего заново переписать наспех сделанный конспект, это поможет лучшему пониманию материала. Никогда не ведите конспекты небрежно: не раз потом пожалеете. Хороший конспект — это один из путей, ведущих к успешной учебе.

При повторении материала выделяйте разными цветами то, что считаете нужным.

Внимание! Не физиологично пользоваться яркими маркерами для кодирования информации. Ваши глаза не должны уставать! Используйте фломастеры или маркеры только пастельных тонов.

Основное отличие конспекта от текста — отсутствие или значительное снижение избыточности, т.е. удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих существенной информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры—очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной — одно из главных требований к конспектирующему.

Хорошие результаты в выработке такого умения дает прием, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:

  1. разбивка текста на части по смысл);
  1. нахождение в каждой части текста слова, краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, которые бы выражать основной смысл этой части. Такие слова или фразы называются ключевыми.

Не пишите того, что и так понятно. Сравним три записи:

  1.  988 год Крещение населения столицы Древней Руси города Киева по распоряжению великого князя киевского Владимира. Вроде все по теме.
  2.  988 г. Крещение киевлян по распоряжению Владимира. Тоже правильно.
  3.  988   -Крещение Киева Владимиром. И так можно сказать.

То, что было подчеркнуто в первой записи, называется «второстепенная информация».

Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи. Нормальная скорость — 120 знаков в минуту, но при хорошей тренировке ее можно увеличить до 150 знаков в минуту. Студентам редко удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует в замедленном темпе те положения лекции, которые считает особенно важными.

Дословная же запись лекции часто превращается в чисто механический процесс и приносит мало пользы. Конечно, надо записывать математические определения и доказательства, которые приводит на доске лектор, переносить в конспект его рисунки, таблицы и графики. Но следует помнить, что важнейшими являются именно те положения, фактические соображения, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Между тем нередко это основное не привлекает внимания студентов, и принципиальные мысли и положения не находят отражения в записях.

Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, так как в этом процессе принимают участие

Эта работа помогает сосредоточиться. Однако она способствует запоминанию только в том случае, если студент понимает излагаемый материал либо прикладывает к тому максимум усилий. При механическом ведении конспекта, состоящем в простом записывании слов лектора, присутствие на лекции превращается в почти бесполезную трату времени.

Как же совместить при конспектировании лекции эти два момента: с одной стороны, осмысленную, а не механическую, запись (это требует определенных затрат времени) и, с другой стороны, почти дословное фиксирование отдельных принципиальных положений?

Рекомендуется применять систему условных сокращен. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (аббревиатура). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура. Например, ультравысокая частота (УВЧ), дезоксирибонуклеиновая кислота (ДИК). Если аббревиатура состоит из одной буквы, то после неё ставится точка: конституция (К.). Для указания на принадлежность к аббревиатуре полезно подчеркнуть вводимое сокращение: далее в тексте будет фигурировать только аббревиатура (без скобок и подчеркивания). Ключевые слова и словосочетания могут быть двух видов:

  1.  глобальные для данного курса, дисциплины, они проходят через весь курс или крупный раздел. Так, для курса физики можно использовать следующие обозначения: жидкость (ж.), газ (г.);
  2.  частные, используемые в пределах данной лекции или двух-трех смежных лекций (например, сельскохозяйственный (с/х); производительные силы (пр. с.)) идеальный газ (ид. г.), критический (кр.).

Ключевые слова могут выделяться студентами самостоятельно либо с помощью лектора.

Количество ключевых слов не должно быть очень большим (иначе может возникнуть путаница в их использовании): не более 10 глобальных и 2—3 по данной лекции.

Наиболее удобно сокращать слово по начальной его части, базируясь на корне. Например, аппарат (анп.), коэффициент (коэфф.), однократный (од-нокр.). В отдельных случаях целесообразна сокращенная запись латинским алфавитом: максимум (max), минимум (min), температура (t°).

Почему при беглом чтении мы часто не замечаем явных опечаток? Да потому, что мы читаем не по буквам, а «схватываем» слова по ходу фразы. Опыт народов Востока говорит, что можно писать, пропуская почти все гласные буквы, а текст достаточно хорошо понятен. Такой прием (он, кстати, лежит в основе стенографии) не вызывает затруднений при чтении конспекта, поскольку при мысленном воспроизведении текста эти буквы всё равно произносятся более или менее ясно. Как мы уже говорили, слово «велосипеду) легко узнается в сокращении влепд, «центро-бежный» — цнтрбж, «парламент» —- прлмнт. Однако, этот прием сокращенной записи усваивается труднее, чем предыдущие, и редко используется студентами при конспектировании.

Сокращенная запись лекции является очень заманчивой, ведь она экономит наши силы и время. Однако при этом необходимо учитывать два момента:

1) чрезмерное сокращение слова (особенно если оно повторяется не очень часто и сокращение не является привычным) может затруднить последующую работу с конспектом;

2) сокращение многих слов подряд, особенно если оно сопровождается изъятием окончаний, приводит к потере структуры фразы: становятся неясными падеж, лицо и число. Поэтому сокращенные слова следует чередовать с несокращенными или с теми, в которых при сокращении вы сохранили окончания.

Процесс записи облегчается при использовании сокращений общепринятых вспомогательных слов: так как (т.к), например (напр.), так далее (т.д.), таким образом, главным образом (т.о.; гл. обр.), смотри (см.), может быть (м.б.), так называемый (т.н.). Этот список может быть продолжен.

Кроме того, полезно найти и постоянно использовать удачные сокращения часто встречающихся слов, например: кт. или ктр. который, нек. —- некоторый, неск. несколько и т.п.

Значительно ускоряет- запись и облегчает ее чтение унификация сокращений группы синонимов. Так, для сокращенной записи близких по смыслу вводных слов — таким образом, так как, поэтому, в связи с этим, по этим причинам — обычно достаточно одной и той же аббревиатуры, основанной на сочетании «таким образом»: т.о. (конечно же, не исключаются и другие формы сокращенной записи, например «поэт.»). Разумеется, такая унификация в отдельных случаях (когда надо подчеркнуть какие-то оттенки фразы) может оказаться непригодной, но в большинстве случаев она применима.

О символах, используемых при сокращенной записи. Приемы сокращенной записи не предусматривают жестких правил: различные слова и словосочетания могут быть сокращенно записаны различными способами. Кроме того, существует целый ряд символов, которыми целесообразно пользоваться при ведении конспектов.

Для сокращенной текстовой записи может быть с успехом использована математическая символика. Так, во фразе «чем, больше температура, тем меньше плотность газа при постоянном давлении» слова «больше» и «меньше» могут быть заменены символами > и <. Слово «предел» заменяется обозначением Iim, вместо слова «выводы» удобно писать знак суммы Е и т.д. Влияние каких-либо факторов на процесс можно изобразить знаком функциональной зависимости.

К математической символике примыкает грамматическая знаковая символика, позволяющая кратко выразить отношение к конспектируемому материалу: подчеркивание особо важных фрагментов предложения, запись их крупными буквами, восклицательный знак в скобках после основной или ударной фразы (или вопросительный, выражающий сомнение в правильности записанного).Однако использование символов часто носит индивидуальный характер. Такие сокращения — это ваша «личная собственность». Их вы не найдете в словарях,       но       от       этого       они       не       становятся       хуже,       например:

> — больше

?ы     вопросы

— больший

?ить — спросить

< — меньше

?ил — спросил

<я ч. - меньшая часть

?ала — спрашивала

= — равно

=>.— следовательно

? — вопрос

+ — а также

Цифры тоже можно использовать для ускорения записи. Например: 10 км — десять километров, 10-й км или 10. км - - десятый километр. В качестве примера индивидуальных находок приведем тс. которые легко понимаются сразу: об1ил — объединил, об!ние — объединение, у2ние — удвоение, паЗот — патриот, — четверть, о5 —- опять,

Символы денежных единиц можно использовать для обозначения стран. Например: J проиграла 2. мир. войну, F, V победили. — Япония проиграла Вторую мировую войну, Франция, Великобритания — победили. По тут надо следить, чтобы «американизация» не перепуталась с «долларизацией» ($изация).

«Ситуативные» сокращения

Аббревиатуры, словарные и собственные сокращения могут быть дополнены «ситуативно понятными» сокращениями. Это допустимые усечения повторяющегося слова или повторяющейся части соседних слов.

  1.  Сокращается общая часть одного (или более) из стоящих рядом слов, имеющих общий последний компонент, например: двух- и трехъязычные словари, хлеба-, мясо- и сырозаготовки; или в подражание им: до- и перегнать Америку (догнать и перегнать); гипер- и инфляция (гиперинфляция и инфляция).
  2.  В изданиях справочного и энциклопедического характера заглавное (толкуемое) слово в самом тексте статьи обозначается сокращенно, например: «АБАК — древние конторские счеты. А-и имели вид доски с углублениями на 10 камешков». В языковых словарях повторяющаяся часть слова заменяется «тильдой» (~): «teeth - зуб, tooth - ы». В индивидуальных системах при удвоении, повторе слова или его части используется знак R (repetition, повтор). Для него (дабы не путать с буквой) стоит выбрать особый дизайн, но такой, чтобы не мешал писать быстро, напр.: R в кружке — ®.

Свои ситуативные сокращения терминов, которые постоянно повторяются, полезно вводить для каждой лекции, доклада, реферата. Например: Абсолютизм самодержавная власть, = неограниченная монархия. В эпоху Просвещения] в 3[ападной] Евр[опе] распр[остранилась] ф[орма] просвещен. А. (В квадратных скобках даны те части слов, которые могут быть сокращены.)

3)Наибольшую экономию дает усечение конца слова. (Конечно, в тех пределах, в которых окружение позволяет его восстановить.) Используйте опыт стенографии, где не прописываются окончания прилагательных, глаголов, зависимых слов. В словарях и энциклопедиях также обычно применяются   сокрашения этих групп слов. В прилагательных и причастиях допускается отсечение окончаний и суффиксов: «-альный», «-анный», «-ельный», «-ельский», «-енный», «-еский», «-иапьный», «-ионный», «-ованный» и др.

Умеренно индивидуализируйте сокращения.

Что не следует сокращать: схемы, формулы, цитаты

Не поддаются конспективной записи схемы, формулы, таблицы. Они сами по себе уже являются мощным концентратом информации. Помните, что параллельно с созданием схемы, таблицы, докладчик обычно комментирует детали. У вас для комментария может быть оставлено место — соседняя страница тетради. Не увлекайтесь красотой чертежа. Лучше запишите то, что говорится в пояснении к схеме. Ведь потом, только по кар! инке, можно не все вспомнить.

Цитаты, обычно короткие, но содержательно яркие, являются важными композиционными узлами любого сообщения. Поверьте, что автор цитаты немало потрудился в поисках адекватной формы выражения своей мысли.

Например: «Все науки связаны между собой как бы цепью: ни одну из них невозможно ухватить по-настоящему, чтобы не потянулись другие, то есть не привлекая одновременно полную энциклопедию» (Рене Декарт).

В записи: «Все науки связ. м. собой как бы цепью: ни 1-у из них невозм. ухватить no-наст, ч-бы не потянулись др., т. е. не привлекая 1врем-но полн. энциклопедию» (Р. Декарт).

Доработка конспекта лекции после занятия

При подготовке к зачетам и экзаменам, к семинарским, практическим и лабораторным занятиям студент зачастую не может разобраться в своем конспекте. Это связано с тем, что некоторые студенты не просматривают конспекты после лекций и не проводят их доработку. Поэтому рекомендуется после прослушивания и записи лекции в тот же день или, по крайней мере, не позже второго дня перечитать свои записи, проверить условные знаки, придуманные самим студентом, дописать сокращения таким образом, чтобы не пропало смысловое значение записей.

«Из пылинок складывается гора»,

— сказал кто-то из древнекитайских мудрецов. Очень важно научиться работать в свободные минуты, потому что далеко не всегда вечером хочется этим заниматься.

В процессе самостоятельной работы над лекцией целесообразно использовать логические схемы. Они в наглядной форме раскрывают содержание и взаимосвязь категорий, законов, понятий, наиболее важных фактов.

Практика в составлении структурно-логических схем поможет студенту научиться наглядно представлять изучаемый материал, целостно схватывать его структуру, правильно обобщать и систематизировать научные факты и понятия.

Если вы готовили выписки для реферата, то при цитировании вам понадобятся номера страниц, которые вы прилежно проставляли в конспекте. В будущем вам опять может понадобиться та же книга или статья. Тогда номера страниц позволят вам по конспекту сориентироваться и заранее решить, что нужно ксерокопировать, что перечитать заново.

Работа с конспектом в перспективе

В вашем конспекте выделены и отмечены все композиционные части, но осталось еще немало места. В дальнейшем сюда можно вносить конспекты статей по близким вопросам, выписки и дополнения, даже вклеивать вырезки. Это намного удобнее, чем разрозненное хранение материала. К тому же конспект стал опорой для вашей памяти. Поэтому не выбрасывайте его, храните.

Итак, эффективность и прочность усвоения материала лекций зависят от того, как подготовлен студент к работе с ней и в какой степени он владеет необходимыми рациональными умениями и навыками умственного труда.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Классификация общепринятых сокращений на письме

Кроме аббревиатур (существительных) имеются и сокращенные слова: существительные, прилагательные, глаголы, др. части речи. Их классификация по формальным признакам такова:

1) Графические сокращения «инициального» типа: абс. — абсолютный, авт. — автономный (экон. 70%). Тут принципиально важно не переборщить с краткостью, например:

авт. — автономный,

автом.   —  автоматический,

автомоб. (или: а/м.) — автомобильный.

Одно из правил сокращения слов на письме звучит так: усечение слова производится до согласной, группы согласных рассекать нежелательно, то есть: наз. — называемый, называется; назв. — название, назван. Совсем необычно смотрится: ро коза в восста Еме Пуга — роль казаков в восстании Емельяна Пугачева. Также ошибочным считается сокращение: нраве, проб, повес. П. — нравственные проблемы повестей Пушкина. Правильно: нравств. пробл. повеет. Пушкина. Однако есть несколько официально принятых сокращений, которые противоречат этому правилу, так как разбивают группу согласных, оставляя только первую согласную: рус. яз. — русский язык; рос. — российский, Всерос. — Всероссийский; .же». —женский.

Роль заглавных и строчных букв в сокращениях весьма высока. Они могут обозначать разные слова, например:

Б. — Большой /большой,        С — север(ный),

б. — бывший.        с. — село.

2) Графические сокращения, состоящие из сочетания начала и конца слова. Поскольку середина слова выбрасывается, их можно назвать «срединными»: хоз-во — хозяйство, к-рый — который. Подумайте, почему в этом случае важно было оставить окончание. Сравните записи:

Верди, к. воспел Риголетто Верди, к-рый воспел Риголетто Риголетто, к. воспел Верди Риголетто, к-ро-го воспел Верди Срединные сокращения помогают сохранить смысловые связи между словами.

Наши словари рекомендуют сокращения: лейт. — лейтенант, кап. — капитан (легко перепутать с «капиталистический, капитальный»), подполк. - подполковник, полк. — полковник (легко перепутать с «полковой»), а в армии принято: п-нт, к-н, п/п-к, п-к. Понятно, что последние удобнее: л-пт - лейтенант, л-ты — лейтенанты, с л-нтом — с лейтенантом.

Множественное число иногда передается удвоением или частичным удвоением сокращения, напр.: г. — год, гг. — годы, в. — век, вв. — века, св. — святой, сев. — святые. Вот почему пишут: «Великая Отеч. война 1941—45 гг. (годов) длилась с 1941 по 1945 г. (год)».

3)        Графические сокращения, состоящие из начальных частей слов или начальных букв словосочетаний и сложных слов. Их можно разделить на три подтипа по способу оформления на письме:

а) Сокращения словосочетаний «через точку-пробел» составные: т. к. — так как, т. наз. — так называемый; б. ч. — большая часть, большей частью; гл. обр. — главным образом.

б)        Сокращения сложных слов «через точку-дефис»: соц.-дем. — социал-демократический, адм.-терр.   ед.   —   административно-территориальная единица, и.-и. — научно-исследовательский.

в)        Сокращения   словосочетаний   и  сложных слов «через дробь», то есть:ю'ст  киностудия, к/т — кинотеатр, т/ф   - телефильм, или в объявлениях:в/о — высшее образование, высокая оплата; ч/ю — чувство юмора; а/м — автомобиль, а/стоянка — автостоянка, б/у — бывший в употреблении, х/б —хлопчатобумажный. Такие сокращения часто являются общеизвестными, хотя ине узаконены словарями.

4)        Графические сокращения «консонантного» типа. В изданиях они используются редко. Попробуйте прочесть:

  • ЗВТР В НПШ HIKJI   ССТТС КПЦРТХРВГ кллктв.
  • ЛААЕОЕ 00 ИНОЕ ОООО OEM А.

Согласные важнее для понимания смысла сообщения. Вот почему еще в древности сокращали так: гдрство — государство, гдарь — государь, крщение - крещение. Если вы откроете знаменитый словарь В. И. Даля, то увидите там такие сокращения: влгд. — вологодское, яре ярославское. Заметьте, что начальную гласную надо сохранять (яре), и окончание тоже не помешает (ярс-го - ярославского, ярс-ми — ярославскими).

Встречаются консонантные сокращения и в современных изданиях: зпт — запятая и тчк — точка (без точек в конце, так как это сокращения, доставшиеся нам от старого телеграфа), стб. или стлб. — столбец (если в книге отдельно пронумеровано по два-три столбца на странице), едхр. — водохранилище, млн. - миллион, млрд. — миллиард, трлн. — триллион, Мтр. Мтр. — Митрофан Митрофанович. Пчму бы и вам не испльзватъ ткой спсб скрщения шире в своих кнепктах? Попробуйте.

5) Общепринятые графические символы также помогают сократить запись: % — процент, ° — градус, $ — доллар, Г — иена, F — франк, J — фунт стерлингов, К0 — компания.

Знайте и применяйте общепринятые сокращения.