Как помочь детям, склонным к ассоциальному поведению

Соломенцева Ольга Анатольевна

Лекционный материал для замещающих родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное (областное) бюджетное учреждение

Центр развития форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства

«СемьЯ»

Доклад на тему:

«Как помочь детям, склонным к асоциальному поведению»

Заседание клуба замещающих семей Воловского муниципального района 19.02.1016 г.

Педагог – психолог

Г(О) БУ Центра «Семья»

О.А. Соломенцева

Тербуны – 2, 2016

     Людям для нормального самочувствия необходимо взаимодействовать не только с отдельными людьми, но и с социумом в целом. Так человек начинает себя чувствовать членом какой-нибудь группы и лучше понимает, каково его положение в обществе. Сформированное знание о своей позиции может быть осознаваемой мотивацией для того, чтобы стараться занять в социуме как можно более высокое положение. Но иногда человек ведет себя социально неправильно. И такой образ действий называется «асоциальное поведение». Рассмотрим подробнее, что это такое.

     «Асоциальное поведение» - Это разрушительное поведение, характеризующееся скрытой или явной враждебностью и осознаваемой агрессией против окружающих. Существуют проявления разной степени выраженности. Возможно, все дело ограничивается лишь нарушением социальных правил, но может быть и гораздо хуже. Открытое пренебрежение приказами официальных структур и неформальных лидеров, нежелание признавать права других людей, лживость, склонность не уважать права людей вокруг, - это все признаки явления «асоциальное поведение». - Асоциальное поведение может быть откровенным. Оно проявляется в отношении братьев и сестер, родителей, учителей и одноклассников. Нередко в школьном возрасте оно принимает формы словесного оскорбления, склонности дразнить и бить других детей. А может быть и скрытым, то есть связанным с неуважением к собственности, например, воровство, вандализм или поджигательство.

     Социальная психология асоциального поведения рассматривает как скрытую его форму склонность ребенка лгать в ситуации, когда серьезного наказания не ожидается, или стремления втайне портить чужие игрушки. После того как такие «детишки» вырастают, они часто становятся клиентами наркодилеров и завсегдатаями алкогольных отделов магазинов. Девочки в целом реже ведут себя асоциально по сравнению с мальчиками. Но они склонны к более изощренным проявлениям. Например, они организуют травлю представительниц одного с ними пола или провоцируют агрессию мальчиков в отношении друг друга. Представители сильного пола более склонны к открытым проявлениям социально неправильного поведения, к физической агрессии. Во многом возникновение такого поведения связано с отношениями родителей в семье. Часто разрушительные стратегии общения у ребенка связаны с тем, что он протестует таким образом против насилия в семье или конфликтных отношений родителей между собой. Иногда такие дети проявляют агрессию в отношении домашних питомцев, после того как сами подвергнутся агрессии со стороны родителей или других детей. Во многом проявления неправильного поведения носят характер наследственных особенностей, особенно это касается темперамента ребенка и раздражительности. Такие дети обычно обладают низкими познавательными способностями и часто находятся в контакте с асоциальными сверстниками. Можно ли что-нибудь сделать? Да, хороший психолог может помочь в том, чтобы обучить ребенка управлять своим гневом, понимать свои и чужие эмоции и находить компромиссные решения в тяжелых ситуациях. Часто помогают в этом групповые занятия. В тяжелых случаях используется лекарственная терапия, которая снижает частоту проявлений импульсивного поведения. Асоциальное поведение может быть откровенным. Оно проявляется в отношении братьев и сестер, родителей, учителей и одноклассников. Нередко в школьном возрасте оно принимает формы словесного оскорбления, склонности дразнить и бить других детей. А может быть и скрытым, то есть связанным с неуважением к собственности, например, воровство, вандализм или поджигательство. Социальная психология асоциального поведения рассматривает как скрытую его форму склонность ребенка лгать в ситуации, когда серьезного наказания не ожидается, или стремления втайне портить чужие игрушки. После того как такие «детишки» вырастают, они часто становятся клиентами наркодилеров и завсегдатаями алкогольных отделов магазинов. Девочки в целом реже ведут себя асоциально по сравнению с мальчиками. Но они склонны к более изощренным проявлениям. Например, они организуют травлю представительниц одного с ними пола или провоцируют агрессию мальчиков в отношении друг друга. Представители сильного пола более склонны к открытым проявлениям социально неправильного поведения, к физической агрессии. Во многом возникновение такого поведения связано с отношениями родителей в семье. Часто разрушительные стратегии общения у ребенка связаны с тем, что он протестует таким образом против насилия в семье или конфликтных отношений родителей между собой. Иногда такие дети проявляют агрессию в отношении домашних питомцев, после того как сами подвергнутся агрессии со стороны родителей или других детей. Во многом проявления неправильного поведения носят характер наследственных особенностей, особенно это касается темперамента ребенка и раздражительности. Такие дети обычно обладают низкими познавательными способностями и часто находятся в контакте с асоциальными сверстниками. Можно ли что-нибудь сделать? Да, хороший психолог может помочь в том, чтобы обучить ребенка управлять своим гневом, понимать свои и чужие эмоции и находить компромиссные решения в тяжелых ситуациях. Часто помогают в этом групповые занятия. В тяжелых случаях используется лекарственная терапия, которая снижает частоту проявлений импульсивного поведения.

     В контролируемых исследованиях доказано, что дети, у биологического отца которых проявлялось асоциальное поведение, в будущем более склонны к нему же, чем когда такое поведение отмечалось у приемного отца. Однако наибольший риск асоциального поведения в будущем отмечен в том случае, если асоциальное поведение наблюдалось как у биологического, так и приемного отца ребенка. Социокультурные факторы, темперамент, некоторые психиатрические патологические состояния и когнитивные нарушения могут также быть причинами, предрасполагающими к асоциальному поведению.

     Агрессия — серьезный симптом, ассоциирующийся со значительным риском осложнений и высокой летальностью в детском возрасте. Имеющиеся данные позволяют предположить, что агрессия со временем часто становится постоянной. Дети могут «не перерасти» эту патологическую форму поведения, поэтому при стойком агрессивном поведении показано раннее терапевтическое вмешательство. Тенденция к агрессивному поведению имеет наследственную основу, хотя факторы внешней среды могут провоцировать агрессию у предрасположенных детей. Как длительные, так и кратковременные стрессовые ситуации в семье могут усиливать агрессию у детей. Например, агрессия в школьном возрасте коррелирует с дисгармонией внутрисемейных отношений (ссоры в семье), преступностью и психическими заболеваниями, а также рождением ребенка в подростковом возрасте или у незамужней женщины. Практически всегда отмечается, что мальчики более агрессивны, чем девочки. У многих животных введение самке мужских половых гормонов приводит к более агрессивному поведению. Показана взаимосвязь трудного характера и агрессивности в дальнейшем, хотя имеются доказательства, что у таких детей часто бывают чрезмерно строгие родители.

     В этой ситуации формируется порочный круг, приводящий к усилению агрессии. Агрессивные дети часто не усваивают социальные нормы и реагируют как на сверстников, так и на родителей с неадекватной жестокостью. Тем не менее разлад и агрессия в семье, безусловно, вносят вклад в формирование агрессии у детей. В клинической практике очень важно выявлять причины и мотивы агрессии у детей. Агрессия может быть направлена преимущественно на достижение цели или служить проявлением жестокости, потребности причинять физическую и психологическую боль.       Жестокие (бессердечные, нечуткие) дети, не испытывающие сочувствие (сострадание) к другим людям, у которых часто наблюдаются проявления агрессии, требуют консультации психиатра. У этих детей имеется высокий риск нарушения школьной успеваемости. Поскольку проблемы обучения у агрессивных детей встречаются часто, необходимо скрининговое исследование с целью выявления этих нарушений у данной категории пациентов. Другие формы психопатологии также встречаются достаточно часто; у агрессивных детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) может развиваться оппозиционно-девиантное и/или кондуктивное расстройство. У некоторых агрессивных импульсивных детей возможно биполярное расстройство — в анамнезе этих детей отмечаются циклические колебания настроения, мания величия, имеются указания на расстройство настроения в семейном анамнезе. Проявления агрессивного поведения сохраняются с относительным постоянством у мальчиков от дошкольного до подросткового возраста; у мальчика с выражженным уровнем агрессии в возрасте 3-6 лет высока вероятность сохранения агрессивного поведения в подростковом возрасте, особенно в отсутствие эффективного вмешательства членов семьи. Возрастные аспекты прогрессирования агрессии среди девочек менее изучены. В раннем детском возрасте физическая агрессия у девочек встречается значительно реже, чем у мальчиков. С другой стороны, компоненты насильственного (принудительного) поведения в межличностном общении, особенно в отношениях с ровесниками, нередко встречаются среди девочек и, по-видимому, ассоциируются с агрессией с более выраженным физически-направленным компонентом в подростковом возрасте (например, драки, воровство и др.). Дети, воспринимающие агрессивные модели поведения из телевизионных передач и компьютерных игр, более агрессивно ведут себя по сравнению с детьми, не знакомыми с этими средствами информации). Гнев и агрессия родителей, суровое физическое наказание формируют модель поведения, которую дети могут имитировать в тот момент, когда им причиняют физическую или психологическую боль (когда они чувствуют обиду). Как отметил Льюис (Lewis), жестокое обращение родителей с ребенком может трансформироваться в следующих поколениях в несколько моделей поведения: дети имитируют агрессию, свидетелями которой они были; жестокое обращение может приводить к поражению мозга (которое, в свою очередь, служит предрасполагающим фактором к появлению у ребенка ярости и жестокости); в результате жестокого обращения с ребенком он часто перенимает данную модель проявления гнева.