Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Условия для успешной адаптации.

Ладутько Олеся Александровна

Все мы знаем, какое огромное значение имеет успешная адаптация для только что пришедшего в детский сад ребенка.  Поэтому,  очень важно знать,  как правильно вести себя с малышом в этот период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Условия для успешной адаптации.

  «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

  Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями и сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

 

     Поступление в ДОУ связано с включением ребенка  в группу сверстников, каждый из которых  наделен своими индивидуальными  чертами. Перемена обстановки ставит малыша  в такие условия, при которых  возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

    Одни  дети быстро и хорошо привыкают к  новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может  привести к нервному перенапряжению. Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования. Необходима такая организация жизни, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Облегчение процесса адаптации  во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок.   

Родителям важно знать, чтобы облегчить привыкание, рекомендуется начинать подготовку к этому ответственному в жизни детей событию заранее. Режим ребёнка за несколько месяцев до поступления в ясли или детсад постепенно приближают к режиму дошкольного учреждения. Малыша отучают от таких привычек, как укачивание, кормление из бутылочки, пользование соской-пустышкой, и приучают к более широкому общению со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Все положенные по возрасту профилактические прививки должны быть завершены не позднее, чем за месяц до оформления ребёнка в дошкольное учреждение. В противном случае период адаптации к новой обстановке будет накладываться на период выработки у малыша послепрививочного иммунитета, также характеризующегося большим напряжением сил детского организма. Не рекомендуется отдавать ребёнка в ясли после перенесённого заболевания. Будет лучше, если он окрепнет дома.

В период подготовки к яслям очень важно оздоровить ребёнка. Для этого заблаговременно следует побывать у врача-педиатра, посетить хирурга, невропатолога, отоларинголога и других врачей, сделать необходимые анализы. Если окажется, что у ребёнка есть какие-либо отклонения в деятельности отдельных органов, то до определения малыша в дошкольное учреждение необходимо провести соответствующее лечение.

Облегчит малышу пребывание в детском коллективе овладение им в домашних условиях некоторыми культурно-гигиеническими навыками. Дети, умеющие самостоятельно пользоваться ложкой, садиться на горшок, участвовать в умывании, одевании и раздевании, чувствуют себя в дошкольном учреждении спокойнее и увереннее. Вот почему к дошкольному учреждению легче привыкают дети из тех семей, где поощряется их самостоятельность и не ограничивается инициатива.

Во время подготовки ребёнка к жизни в детском коллективе следует психологически постепенно настраивать его на посещение яслей, не запугивая этим событием. Накануне прихода малыша в ясли родители должны, познакомившись с персоналом группы, которую он будет посещать, рассказать подробно о ребёнке, его привычках, особенностях реакции на различные жизненные ситуации и особенностях поведения в семье.

Желательно, чтобы первые недели пребывания ребёнка в яслях совпали с отпуском одного из родителей. Тогда малыша приводят в новый коллектив не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребёнка.

Следует иметь в виду, что в первые дни дети нередко ведут себя спокойно, не плачут. Им интересно всё новое, с чем они встретились. Позже, когда интерес уменьшится, малыши начинают проявлять негативное отношение к организованному коллективу, плакать, скучать по дому и родителям.

На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми лицами, никуда не ходить), не наказывать, предупреждать отрицательные эмоции, переключая внимание на приятные вещи. Чтобы облегчить пребывание в новых условиях, можно давать ребёнку в ясли любимые игрушки. Укрепление здоровья малыша, успешное его развитие и воспитание могут обеспечить только совместные усилия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому контакт родителей с персоналом сада должен быть очень тесным. Если до поступления ребёнка в сад рекомендации по его гигиеническому воспитанию в домашних условиях родители получали от участковых врача-педиатра и медицинской сестры, то теперь главная роль принадлежит воспитателям и медицинскому персоналу дошкольного учреждения. Они в курсе всего, что касается здоровья и развития ребёнка, так как в яслях-саду осуществляются не только воспитательные мероприятия, но и обеспечивается медицинское наблюдение за детьми. Если ребёнок начал посещать организованный коллектив, его режим жизни и рацион питания в семье в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей должен строго соответствовать таковому в дошкольном учреждении. Отступления от этого правила вызывают различные осложнения.

Приводить ребёнка утром в группу и забирать его домой необходимо в часы, установленные режимом работы дошкольного учреждения. Ребёнок должен быть одет по сезону и иметь запас чистого сменного белья, который пополняется по мере его использования, комнатную и уличную обувь, носовой платок. Необходимо внимательно относиться и чётко выполнять все педагогические и медицинские рекомендации, которые назначены ребёнку.

Детское учреждение является хорошим подготовительным этапом к постоянному пребыванию ребёнка в коллективе в дальнейшем, когда подойдёт срок определить его в школу. Здесь пополняются его знания, вырабатываются полезные привычки, формируются вкусы. Однако основными воспитателями ребёнка по-прежнему остаются родители вне зависимости от того, посещает он дошкольное учреждение или нет.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  • Возраст.
  • Состояние здоровья.
  • Уровень развития.
  • Умения общаться со взрослыми и сверстниками.
  • Сформированность предметной и игровой деятельности.
  • Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
  • Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ.
  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ

  • По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним;
  • Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру;
  • Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики»;
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего;
  • Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя;
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.

Адаптационный период считается законченным, если:

 • Ребенок ест с аппетитом;

 • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

 • Эмоционально общается с окружающими.

 • Играет.