ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для школьников испытывающие тревожные состояния.

Антонова Ольга Михайловна

Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации (Вилюнас В. К., 1990).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для школьников

испытывающие тревожные состояния.

        

Срок реализации:

2015-2016 учебный год

Программу реализует:

педагог-психолог Антонова О.М.

Пояснительная записка.

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

В данной программе мы будем опираться на представление о тревоге как эмоциональном состоянии, возникающему у человека в результате антиципации им опасности фрустрации значимых для него потребностей, прежде всего социальных. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным. Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации (Вилюнас В. К., 1990).

За основу программы были взяты игры, упражнения и сказки из книги  Хухлаевой  О. В.

X 987 Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)

Предварительно проводится диагностика на выявление уровня тревожности. Используются: опросник школьной тревожности Филлипса, тест Люшера, проективный рисуночный тест «Несуществующее животное», стимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), методика выявления детских страхов "Страхи в домиках".

Данная программа рассчитана на 8 занятий, два раза в неделю по 40 минут.

По окончании данной программы, будет проведена повторная психодиагностика.

Цель  программы:  коррекция  тревожного  поведения  у  детей  7-10 лет.

Задачи:

1. Способствовать снижению уровня тревожности.

2. Актуализировать чувство страха для его последующей коррекции

3. Помочь ребёнку осуществлять контроль над объектом страха.

4. Содействовать повышению уверенности ребёнка в себе.

Занятие

Дата

Время проведения

Занятие 1

40 мин

Занятие 2

40 мин

Занятие 3

40 мин

Занятие 4

40 мин

Занятие 5

40 мин

Занятие 6

40 мин

Занятие 7

40 мин

Занятие 8

40 мин

Итого:

5 часов 20 минут

Занятие 1.

Цели занятия:

Снятие эмоционального напряжения.

Способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.

Содействовать повышению самоуважения детей.

Приветствие.

По нашему лицу, можно определить какие эмоции мы в данный момент испытываем. Что переживаем. Насколько наши лица напряжены. От этого зависит, как нас воспринимают окружающие люди. Давай, сейчас выполним упражнение на расслабление мышц лица. Что бы наше напряжение ушло.

Упражнения для мимики лица

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем   расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2.  Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.

3.   Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).

4.   Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страст но) — расслабление.

5.   Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).

6.  Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7.   Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.

8.  Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

9.   Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.

Основная часть

«Сделай неправильный рисунок из правильного»

Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображен  ребенок в знакомых детям ситуациях: на уроке, с мамой на прогулке и т. п, он должен дорисовать его так, чтобы он стал «неправильным».

«Рисунок имени»

Взрослый просит ребенка представить, что он уже вырос и стал известным ……….. кем ему (ей) хочется стать?  Решено выпустить красивый альбом в его (ее) честь.

На этом альбоме должно быть написано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с твоим  именем?

 Опиши их, расскажи о них в деталях.  А затем на листе бумаги напиши красиво свое имя и нарисуй задуманное.

Обсуждение итогов занятия.

Насколько легко было выполнять упражнения и задания? Что было сложного?

Что важное узнала о себе? Что тебе понравилось?

Занятие 2.

Цели занятия:

Снятие эмоционального напряжения.

содействовать проявлению истинных чувств детей; • предоставить возможность получения опыта «плохого ребенка»

содействовать повышению самоуважения детей.

Материал: пластилин.

Приветствие.

Деревянные  и  тряпичные  куклы.

Движения  помогают  осознавать  напряженное и  ненапряженное  состояния  мышц  тела.  Изображая   деревянных  кукол,  напрягаем  мышцы  ног, корпуса,  слегка  отведенных  в  стороны  рук  и   делают  резкий  поворот  всего  тела,  сохраняя   неподвижными  шею,  руки,  плечи.  Ступни  крепко  и  неподвижно  стоят  на  полу.

Подражая  тряпичным  куклам,  они  снимают  излишнее  напряжение  в  плечах  и корпусе,  руки  висят  пассивно.  В  таком  положении  ребенок  быстрым,  коротким  толчком   поворачивают  тело  то  влево,  то  вправо.

При  этом  руки  взлетают  и  обвиваются  вокруг  пояса.

 

«Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)»

Подумай, какая девочка плохая?  Тебе надо  изобразить один день из жизни плохой девочки, проигрывается ситуация «плохого ребенка».

После того как ситуация проиграна, надо  изобразить  один день из жизни хорошей девочки.

«Скульптура моих хороших качеств»

Ребенок совместно с взрослым свои хорошие качества и подбирает к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого он добавляет в скульптуру все другие свои хорошие качества.

Обсуждение итогов занятия.

Занятие 3.

Цели занятия:

Снятие эмоционального напряжения.

помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

способствовать осознанию детьми своих положительных качеств.

Приветствие

Мельница.

Ребенок  описывает  руками  большие  круги,  делая  маховые  движения  вперед-вверх. После  энергичного  толчка  руки  и плечи  освобождаются  оп  всякого  напряжения, свободно  взлетают, описывают  круг  и  пассивно  падают.  Движения  выполняются  несколько  раз  подряд  в   довольно  быстром  темпе.  Следите,   чтобы  у  детей    в  плечах  не  возникло  зажимов,  при  которых  в  руках  нарушается  правильное  круговое  движение.

«4 вопроса — 4 рисунка»

Ведущий раздает листы, разделенные на 4 равные части. Правила игры следующие: ведущий задает детям 4 вопроса (например: «Что в тебе нравится твоей маме?», «Что ты любишь делать вечером?»), на которые те отвечают маленькими рисунками.

«Портрет моего хорошего Я»

Для каждого ребенка заранее готовится лист бумаги, оформленный как рамка для фотографии. Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества. После занятия он уносит этот лист с собой, чтобы показать его маме.

Обсуждение итогов занятия.

Занятие 4

Цели занятия:

Снятие эмоционального напряжения.

помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

помочь высказать собственную точку зрения по значимой проблеме.

Поднимаем  и  опускаем  плечи.

Ребенок  как  можно  выше  поднимает  плечи, затем  свободно  опускает  их,  в  нормальное  положение (сбрасывает  плечи  вниз)

Твердые  мягкие  руки.

Руки  подняты  в  стороны. Ребенок  до предела  выпрямляют  все  суставы  рук ( ослабляют  напряжение,  давая  плечам   опуститься)  и   напрягают  все  мышцы   -  от  плеча  до   концов  пальцев.  Затем,  не  ослабевая  рук,  ослабевают  напряжение,  давая  плечам  опуститься,  а  локти, кисти  и  пальцы  слегка  пассивно согнуть. Руки  как  бы  ложатся  на  мягкую  подушку.

«Свечка»

Во время этого упражнения очень хорошо использовать свеч-ку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока каждый не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем дети рас-сказывают группе, что им удалось увидеть в пламени свечи.

«Слова»

Ребенок берет из колоды карточки, на которых написаны слова, значимые для него, например: «Злость», «Пятерка», «Опоздание», «Наказание», «Страх», «Двойка» и т. п. Затем он придумывает, что значат для него эти слова. Например, говорит: «Страх — это когда меня ругает мама», «Наказание — это когда папа меня наказывает», и т. п.

Обсуждение итогов занятия.

Занятие 5

Цели занятий

Снятие эмоционального напряжения.

содействовать осознанию детьми ценности собственного мнения.

способствовать повышению самоуважения ребенка.

Расслабление  мышц  плечевого  пояса

Роняем  руки

Дети  поднимают  руки  в  стороны  и  слегка  наклоняются  вперед.  По  предложению  ведущего  снимают  напряжение  в  плечах  и  дают  рукам  упасть  вниз.  Повиснув,  руки  слегка  пассивно  качаются. Пока  не  остановятся. Упражнение  повторяется. Руки  не  следует  раскачивать  после  их  падения  Можно  подсказать  детям  образ  -  руки  висят,  как  веревочки.

Трясем  кистями

Исходное  положение  -  руки  согнуты  в  локтях,  кисти  пассивно  свисают. Быстрым  и  непрерывным  движением  предплечья  трясти  кистями,  как тряпочками.

«А как ты считаешь?»

Для игры необходимо придумать проблемные ситуации, значимые для ребенка данного возраста, и описать их на листочках. Например: «Наташа забыла дома ластик, а учительница русского языка отругала ее». На обратной стороне этих листочков должны быть написаны слова: «А как ты считаешь, справедливо ли это?» Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки, читают то, что на них написано, и высказывают свое мнение по поводу  поступков того или иного действующего лица. Это упражнение создает ситуацию, в которой ребенок получает опыт высказывания собственного мнения и принятия его окружающими.

«Каким я буду, когда вырасту?»

Дается инструкция: «Закрой глаза. Постарайся увидеть себя взрослым. Рассмотри, как  вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искрен ность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда вырастете? Какие ваши качества будут нравиться окружающим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.

Обсуждение итогов занятия

Занятие 6

Цели занятий

Снятие эмоционального напряжения;

способствовать самовыражению детей;

Поднимаем  и  опускаем  плечи.

Ребенок  как  можно  выше  поднимает  плечи, затем  свободно  опускает  их,  в  нормальное  положение (сбрасывает  плечи  вниз)

Твердые  мягкие  руки.

Руки  подняты  в  стороны. Ребенок  до предела  выпрямляют  все  суставы  рук ( ослабляют  напряжение,  давая  плечам   опуститься)  и   напрягают  все  мышцы   -  от  плеча  до   концов  пальцев.  Затем,  не  ослабевая  рук,  ослабевают  напряжение,  давая  плечам  опуститься,  а  локти, кисти  и  пальцы  слегка  пассивно согнуть. Руки  как  бы  ложатся  на  мягкую  подушку.

«Я протестую...»

Ведущий просит ребенка  плотно сжать губы и, ощутив их напряжение, побыть некоторое время в этом состоянии.

После этого дети перебрасываются мячиком, по очереди заканчивая фразу: «Я протестую против плохих отметок!» При этом ребенок должен говорить очень громко, фактически кричать.

В результате обсуждения делается вывод о том, что человек постоянно меняется в лучшую сторону.

«Я горжусь ..... «

Ребенок закрывает глаза, а ведущий просит представить себе лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь, что я...» После того как внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

Обсуждение итогов занятия.

Занятие 7

Цели занятий

Снятие эмоционального напряжения;

содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

способствовать формированию у детей умения  любить окружающих.

Мельница.

Ребенок  описывает  руками  большие  круги,  делая  маховые  движения  вперед-вверх. После  энергичного  толчка  руки  и плечи  освобождаются  оп  всякого  напряжения, свободно  взлетают, описывают  круг  и  пассивно  падают.  Движения  выполняются  несколько  раз  подряд  в   довольно  быстром  темпе.  Следите,   чтобы  у  детей    в  плечах  не  возникло  зажимов,  при  которых  в  руках  нарушается  правильное  круговое  движение.

Поднимаем  руки  в  стороны   и  освобождаем  от  напряжения  мышцы  спины,  шеи  и  плеч.  Корпус,  голова  и  руки  падают  вперед,  колени  слегка  подгибаются.  Затем    выпрямляемся,  последовательно  разгибаясь  в  тазобедренном,  поясничном  и  плечевом  поясе,  и  принимают  исходное  положение.

«Что чувствует мама, если...»

Ведущий рассказывает ситуации, близкие жизненному опыту ребенка, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат.

«Золотой ключик»

Звучит медленная музыка. Ведущий просит ребенка закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит  представить, что в сердце каждого ребенка есть дверка, через которую можно получать или посылать любовь. А ключик от этой дверки — в руках самих детей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускаются любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому-нибудь свою любовь. Ее можно посылать разным людям: может быть, папе и маме, может быть, друзьям. Далее ведущий предлагает детям увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому они отправляют свою любовь, и, если захочется, улыбнуться при этом. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого ребенок и ведущий делятся опытом.

Обсуждение итогов занятия.

Занятие 8

Цели занятий

Снятие эмоционального напряжения;

способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.

Упражнения для мимики лица

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем   расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2.  Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.

3.   Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).

4.   Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страст но) — расслабление.

5.   Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).

6.  Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7.   Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.

8.  Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

9.   Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.

«Дневник моего сердца»

Предлагается вспомнить (а старшим — написать) все то, что вспоминается им как хорошее. Это могут быть хорошие фильмы, запахи, фразы, предметы. Затем ведущий просит подумать, что из своего списка она могла бы подарить окружающим. Кому хотелось бы? Представь, что ты даришь, что ты скажешь в эту минуту. Что он (она) тебе ответит?

«Раньше — сейчас»

Создается табличка, в  которой она заполняет сама.

РАНЬШЕ Я

СЕЙЧАС Я

Не умела...

Умею...

Не любила...

Люблю...

Не хотела...

Хочу...

Не знала...

Знаю...

Обсуждение итогов занятия.