Как помочь детям стать внимательными

Сизова Алена Витальевна

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_detyam_stat_vnimatelnymi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов.

Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным”

Психолог: Прошу Вас продолжить фразу: «Внимательный ребёнок – это…» (время для выполнения этого задания 2 минуты, работа в группах).

Проверка задания.  

Психолог: Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Прошу вас обсудить и попытаться дать определение следующим свойствам внимания (концентрация, переключение, распределение, устойчивость)

Свойства внимания:

- концентрация внимания –  определяется степенью сосредоточения сознания на объекте или предмете и отвлечением от побочных раздражителей. Можно сказать, что это характеристика помехоустойчивости психики человека.

- переключение внимания –  определяется временем, которое затрачивает человек на осознанный перенос внимания с одного предмета на другой. Например, вы писали в тетради. А дальше нужно слушать рассказ преподавателя.

- распределение внимания – определяется способностью человека распределять свое сознание на несколько предметов одновременно. Это свойство обратное свойству концентрации внимания.

- устойчивость внимания –   определяется прочностью и стабильностью удержания сознания на предметах в течение длительного времени. Поэтому это временная характеристика внимания. Устойчивость внимания развивается у человека в течение жизни и особенно развивается у тех людей, которые выполняют деятельность, где требуется это свойство.

Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые  встречаются  в учебной деятельности.

 1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.

4. Легко отвлекаемое внимание.

5. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Наша главная задача помочь нашим детям. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать  с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.

Практическая работа.

Упражнение 1.

Даны слова, прочитайте их правильно: акабос,  ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп, акчур.

Упражнение 2.

Задание Внимательно прочитать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Упражнение 3.

 Даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот.

Упражнение 4.

Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма

 Итак, для развития произвольного внимания необходимо:

 - устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.);

- учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания;

- большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней;

- через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

Психолог: Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.

1.Развитие концентрации внимания.

Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”

2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.

Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), 3.Увидеть боковым зрением как можно больше предметов – справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

3.Тренировка распределения внимания:

Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

4.Развитие навыка переключения внимания:

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв

Педагог-психолог: Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём – либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях

Часто наблюдаются:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)

5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)

14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

Признаки гиперактивности (1, 2, 9, 10)

Невнимательности и отвлекаемости (3, 6, 12, 13)

Импульсивности (4, 5, 11, 14)

Педагог-психолог: Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании. В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

Причины:

1) Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция).

2) Асфиксия новорождённого.

3) Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.

4) Особенности центральной нервной системы.

5) Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).

6) Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.

Совет:

 В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в силах выполнить.

Благодарю за внимание!