Речевая агрессия учащихся специальной коррекционной школы VIII вида и способы ее преодоления

Данный материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете специальной коррекционной школы VIII вида и  представлен в виде презентации и описания слайдов к ней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая агрессия учащихся специальной коррекционной школы  VIII вида и способы ее преодоления

Слайд 1. Титульный лист

Слайд 2. Цитата

«Речевая агрессия, как пожар, охватила современное общество. К сожалению, особенно актуальна эта проблема для детской речевой среды и педагогического общения. Агрессия слова все активнее участвует в детских играх и развлечениях подростков, проникает в разговоры отцов и детей, учителей и учеников.

В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка. Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются и в жалобах, доносах, сплетнях».   (Ю.В. Щербинина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры риторики и культуры речи  МПГУ)

Слайд 3.  Книга Щербининой Ю.А. «Если ребенок – грубиян»

Слайд 4.  Исследования ученых

1. У всех умственно отсталых школьников с высоким уровнем агрессии отсутствует адекватная самооценка, их самооценка либо завышена, либо занижена. При этом уровень тревожности большинства испытуемых средний с тенденцией к высокому уровню.

2. У половины испытуемых умственно отсталых школьников со средним уровнем агрессии наблюдается адекватный уровень самооценки. Уровень тревожности у всех испытуемых средний с тенденцией к низкой.

3. У всех учащихся с низким уровнем агрессии наблюдается адекватная самооценка. Однако у них наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому.

Из проведенного исследования личностных особенностей умственно отсталых подростков следует вывод: чем неадекватнее уровень их самооценки, тем выше уровень агрессии у данной категории детей.

Слайд 5. Критерии агрессивности

- часто теряет контроль над собой;
- часто спорит, ругается со взрослыми;
- часто отказывается выполнять правила;
- часто специально раздражает людей;
- часто винит других в своих ошибках;
- часто сердится и отказывается сделать что-либо;
- часто завистлив, мстителен;
- чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Слайды 6 – 7. Особенности эмоционально-волевой сферы

Следует отметить, что речевая агрессия в коррекционной школе имеет некоторые особенности: здесь обучаются дети с отклонениями в психическом развитии, имеющие диагноз олигофрения в степени дебильности. (Глубоким степеням олигофрении присвоено название идиотизм, средним — имбецильность, легким—дебильность). Помимо нарушений со стороны интеллекта у олигофренов отмечаются и уклонения со стороны темперамента, накладывающие резкий отпечаток на личность таких учащихся: издавна различают формы эретические (подвижные, возбужденные) и торпидные (вялые). Не меньшее значение имеют также особенности влечений и аффектов. Очень частые повышения влечений низшего порядка (сексуального, к еде) и наклонность к аффективным вспышкам при недостатке сдерживающих влияний со стороны недоразвитых высших психических функций ведут к неправильному, асоциальному, а часто и антисоциальному поведению и могут представлять опасность для окружающих.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выражение умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печально, смех — слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Большинству из них доступны также простые эмоции, как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, в то время как встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Эмоции детей с умственной отсталостью обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обидчивы, проявляют негативизм, могут быть вспыльчивы, агрессивны. Вместе с тем им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.

У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают, безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем, некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремлённость, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Самооценка и уровень притязаний олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности.

Неумение контролировать свои эмоции, управлять гневом и правильно общаться с людьми приводит к ярким вспышкам агрессии к окружающим ребёнка людям (педагогам, воспитателям, сверстникам) в школе и за ее пределами.

Объектами агрессии часто бывают несмелые, слабо развитые дети. Опасными бывают ссоры между старшими и младшими учениками. Скрытым источником агрессии подростков являются неформальные группы деструктивного характера, цель которых – запугивание и террор по отношению к более слабым. Агрессивность может быть признаком некоторых нервных и умственных расстройств, психопатии, заболеваний нервной системы.

Характерными особенностями умственно отсталых является смена настроения, проявления аутичных черт в поведении (радость возможному контакту, желание его, но в то же время уход от него, иногда через агрессию, самоагрессию, проявление аутостимуляции), радость, удовольствие от активной деятельности, но обычная слабая мотивация, неустойчивый интерес к учебной и в целом к производственной деятельности.

Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоциональной сферы, им свойственны тенденции к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определенным нормам в поведении.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

У умственно отсталого подростка снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценить результаты работы, проанализировать собственную деятельность. Все это ведет к своеобразию процесса формирования и проявления самооценки у умственно отсталых школьников.

В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся.

Если ребенок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. Так, например, если в семье у ребенка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость и т. д. ). При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности.

Слайд 8. Причины агрессии 

Детская агрессивность формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе. На развитие агрессивности могут влиять природные особенности темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующих формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации ребенок с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в ругани. Кроме того, агрессия, может быть, вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз. В подростковом возрасте могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Слайд 9-10.  Агрессивные действия

Агрессивные действия выступают в качестве:

  • средства достижения значимой цели;
  • способа психологической разрядки;
  • способа удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении.

Беда в том, что большинство школьников, демонстрируя явную склонность к обидному общению, при этом не оценивают свою речь как агрессивную. Они не способны к объективной оценке собственного речевого поведения, а значит - к его анализу и изменению. Дети могут словесно унижать, намеренно оскорблять, запугивать, высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку («Я лучше тебя»), продемонстрировать позицию лидера («Я могу себе это позволить»), укрепить свой авторитет в детском коллективе («Я заставлю тебя слушать даже то, что тебе неприятно»).

Слайд 11-12.  Агрессия в речи взрослых

Агрессия проявляется и в речи учителей: пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к ученикам проявляется в повышении тона, резких восклицаниях, неоправданно частом употреблении повелительного наклонения глаголов, отсутствии необходимых формул речевого этикета, грубых замечаниях и язвительных насмешках: «Закрой рот!»; «Выйди вон из класса! Считаю до трех...»

С другой стороны, добиваясь сиюминутных целей послушания в неэтичной форме, педагог невольно провоцирует ответную агрессию. Кроме того, школьники усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом.

Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде - самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения, мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?

Приемы контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях: 

Слайд 13.  Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности.

Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «Он мне - слово, а я ему - десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий». Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение.

Слайд 14. 

Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; перевести разговор на другую тему. Основные способы переключения внимания: неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что...?»; «Сколько времени мы уже потратили на ссору?»); отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии»; «Давай попросим помощи у всего класса» и т.п.); необычное задание (например, ролевая игра, работа в парах, использование раздаточных материалов, просмотр учебного фильма); постоянное чередование на уроке различных видов речевой деятельности (устный ответ, слушание, чтение текста, письменная работа).

Слайд 15.  Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций: зная «сильные» стороны, положительные свойства ученика, в определенной ситуации актуализировать (обозначить, напомнить) эти качества с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка, например: напоминание («Ты же взрослый, рассудительный мальчик!»); удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»); разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому...»)

«Тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания») - частная разновидность метода проецирования: целенаправленная словесная «провокация». Например: «Ну-ка, кто самый смелый - кто первым подойдет мириться?»; «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!»

Слайд 16.  Положительные оценочные высказывания. Часто педагог игнорирует положительные стороны ребенка, неоправданно обобщая его проступки или заведомо обвиняя в том, что он мог бы сделать плохо, неправильно: «Вечно ты отвлекаешься!»; «Ты, кажется, бездельничаешь там, на последней парте?». Между тем целенаправленная демонстрация одобрения, доброжелательного отношения к ученику, похвала препятствуют речевой агрессии.

Очень важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме. Выражением позитивной оценки могут быть не только традиционные «молодец!» и «умница!», но и обращение к прошлым успехам ребят («Вчера вы отлично справились с заданием, давайте сегодня поработаем еще лучше!»); согласие, благодарность, поддержка мнения ребенка («Мне нравится, как ты выполнил это задание»; «Полностью разделяю твое мнение»; «Спасибо за интересный вопрос»); цитирование наиболее интересных, точных, оригинальных ответов учеников.

Слайд 17.  Открытое словесное порицание. На первый взгляд осуждающее замечание - самый простой способ противостоять агрессии. Однако он часто неэффективен, поскольку упрек, запрет, требование могут иметь прямо противоположный результат - вызвать ответные грубый отказ, возражение, протест. А общение из равноправно-дружеского превращается в неравноправно-морализаторское. Поэтому порицание должно быть выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости.

Этот способ наиболее целесообразно использовать в ситуациях, когда надо особо акцентировать внимание на негативности проступка, например, подчеркнуть, что ученик вел себя нетактично, поступил непорядочно, высказался несправедливо: «Ребята, пожалуйста, прекратите ругаться! Вы ведете себя очень некрасиво!»

Слайд 18.  Шутка. Юмор и смех несовместимы с открытой агрессией. Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания - это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.

Слайд 19.  Убеждение. Существуют требования, нарушение которых делает убеждение неэффективным и может вызвать раздражение собеседника. Например, во избежание ответной агрессии не следует: разъяснять детям вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) - лучше корректно напомнить («На эти слова Маша может обидеться»); морализировать отвлеченно («Надо вести себя хорошо», «Нужно быть умницей» и т.п.); убеждать в недоступном («Больше никогда не надо ссориться»; «Всегда необходимо подходить мириться первому» и т.п.); повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно).

Начинать всегда лучше с описания достоинств ученика, его достижений, успехов. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?»; «Представь, что ты оказался в Сашиной ситуации...»; «Подумай, как бы ты поступил на месте Саши».

Слайд 20.  Поощрения и наказания

Просмотрев специальную литературу, я сделала вывод о том, что данная тема недостаточно изучена и развита в научной публикации. Такие исследования необходимы для проведения коррекции поведения умственно отсталых детей и подростков с повышенным уровнем агрессии, так как от результатов проведенной коррекции зависит успешность социализации этих детей в обществе.

Слайд 21. Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка) 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая агрессия

Слайд 2

«Речевая агрессия, как пожар, охватила современное общество. К сожалению, особенно актуальна эта проблема для детской речевой среды и педагогического общения. Агрессия слова все активнее участвует в детских играх и развлечениях подростков, проникает в разговоры отцов и детей, учителей и учеников». Щербинина Ю.В .

Слайд 4

Исследования ученых Вывод: чем неадекватнее уровень самооценки умственно отсталых школьников, тем выше уровень их агрессивности Уровень агрессивности Самооценка Уровень тревожности Высокий Неадекватная (высокая или низкая) Средний с тенденцией к высокому Средний Адекватная Средний с тенденцией к низкому Низкий Адекватная Средний с тенденцией к высокому

Слайд 5

Критерии агрессивности - часто теряет контроль над собой; - часто спорит, ругается со взрослыми; - часто отказывается выполнять правила; - часто специально раздражает людей; - часто винит других в своих ошибках; - часто сердится и отказывается сделать что-либо; - часто завистлив, мстителен; - чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Слайд 6

Особенности эмоционально-волевой сферы Неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания; неустойчивость эмоций, частая смена настроения; повышенная тревожность, склонность к страхам; нестабильность эмоциональных контактов;

Слайд 7

Особенности эмоционально-волевой сферы повышенная эмоциональная возбу-димость , чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности: друг к другу, к любимому учителю, воспитателю; патологические эмоциональные состояния: эйфория, дисфория, апатия; отсутствие эмпатии .

Слайд 8

Агрессивные действия выступают в качестве: · средства достижения значимой цели; · способа психологической разрядки; · способа удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении.

Слайд 9

Дети могут словесно унижать, намеренно оскорблять, запугивать, высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку («Я лучше тебя»); продемонстрировать позицию лидера («Я могу себе это позволить»); укрепить свой авторитет в школьном коллективе (« Я заставлю тебя слушать даже то , что тебе неприятно»).

Слайд 10

Наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде - самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия.

Слайд 11

Давайте задумаемся: Всегда ли наши обращения к детям, выражения, мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за свои ошибки ?

Слайд 12

Приемы контроля над речевой агрессией Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны ученика, не отвечать грубостью на грубость (молчание; отказ от общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности.

Слайд 13

Приемы контроля над речевой агрессией Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника; перевести разговор на другую тему. Основные способы переключения внимания: неожиданный вопрос; отвлекающее предложение; необычное задание; постоянное чередование на уроке различных видов речевой деятельности.

Слайд 14

Приемы контроля над речевой агрессией Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций: актуализировать положительные свойства ученика: напоминание («Ты же взрослый, рассудительный мальчик!»); удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»); разочарование («А я-то думала, ты поступишь иначе...») «Тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания »): «Ну-ка, кто самый смелый - кто первым подойдет мириться?»; « Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!»

Слайд 15

Приемы контроля над речевой агрессией Положительные оценочные высказывания. Лучше не обвинять, а целенаправленно демонстрировать одобрение, доброжелательное отношение к ученику (похвала препятствуют речевой агрессии). «Вчера вы отлично справились с заданием, давайте сегодня поработаем еще лучше!» «Мне нравится, как ты выполнил это задание» «Полностью разделяю твое мнение» «Спасибо за интересный вопрос» Цитирование наиболее интересных, оригинальных ответов учеников

Слайд 16

Приемы контроля над речевой агрессией Открытое словесное порицание Чтобы не вызвать в ответ грубый отказ, возражение, протест, важно, чтобы порицание было выражено в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости. Этот способ целесообразно использовать, когда надо акцентировать внимание на негативности проступка, подчеркнуть, что ученик вел себя нетактично, поступил непорядочно, высказался несправедливо: «Ребята, пожалуйста, прекратите ругаться! Вы ведете себя очень некрасиво!»

Слайд 17

Приемы контроля над речевой агрессией Шутка. Юмор и смех несовместимы с открытой агрессией. Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания - это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.

Слайд 18

Приемы контроля над речевой агрессией Убеждение Убеждение лучше начинать с описания достоинств ученика Не следует: Разъяснять детям вполне очевидное, лучше корректно напомнить «На эти слова Маша может обидеться». Морализировать отвлеченно («Надо вести себя хорошо» и т.п.). Убеждать в недоступном («Больше никогда не надо ссориться). Повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно). Эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы» «Представь, что ты оказался в Сашиной ситуации ...»).

Слайд 19

словом взглядом жестом действием Поощрение Наказание Следует за поступком Объяснено ребёнку Суровое, но не жестокое Оценивает действия, ребёнка, а не его качества

Слайд 20

Стили родительского воспитания ( в ответ на агрессивные действия ребенка) Стратегии воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребенка «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

Слайд 21

Спасибо за внимание