Коррекционное занятие "Комбинирование на плоскости и в пространстве"

Бондарева Анна Николаевна

комбинирование на плоскости и в пространстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Комбинирование на плоскости и в пространстве».

Цели:

- развивать умение составлять из частей целое изображение на плоскости и в пространстве (по образцу и самостоятельно).

- развивать зрительную память и произвольное внимание.

Оборудование:  учебная тетрадь, ручка или карандаш, 5 различных предметов (кубик, шарик, клубок ниток, маленькая мягкая игрушка, пенал); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карточка (для упражнения 7).

  1. Организационный момент.

Психолог приветствует ребят.

  1. Основная часть.

Упражнение 1.

 «Делай, как я»

Участники должны так расположиться в комнате, чтобы не мешать друг другу и видеть психолога. Взрослый показывает симметричные и асимметричные движения а) рук, б) кистей, в) пальцев. Дети должны безошибочно повторить эти движения за психологом. После того как дети освоят условия выполнения упражнения, можно предложить им сыграть в игру на выбывание: тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Упражнение 2.

«Искатели клада»

Игра «Клад» проводится с использованием плана учебной комнаты. Психолог предлагает детям в тетрадях на отдельной странице нарисовать план комнаты со всеми предметами мебели в ней. После того как ребята справятся с этим заданием (в необходимых случаях с помощью педагога), один из участников — «искатель клада» — выходит из комнаты, другой ученик прячет в комнате какой-либо предмет и отмечает на плане в тетради отсутствующего ученика место, где спрятан предмет. После этого в комнату приглашается первый участник; он должен сориентироваться в своем плане и определить, где находится спрятанный предмет.

Все участники поочередно должны побывать и в роли водящего, и в роли «искателя клада». Взрослый осуществляет пассивный контроль.

Упражнение 3.

 «Определи на ощупь».

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

Упражнение 4.

«Пуговицы»

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.

Упражнение 5.

«Комбинирование»

Обучающимся необходимо придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.

Упражнение 6.

«Элементы»

 Для отработки написания графических элементов можно предложить следующие   упражнения  на  комбинирование  между собой уже известных обучающимся элементов так, чтобы получалась какая-нибудь новая фигура, например:

  1. Нарисуйте овал и пририсуйте к нему крючочек. Что получилось? Закончите ряд.
  2. Попросите нарисовать обучающегося еще раз овал. А затем, предложите ему самостоятельно «превратить» данную фигуру в новую (например, цветок, смайлик и пр.). Предложите закончить ряд; и т.д.

Упражнение 7.

«Повтори»

Обучающемуся необходимо внимательно посмотреть на образец, запомнить какие фигуры изображены. Затем в таблице 1 каждую фигуру сравнить  с теми, что изображены в образце 1. Выявить, чем они различны, а чем схожи. После, в таблице 1 дорисовать недостающие детали в каждой фигуре, сравнивая с фигурами в образце ( в звездочке, круге, треугольнике, крестике, квадрате).

Упражнение 8.

«Выполни задание»

Для проведения упражнения необходимо подготовить: 5 различных предметов (кубик, шарик, клубок ниток, маленькая мягкая игрушка, пенал); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Необходимо предложить обучающемуся выполнить несколько заданий:

1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

2. На столе перед ребенком располагают предметы следующим образом: в центре - кубик, справа - шарик, слева – клубок ниток, впереди –маленькую мягкую игрушку, сзади – пенал, и просят ответить на вопросы о расположении данных предметов: «Где располагается кубик? Какой предмет стоит перед кубиком? Какой предмет позади кубика?  И т.д.».

3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?» и т.д.

4. Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание обучающийся выполняет последовательно.

5. Предметы располагают слева и справа, впереди и позади обучающегося на расстоянии 40-50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какой предмет расположен.

6. Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т. д.

*Предложите обучающемуся решить задачу:

«Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа - справа от мамы?».

III. Заключительная часть.

Психолог подводит итог занятия, выставляет оценки. В конце каждого занятия взрослый предлагает обучающимся проголосовать (цветными символами: красный квадрат– занятие понравилось, синий - не понравилось).