Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа творческого мышления"

Отраднова Светлана Александровна

         Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач современной школы.

         Творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

          Актуальность этой программы связана с необходимостью внимания к развитию творчества детей и гармоничной личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shkola_tvorcheskogo_myshleniya.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  «Большереченская общеобразовательная школа»  

                           

    «Согласовано»                                                                                                «Утверждаю»

Заместитель  директора по ВР                                                      Директор МБОУ «Большереченская СОШ»

«      »______________ 2016 г.                                                         «     »_________________  2016 г.

_______________Гуселетова Ю.М.                                            ________________________ Куликов А.С.

                                                         

                                                                                                     

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению

 «Школа творческого мышления»

для обучающихся 3 класса

Составитель: Отраднова Светлана Александровна,

педагог-психолог  I категории.

 р.п. Большеречье 2016

Пояснительная записка

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач современной школы.

Творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.Психологические составляющие творческой деятельности - это гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный  центр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения её. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Всё это обусловило выбор направления представленной программы.

Актуальность этой программы связана с необходимостью внимания к развитию творчества детей и гармоничной личности в целом. Современное образование диктует новые стандарты и новые подходы к обучению. Но, к  сожалению, при таких прогрессивных изменениях в организации обучения всё же уделяется недостаточное внимание  развитию творческого мышления ребенка в отличие от его интеллектуального развития.

Сложившиеся и традиционно существующие у нас системы школьного обучения фактически не содержат в себе (или содержат в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое  развитие у детей креативности. Творческое мышление развивается только в том случае, когда учащиеся сталкиваются с учебными трудностями, для решения которых нет готовых образцов, а также продуктивность мышления зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата.

       Программа «Школа творческого мышления» разработана на известной модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, имеющего три критерия: тип интеллектуальных операций, тип информации, тип получения результата. Каждое занятие состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

Нормативные документы для разработки программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»
  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
  5.  Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

Цель программы: развитие творческого мышления младших школьников

Задачи  программы:

  1. Познакомить детей с понятиями «гибкость ума», «фантазия», «креативность», «творческие способности»
  2. Обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.
  3. Научить приемам поисковой и творческой деятельности.

Программа  рассчитана на  35  часов в год, по 1 часу в неделю.

Длительность занятия  -40 минут.

Целевая группа -  обучающиеся 3 класса.

Количество человек в группе- 15

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:

   элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);

   визуализация;

   психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

   телесно-ориентированные техники

   игровые методы;

   арт-терапия (свободное и тематическое рисование);

   моделирование и анализ проблемных ситуаций;

   групповая дискуссия;

   мозговой штурм.

Принципы организации внеурочной деятельности

  1.  Неразрывная связь воспитания и обучения с жизнью;
  2.  Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы;
  3.  Установка метапредметных связей при подготовке и проведении занятий;
  4.  Создание  гармоничнойстимулирующей среды.

 Планируемые результаты освоения  программы:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о способах развития творческого мышления, познакомятся с понятиями «творческие способности», «креативность», «гибкость ума».

Второй уровень результатов– получение обучающимися опыта решения нестандартных и творческих заданий, формирование умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта применения методов поисковой и творческой деятельности, генерации собственных оригинальных идей за пределами школы.

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Кол-во

часов

Название темы

Дата

1

1

Что такое творческое мышление?

Что такое фантазия?

8.09

2

1

Учимся работать со свойствами предметов

15.09

3

1

Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.

22.09

4

1

Учимся сочетать признаки разных предметов

29.09

5

1

Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов

7.10

6

1

Узнаём объект по описанию возможных действий с ним

14.10

7

1

Учимся искать альтернативные способы действия

21.10

8

1

Учимся составлять сюжетный рассказ

28.10

9

1

Учимся решать задачи на сравнение

3.11

10

1

Учимся делать логические выводы

9.11

11

1

 Задачи на развитие смекалки и сообразительности

13.11

12

1

Игры на развитие наблюдательности

20.11

13

1

Магические квадраты

27.11

14

1

Задачи-тесты

4.12

15

1

Работа с разрезными картинками

11.12

16

1

Учимся создавать целостный образ из частей

18.12

17

1

Учимся находить действия, противоположные по значению

25.12

18

1

Учимся устанавливать причинные связи между событиями.

15.01

19

1

Учимся обозначать словами существенные признаки предмета.

22.01

20

1

Учимся составлять слова с заданной буквой

29.01

21

1

Учимся классифицировать и соединять слова в предложение

5.02

22

1

Учимся придумывать сказки и стишки, описывать характер героев

12.02

23

1

Учимся управлять процессом творчества

19.02

24

1

Учимся задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам

26.02

25

1

Учимся оценивать событие с разных сторон

4.03

26

1

Учимся комбинировать факторы ситуации

11.03

27

1

Учимся комбинировать элементы знаковых систем

18.03

28

1

Учимся анализировать  проблемную ситуацию

25.03

29

1

Учимся анализировать  проблемную ситуацию в многоходовой задаче

1.04

30

1

Учимся разрешать противоречия

8.04

31

1

Учимся анализировать зрительный образ

15.04

32

1

Учимся запоминать образ

22.04

33

1

Учимся представлять образ в действии

29.04

34

1

Учимся узнавать предметы в неопределенных графических формах

13.05

35

1

Конкурс фантазеров

20.05

35

Общее количество часов

Содержание курса

Занятие 1.

Тема: «Что такое творческое мышление? Что такое фантазия?» Беседа о мышлении, фантазировании. Упражнение «Дорисуй фигуру»

Занятие 2.

 Тема: «Учимся работать со свойствами предметов» Упражнение «Вспомни предметы по 1,2 и 3-м признакам»

Занятие 3.

Тема: «Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков».Отгадывание загадок, обоснование мнений.

Занятие 4.

Тема: «Учимся сочетать признаки разных предметов». Устные высказывания, рисование.

Занятие 5.

Тема: «Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов».  Игра «Лишнее слово».

Занятие 6.

Тема: «Узнаём объект по описанию возможных действий с ним».Составление коллажа.

Занятие 7.

Тема: «Учимся искатьальтернативные способы действия». Заполнение таблицы.

Занятие 8.

           Тема: «Учимся составлять сюжетный рассказ».Работа в группах.

Занятие 9.

Тема: «Учимся решать задачи на сравнение». Практическое задание.

Занятие 10.

Тема: «Учимся делать логические выводы». Игра «Вывод».

Занятие 11.

Тема: «Задачи на развитие смекалки и сообразительности». Практическое задание.

Занятие 12.

Тема: «Игры на развитие наблюдательности». Психологическая игра.

Занятие 13.

Тема: «Магические квадраты». Работа в группах.

Занятия 14

           Тема: «Задачи-тесты». Индивидуальное тестирование

Занятие15.

Тема: «Работа с разрезными картинками». Практическое задание.

Занятия 16

Тема: «Учимся создавать целостный образ из частей». Задание

«Вьетнамская игра».

Занятие 17.

Тема: «Учимся находить действия, противоположные по значению».Заполнение таблицы.

Занятия 18

Тема: «Учимся устанавливать причинные связи между событиями, находить причину событий». Игра «Продолжи ряд».

Занятие 19.

Тема: «Учимся обозначать словами существенные признаки предмета, формулировать законы». Игра «Определение».

Занятия 20

Тема: «Учимся составлять слова с заданной буквой».Игра «Из слова в слово»

Занятие 21.

Тема: «Учимся классифицировать и соединять слова в предложение, понимать социальные взаимосвязи». Заполнение таблицы.

Занятия 22

Тема: «Учимся придумывать сказки и стишки, описывать характер героев». Психологический практикум.

Занятие 23.

 Тема: «Учимся управлять процессом творчества». Мозговой штурм.

Занятие 24.

Тема: «Учимся задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам».  Игра «Да-нет».

Занятия 25

Тема: «Учимся оценивать событие с разных сторон».Игра «Да-нет».

Занятие 26.

Тема: «Учимся комбинировать факторы ситуации». Дискуссия,обоснование мнений.

Занятие 27.

Тема: «Учимся комбинировать элементы знаковых систем». Работа в группах.

Занятия 28

Тема: «Учимся анализировать  проблемную ситуацию». Игра «Посадка на луну».

Занятие 29.

Тема: «Учимся анализировать  проблемную ситуацию во многоходовой задаче». Задание «Лабиринт».

Занятия 30

Тема: «Учимся разрешать противоречия». Дискуссия,обоснование мнений.

Занятие 31.

Тема: «Учимся анализировать зрительный образ». Рассказ по фото.

Занятия 32

Тема: «Учимся запоминать образ». Игра «Что изменилось».

Занятие 33.

Тема: «Учимся представлять образ в действии». Работа в группах.

Занятия 34

Тема: «Учимся узнавать предметы в неопределенных графических формах». Упражнение «Клякса»

Занятие 35.

Тема: «Конкурс фантазеров». Подведение итогов.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
  3. Гин С.И. Мир фантазии. – М: Вита-Пресс, 2001.
  4. Гин С.И. Мир логики. – М: Вита-Пресс, 2001.
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М: Новая школа, 1996.
  6. Нурмухаметова А.Б., Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая, обучаем. – Набережные Челны. Институт непрерывного педагогического образования, 1997.
  7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М: Издательский центр “Академия”, 2001.
  8. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // “Начальная школа плюс До и После”, 2004, №7, с.31.
  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.