РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_budushchih_pervoklasssnikov.docx | 53.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»
Л. А. Венгер.
Уважаемые родители! Многие из Вас считают, что если ребенок научился читать и писать, то его пора отдавать в школу. Умения читать, писать и считать являются признаками умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в школе. Внимательно ознакомьтесь с критериями школьной зрелости.
КРИТЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ:
Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
На самом деле, самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ.
Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны. Если Вы это замечаете в ребенке, то:
1. Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
2. Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети не уверены в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
3. Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
4. Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
3. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ.
Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности – действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.
Как это предотвратить?
1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:
2. Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
3. Уметь занять себя интересным делом;
4. Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
5. Находить время для общих семейных дел и труда;
6. Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
7. Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть:
8. Полив комнатных растений;
9. Мытье посуды за собой;
10.Уборка в игровом уголке;
11.Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
12.Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
13.Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
14.Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.
4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
1. Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
2. Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
3. Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
4. Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
5. Хвалите за малые достижения.
6. Создайте библиотеку познавательных книг.
5. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ.
Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной психологической готовности к школе: умение жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления – неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.
Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?
1. Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
2. Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
3. Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
4. Признавайте право ребенка на собственное мнение;
5. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
6. Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
7. Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
8. Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
9. Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
10.Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:
ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ФРАЗ, КОТОРЫЕ ДОВОЛЬНО ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
Вот пойдёшь в школу там тебе … Ты, наверное, будешь двоечником? Они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, нежелание идти в школу.
Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки.
Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.
Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.
Такому взрослому кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребёнок. Иными словами взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка: «Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние». Чувство вины – на ребёнка взваливается бремя двойной нагрузки – психологический груз может стать причиной невроза.
Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку.
Вызывает унижение, заниженную самооценку – может привести к комплексу неполноценности. У ребёнка, которому постоянно угрожают, могут возникнуть враждебные чувства к родителям.
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.
ВЫ ПОМОЖЕТЕ ВАШИМ ДЕТЯМ,
ЕСЛИ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ БУДЕТ ВКЛЮЧАТЬ:
1. Принятие.
2. Внимание.
3. Признание (уважение).
4. Одобрение.
5. Теплые чувства.
ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК С УДОВОЛЬСТВИЕМ И УСПЕШНО УЧИЛСЯ?
1. Не забывайте про витамины, физическую культуру, режим дня, регулярные диспансеризации, консультации специалистов.
2. Приучайте ребенка к умственному труду (совместное чтение книг, заучивание стихов, познавательные беседы и т.д.).
3. Воспитание успехом — главный путь воспитания. «Успех вскармливает успех», «От похвал возрастает дарование» — говорили мудрые. Но не используйте для похвал преувеличения («Ты — гений», " Ты — лучше всех на свете«). Лучше так: «Молодец, ты много знаешь о планетах и звездах...»)
4. Не взрывайтесь и не обвиняйте ребенка: критика и осуждение может ослабить стимул к учебе.
5. Предлагайте выход из положения: «Твои оценки по чтению ниже средних, но мы позанимаемся, ты их исправишь».
6. Не говорите: «Если ты постараешься». Это ударит по уверенности в себе. Тревожность — большой тормоз в успешном учении.
7. Не путайте лень с медлительностью. Это индивидуальное свойство темперамента, и бороться с ним бесполезно. Надо подстраиваться под ритм и темп ребенка, помочь ему правильно рассчитать время при выполнении задач. Из внешкольных занятий таким детям подойдут занятия, не требующие быстроты реакции (живопись, рукоделие, конструирование...).
8. Старайтесь учить планировать и разбивать работу на несколько частей: сделать что-то от и до, потом передохнуть, снова взяться за дело. Чем меньше ребенок , тем важнее участие взрослого в организации его труда.
9. Приучите ребенка к мысли, что лучше отдыхать с чувством выполненного долга. Как говорится в русской пословице: " Сделал дело — гуляй смело". Разумно, в зависимости от особенностей вашего ребенка, пользуйтесь принципом академика Павлова :"Лучший отдых — это смена деятельности«. Если после школы — хоккей, пение, танцы, неудивительно, что у многих детей может не хватить сил активно участвовать во всем. Возможна самая обыкновенная усталость.
10.Развивайте уверенность в своих силах, а для этого необходимо спокойнее относиться к неудачам. Есть замечательные слова: «Трудности показывают, на что способен человек».
11. Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий.
12.Приучайте ребенка систематически готовить домашние задания. Время приготовления уроков должно быть постоянным, это вызывает предрасположенность к умственной работе, и у ребенка таким образом вырабатывается установка. Ребенок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто не должно его отвлекать.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ОДНУ ПРОСТУЮ ИСТИНУ:
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
Желаю вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!
С уважением, педагог-психолог Марина Васильевна Мечкасская.