Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Учись управлять своими эмоциями"
Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ (VIII вида) младшего школьного возраста через тренинговые упражнения.
Задачи:
- закрепить знания об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления.
- учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
- развивать воображения, выразительность движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления.
- формирование групповых норм (умение работать в группе, в паре, создание благоприятного климата).
- создать в группе доверительную обстановку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Учись управлять своими эмоциями"
Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ (VIII вида) младшего школьного возраста через тренинговые упражнения.
Задачи:
- закрепить знания об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления.
- учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
- развивать воображения, выразительность движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления.
- формирование групповых норм (умение работать в группе, в паре, создание благоприятного климата).
- создать в группе доверительную обстановку.
Методическое обеспечение:
- Картинки с изображением цветных узоров, цветовых пятен.
- Картинки с изображением улыбающихся и грустных облаков.
- Цветные карандаши.
- Компьютер
Ход занятия.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Организационный этап. Цель: Установление контакта с детьми, психологический настрой на работу. | Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Прежде чем начать наше занятие давайте настроимся на хороший заряд энергии, настроимся на успех, посмотрите друг на друга, улыбнитесь для успешной работы на занятии. Для чего мы это сделали? Правильно для того чтобы наши головы хорошо работали, и для того чтобы быть успешными на занятии. | Участники дарят улыбку. Отвечают на вопросы. Опрос |
Беседа. Обращение к опыту детей. Актуализация знаний. Повторение пройденного. Определение темы, цели и задач занятия. Цель: озвучить тему и цель занятия, уточнить понимание воспитанниками поставленных целей занятия, выдвинуть проблему, создать эмоциональный настрой на работу, напомнить детям как нужно работать на занятии. | Дети, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Правильно мы говорили об эмоциях. А тема сегодняшнего занятия «Учись управлять своими эмоциями». Посмотрите на тему занятия и скажите, как вы думаете, о чем мы будем говорить? Правильно сегодня на занятии мы повторим эмоции, научимся понимать эмоциональное состояние другого человека и будем учиться ими управлять или контролировать, узнаем о способах избавления от негативных эмоций Давай вместе поставим задачи сегодняшнего урока. А чтобы нам поставить задачи , значит мы сначала (выводится на экран) – что-то вспомним, - затем узнаем, - а так как мы будем работать с листами самооценки, значит мы будем развивать навыки самооценки, взаимооценки и навыки работы в группе и паре, - и воспитывать в себе такие качества как взаимоуважение. На занятии будем работать в паре и в группе, помогать друг другу, делать все с хорошим настроением. Для каждого из вас я организовала свое рабочее место, которое нужно будет содержать в порядке. А чтобы у вас все получилось и вы все запомнили как вы должны поработать на уроке? Так же в течение занятия каждый будет оценивать работу друг друга, свою работу при помощи оценочного листа по балльной системы 0- ничего не выполнил, 1- выполнил с затруднением не поняли инструкцию и т.д., 2 – выполнил все сам без труда. Я тоже буду оценивать вашу активность , полноту ответа, умение высказываться. В конце занятия мы вместе подведем итог, подсчитав ваши набранные баллы. Дети, давайте вспомним на прошлом занятии мы говорили об эмоциях. Что же такое эмоции? Какие бывают эмоции? Как можно передать эмоцию? (Ответы детей) Правильно, ребята какую тему мы с вами повторили? И сейчас переходим к новой теме занятия «Учись управлять своими эмоциями». | Дети отвечают на вопросы. |
Упражнение «Тренируем эмоции». Цель: развитие воображения, мимики и пантомимики. | А сейчас мы с вами будем учиться тренировать эмоции т.е. передавать эмоциональное состояние. Для чего нам это нужно. Я буду вам давать задания, а вы его выполнять, смотрясь в зеркальце.
Оцените себя. | Ответ детей Дети выполняют упражнение в паре. Оценивают себя. |
Чтение стихотворения Н. Екимовой «Облака».
Беседа. | А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Облака». Я буду читать вам стихотворение, а вы будете смотреть в зеркало и изображать облака. По небу плыли облака, Какие облака вы увидели? Оцените друг друга. И себя. | Учитель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с содержанием текста.
В парах
Ответы детей |
Игра «Волшебные картинки». Детям предлагаются картинки с изображением цветных узоров, цветовых пятен. | Ребята мы с вами передавали эмоции своей мимикой, а теперь давайте попробуем передать свои эмоции словами, выскажемся умение высказываться вам пригодится на уроке развития речи . И составим рассказ. Сейчас я для каждого буду выводить на экран картинку. Вы должны будете придумать рассказ по этой картинке. Расскажите, что вы видите на этой картинке? Какие эмоции она у вас вызывает? Что вы себе представляете, глядя на картинку? Ребята у всех получилось передать выражение эмоций ритмом голоса, интонацией? Оцените себя. | Каждый ребенок придумывает свой рассказ по « волшебной» картинке. (После выполнения дети оценивают себя.) |
Релаксационное упражнение «Облака»
| Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие мимо облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы медленно начинаете подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, мягкие, ваши ножки легкие-легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку в небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну, улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке? Оцените себя. | Дети выполняют упражнение.
|
Упражнение «Какое у меня настроение?». Обращение к опыту детей. Организация выставки. | Сейчас я вам раздам картинки. Я их нарисовала, но не успела раскрасить. Посмотрите на облака. У них разное настроение. Раскрасьте облачко, у которого такое же настроение, как у вашего соседа. А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные. Ребята я раздам вам книжки вы должны сами найти героев с таким же эмоциональным состоянием как у вашего соседа. Ребята все правильно определили настроение облачков? Поменяйтесь листами самооценки и оцените друг друга. | Дети раскрашивают картинки с изображением облаков. оценивают |
Обращение к опыту детей. | Ребята, расскажите, что вы делаете, если вам грустно? А если вы злитесь? Оцените себя. | Дети раскрывают свои «секреты» |
Упражнение. Цель: научить ребенка снимать негативное напряжение и восстанавливать силы. «Точечный массаж» Упражнение «Мешочек с обидами» | Ребята у вас у всех хорошие способы как избавиться от гнева, злости и т.д. Я сегодня тоже хочу научить вас как можно справляться с такими негативными эмоциями этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих. - Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами. И есть еще один способ.
Ребята дома я предлагаю вам отработать на родственниках способы снятия негативного напряжения. Вы можете научить маму, папу, брата, сестру таким простым упражнениям снятия негативного состояния У всех получилось, оцените друг друга. Ребята, у меня есть мешочек, но этот мешочек не простой, а волшебный. Все свои обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем. Ребята как вы думаете для чего нам нужны эти способы? Ответы детей. Ребята эти способы помогут вам снять негативные, отрицательные эмоции вне нашей комнаты. Когда в группе или классе вы почувствуете, что вас что-то раздражает или вы начинаете злиться, то мысленно представьте точечный массаж или мешочек с обидами и избавьтесь от своих отрицательных эмоций. | Дети выполняют упражнение. Дети выполняют упражнение.
Дети выполняют упражнение. |
Заключительный этап. Рефлексия. Подведение итогов. Цель: сохранение положительного эмоционального настроения. Коллективное подведение итогов | Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Ребята давайте подведем итог нашей работы, давайте вспомним цель занятия научиться контролировать свои эмоции, задачи занятия вспомнили что такое эмоции? Узнали как можно контролировать свои эмоции? Развивали навыки самооценки и взаимооценки (учились работать с листами самооценки), научились способам избавления от негативных эмоций, воспитывали взаимоуважение? (учились слушать друг друга, не перебивать, не смеяться). А сейчас пусть каждый посчитает свои набранные баллы и запишет их в оценочный лист. Я тоже оценю вас (добавляю баллы). А сейчас давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем всего хорошего! Пусть у вас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции! | Ответы детей. Подведение итогов. |
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6