Рабочая программа курса «Этика и психология семейной жизни» 10 класс

Пуссь Алена Анатольевна

 

Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

создание условий для:

·         формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;

·         выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;

·         коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;

·         применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная  школа-интернат»

Выступление на международной конференции инклюзивного образования.

«Организация работы территориальной ПМПК »

Подготовила: педагог-психолог,

первой квалификационной категории

А.А. Пуссь

Июнь, 2016

Почему появилась необходимость создания территориальных ПМПК? Так как в настоящее время в общеобразовательных учреждениях появилось много детей, которые требуют повышенного психологического и педагогического внимания. В силу недостаточной сформированности психических процессов, поведенческих нарушений у таких детей замедлен процесс формирования учебной мотивации, что в свою очередь приводит к школьной неуспешности. Поэтому появилась необходимость создания территориальной ПМПК.

Деятельность территориальной ПМПК организуется в соответствии с Положением о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии утвержденным приказом Управления образования  Шербакульского муниципального района.

В соответствии с Положением, комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

  Основными направлениями  деятельности территориального ПМПК являются:      - диагностика и оценка особенностей развития детей со школьной не успешностью, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической медико-социальной помощи для определения условий их воспитания и обучения.

   - подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания    

-  оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
   Для работы  территориальной  ПМПК необходимо было подготовить специалистов: Дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога. Для этого  ИРООО были организованы курсы повышения квалификации для данных специалистов с практической работой на базе областной ПМПК. Во время практики мы учились, проводить обследование, заполнять протоколы, писать заключение и условия по результатам обследования. Также областное,  ПМПК обеспечило специалистов территориального ПМПК необходимым психодиагностическим материалом и пакетом документов необходимым для работы.   Специалисты входящие в состав территориального ПМПК имеют переподготовку по профилю олигофренопедагогика, и являются педагогическими работниками КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат».  Руководителем территориальной ПМПК является Управление образование Шербакульского муниципального района. Председатель комиссии специалист  Управления образования Шербакульского муниципального района.

Организация работы территориального ПМПК:
     Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно.

Важно представлять основные диагностические задачи каждого из специалистов ПМПК, проводящих данное обследование.

  • Диагностические задачи психолога: Оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в ситуации, развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка. Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности, оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом.  Типологизация варианта отклоняющегося развития.
  • Диагностические задачи логопеда: Оценка коммуникативной и просодической стороны речи и ее лексико-грамматической стороны, особенности понимания обращенной речи. Эта оценка возможна не только при непосредственном контакте логопеда с ребенком, но и при наблюдении взаимодействия другого специалиста с ребенком. Оценка звукопроизносительной стороны речи, удержания слоговой структуры, особенности фонетико-фонематического восприятия, возможности словообразования, признаков дизартрических нарушений и т.п.
  • Диагностические задачи дефектолога: Необходимо оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программных материалом ДОУ, СОШ, СКОШ (для детей школьного возраста), оценить уровень обучаемости ребенка, возможности переноса сформированного навыков на аналогичный материал и т.п.

В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.

     Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

Хочется сказать что, наш район в сравнении с другими районами Омской области находится в выигрыше т.к. на месте имеются все специалисты необходимые для функционирования территориальной ПМПК. Уже 30 апреля 2016 года  было проведено первое заседание территориальной ПМПК в ходе которого было обследовано 8 детей. Основная причина снижение школьной успеваемости. В результате заседания и исходя из вверенных нам полномочий мы можем выносить два вида заключений:1) рекомендация на областную ПМПК  для более глубокой диагностики (в тяжелых случаях); 2) заключение рекомендательного характера непосредственно для образовательной организации (включение в образовательный процесс коррекционных занятий и т.д.). По результатам заседания мы выдали 3 заключения с рекомендацией родителям обратиться в областную ПМПК для углубленного обследования и определения образовательного маршрута. 5 заключений были рекомендательного характера для образовательной организации, и с рекомендацией на динамическое обследование через пол года для родителей (данные дети были возвращены в класс). Очень приятно, что после консультаций родители воспользовались нашими рекомендациями и обратились в областную ПМПК для более глубокой диагностики. Исходя из запроса общеобразовательных школ на обследование некоторых детей, можно уверенно сказать что наша работа является   востребованной,  следующее заседание будет проводиться в конце июня. На данный момент мы тесно сотрудничаем с общеобразовательными учреждениями, в перспективе хотелось бы наладить связь и с дошкольными учреждениями, т к. при ранней диагностике коррекция наиболее эффективна.

Таким образом, территориальная ПМПК и консилиум образовательного учреждения, включенного в инклюзивную практику имеют широкий круг задач и полномочий по отношению к детям с ОВЗ и детям с нарушение поведения и их семьям и могут служить эффективным инструментом развития  инклюзивных процессов в  образовании района.

КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная  школа-интернат»

Выступление на международной конференции инклюзивного образования.

«Формирование представлений о временах года через зрительное и тактильное восприятие»

Подготовила: педагог-психолог,

первой квалификационной категории

А.А. Пуссь,

                                                                                                    дефектолог: Радько В.Г.

Июнь, 2016

В нашей школе на протяжении 5 лет функционируют две дошкольные группы кратковременного пребывания. Основной диагноз воспитанников данных групп ОНР,  так как для детей с РАС ОНР  является сопутствующим диагнозом в нашу группу было включено два ребенка с диагнозом  аутизм. Опыт работы с детьми с РАС появился в первые в 2012 году. Поскольку как в психологической, так и в педагогической  литературе опыт работы представлен недостаточно, то свою работу с такими детьми мы строили методом проб и ошибок. Путем постоянного прохождения курсов повышения квалификации и при ИРООО, при Пед.Университете, прошли курсы по ранней помощи, которые проводила Ю.А. Розенкова. Таким образом накапливался наш опыт работы с аутистами. У большинства из этих детей как отмечают психологи наблюдается нарушение представления об окружающем мире.

Восприятие –

Ведущим является: зрительное и тактильное.

Восприятие лежит в основе формирования представлений.

Представление –

Основное зрительное и тактильное, т.к. мы работаем с деть дошкольного возраста.

Так как для детей с РАС важно соблюдение ритуалов, то у каждого есть свое подписанное рабочее  место, как в группе так и в кабинете психолога и дефектолога, за которым он работает в течении года.

Остановимся более подробнее на том, как мы формируем представления об окружающей действительности.

Каждое действие педагог обязательно оречевляет и старается, чтобы ребенок тоже проговаривал свои действия.

Занятие состоит из:

- предъявления материала (картинки)

- рассматривание в целом с указанием цвета, формы

- рассматривание элемента на картинке (цвет форма)

- рассматривание живой ветви, состоит из стебля, листочка

- образец

- модель ветви (вылепливаем из пластилина)

На протяжении всего занятия обязательно оречевляем.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области казенное образовательное учреждение Омской области                                                                        «Шербакульская адаптивная школа-интернат »

__________________________________________________________________________________

Согласованно:                                                                                                                                                        Утверждаю:                          

Протокол заседания ШМО                                                                                                                                    Приказ

№____от___________ 20___г.                                                                                                                               №______от_____ 20____г.

                                                                                                                                                                                 С.М. Сазонов ___________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

      Рабочая программа курса

«Этика и психология семейной жизни»

10 класс

на 2016-2017 учебный год

Составитель:  Пуссь Алена Анатольевна

педагог-психолог,

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа составлена на основе:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с  умственной отсталостью;  
  • примерные программы, созданные на основе Федерального государственного  образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
  •  примерные программы по учебным предметам специальных (коррекционных)  образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;  
  • базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;  
  • Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
  • Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;

Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

создание условий для:

  • формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
  • выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
  • коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
  • применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи.

Задачи курса:

  • Формировать представления:
  • о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
  • о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
  • об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
  • об основах семейного законодательства;
  • о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
  • Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  • Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира

  1. Общая характеристика учебного курса

Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание  и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.

Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

Год обучения

Кол - во часов в неделю

Кол - во учебных недель

Всего часов за учебный год

10 класс

1

35

35

35 часов за курс

  1. Планируемые результаты изучения учебного курса «Этика и психология семейной жизни»

Личностные

  • овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека
  • понимать значение семьи в жизни человека;
  • понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях, любви и уважении, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
  • знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи.

Регулятивные

  • сотрудничество с учителем;
  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с  социальной позиций;
  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
  • умение самостоятельно выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации;  
  • использование схем, моделей, символов;
  • строить рассуждения в форме устных и письменных высказываний;

Коммуникативные

  • умение слушать, понимать, учитывать мнение другого;
  • формулировать собственное мнение;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения;

Предметные

Минимальный

Достаточный

Знать:  понятие семья,

Цели брака,

Традиции русской православной семьи

Знать:  понятие семья,

Цели брака,

Традиции русской православной семьи

Устои, обряды, народности, семьи

  1. Содержание учебного курса

Введение

Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

Количество часов для изучения 1 час

Раздел первый 

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.

     1. Семья в различных культурах. 

     Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей. 

Количество часов для изучения 3 часа

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре. 

     Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. 

  Народные традиции русской православной семьи. 

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.

Количество часов для изучения 3 часа

Раздел второй 

Личность и семья

     1. Психология личности. 

 Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. 

Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. 

 Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность. 

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. 

Количество часов для изучения 3 часа

2. Роль семьи в воспитании личности. 

 Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. 

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Количество часов для изучения 2 часа

Раздел третий 

Особенности межличностных отношений юношества

1. Психология межличностных отношений. 

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность. 

     Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. 

     Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 

Количество часов для изучения 2 часа

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек. 

     Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность 

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. 

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности. 

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. 

 Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. 

Количество часов для изучения 3 часа

  3. Культура воздержания. 

Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим. 

Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства. 

Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека. 

Количество часов для изучения 2 часа

4. О товариществе и дружбе. 

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др. 

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. 

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. 

Количество часов для изучения 2 часа

5. Любовь как высшее человеческое чувство. 

     Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. 

     Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми. 

     Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. 

     Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости. 

     Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. 

     Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги). 

     Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

Количество часов для изучения 2 часа

Раздел четвертый 

Брак и семья

1. Что такое готовность к браку. 

     Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. 

 Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. 

Количество часов для изучения 2 часа

2. Здоровье супругов и будущего потомства. 

Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги). 

Количество часов для изучения 3 часа

 3. Семья и ее функции. 

Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. 

Количество часов для изучения 3 часа

4. Особенности молодой семьи. 

Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. 

 Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях. 

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. ) 

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств. 

 Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства. 

 Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Количество часов для изучения 2 часа

5. Этапы развития семьи.

Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

Количество часов для изучения 1 час

6. Итоговое занятие. Защита проектов «Моя семья».

Количество часов для изучения 1 час

Методы и формы обучения

Методы по источнику знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

Формы учебных занятий: предметные уроки

  1. Количество часов:
  • по программе          35    (1 час в неделю)   
  • по учебному плану        35   (1 час в неделю)
  • по рабочей программе      35  (1 час в неделю)

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование

Календарно-тематическое планирование учебного курса

 «Этика и психология семейной жизни»

п/п

Раздел

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Форма учебного занятия, урока

Тип учебного занятия,  урока

Виды учебной деятельности обучающихся на уроке

1

Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни»

Вводный урок

Ознакомление с основами курса

1 час

Слушают

I

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества

1

Семья в различных культурах

Урок

Комбинированный урок                              2 часа

Просмотр и обсуждение презентации

2

Нравственные нормы брака в христианской культуре

Урок

Комбинированный урок

1 час 

Работа с понятиями : нравственность, нормы брака. Составляют конспект

II

Личность и семья

1

Психология личности

Урок

Комбинированный урок

3 часа

Участвуют  в обсуждении. Работа с понятиями: личность - тело, душа, дух

2

Роль семьи в воспитании личности

Урок

Комбинированный урок 

2 часа

Работают в группе

III

Особенности межличностных отношений юношества

1

Психология межличностных отношений

Урок

Комбинированный урок

2 часа

Участвуют  в обсуждении. Работа с понятиями

2

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

Урок

Комбинированный урок

3 часа

Участвуют  в обсуждении. Составляют конспект

3

Культура воздержания

Урок

Комбинированный урок

2 часа

Работа в группах с интернет источником, составление конспекта

4

О товариществе и дружбе

Урок

Комбинированный урок

2 часа 

Просмотр и обсуждение презентации

5

Любовь как высшее человеческое чувство

Урок

Комбинированный урок

2 часа

Просмотр и обсуждение презентации

IV

Брак и семья

1

Что такое готовность к браку

Урок

Урок усвоения новых знаний

2 часа 

Работа в группах, составление конспекта

2

Здоровье супругов и будущего потомства

Урок

Комбинированный урок 

3 часа

Просмотр и обсуждение презентации

3

Семья и ее функции

Урок

Урок усвоения новых знаний 

4 часа

Участвуют  в обсуждении. Работа с понятиями: функции семьи

4

Особенности молодой семьи

Урок

Комбинированный урок

2 часа

Работают в группе, составляют конспект

5

Этапы развития семьи

Урок

Комбинированный урок 

3 часа

Просмотр и обсуждение презентации , составление конспекта

6

Итоговое занятие

Итоговый  урок

Урок контроля

1час

Защита проекта

Итого:

35 часов

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по учебному плану школы

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников

Этика и психология семейной жизни

1 час

Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61

Интернет ресурсы

Тесты по итогам прохождения тем«Создание семьи», «Взаимоотношения в молодой семье».