Рабочая программа курса «Этика и психология семейной жизни» 10 класс
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:
создание условий для:
· формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
· выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
· коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
· применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Выступление на международной конференции инклюзивного образования.
«Организация работы территориальной ПМПК »
Подготовила: педагог-психолог,
первой квалификационной категории
А.А. Пуссь
Июнь, 2016
Почему появилась необходимость создания территориальных ПМПК? Так как в настоящее время в общеобразовательных учреждениях появилось много детей, которые требуют повышенного психологического и педагогического внимания. В силу недостаточной сформированности психических процессов, поведенческих нарушений у таких детей замедлен процесс формирования учебной мотивации, что в свою очередь приводит к школьной неуспешности. Поэтому появилась необходимость создания территориальной ПМПК.
Деятельность территориальной ПМПК организуется в соответствии с Положением о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии утвержденным приказом Управления образования Шербакульского муниципального района.
В соответствии с Положением, комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Основными направлениями деятельности территориального ПМПК являются: - диагностика и оценка особенностей развития детей со школьной не успешностью, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической медико-социальной помощи для определения условий их воспитания и обучения.
- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
Для работы территориальной ПМПК необходимо было подготовить специалистов: Дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога. Для этого ИРООО были организованы курсы повышения квалификации для данных специалистов с практической работой на базе областной ПМПК. Во время практики мы учились, проводить обследование, заполнять протоколы, писать заключение и условия по результатам обследования. Также областное, ПМПК обеспечило специалистов территориального ПМПК необходимым психодиагностическим материалом и пакетом документов необходимым для работы. Специалисты входящие в состав территориального ПМПК имеют переподготовку по профилю олигофренопедагогика, и являются педагогическими работниками КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат». Руководителем территориальной ПМПК является Управление образование Шербакульского муниципального района. Председатель комиссии специалист Управления образования Шербакульского муниципального района.
Организация работы территориального ПМПК:
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно.
Важно представлять основные диагностические задачи каждого из специалистов ПМПК, проводящих данное обследование.
- Диагностические задачи психолога: Оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в ситуации, развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка. Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности, оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом. Типологизация варианта отклоняющегося развития.
- Диагностические задачи логопеда: Оценка коммуникативной и просодической стороны речи и ее лексико-грамматической стороны, особенности понимания обращенной речи. Эта оценка возможна не только при непосредственном контакте логопеда с ребенком, но и при наблюдении взаимодействия другого специалиста с ребенком. Оценка звукопроизносительной стороны речи, удержания слоговой структуры, особенности фонетико-фонематического восприятия, возможности словообразования, признаков дизартрических нарушений и т.п.
- Диагностические задачи дефектолога: Необходимо оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программных материалом ДОУ, СОШ, СКОШ (для детей школьного возраста), оценить уровень обучаемости ребенка, возможности переноса сформированного навыков на аналогичный материал и т.п.
В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.
Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
Хочется сказать что, наш район в сравнении с другими районами Омской области находится в выигрыше т.к. на месте имеются все специалисты необходимые для функционирования территориальной ПМПК. Уже 30 апреля 2016 года было проведено первое заседание территориальной ПМПК в ходе которого было обследовано 8 детей. Основная причина снижение школьной успеваемости. В результате заседания и исходя из вверенных нам полномочий мы можем выносить два вида заключений:1) рекомендация на областную ПМПК для более глубокой диагностики (в тяжелых случаях); 2) заключение рекомендательного характера непосредственно для образовательной организации (включение в образовательный процесс коррекционных занятий и т.д.). По результатам заседания мы выдали 3 заключения с рекомендацией родителям обратиться в областную ПМПК для углубленного обследования и определения образовательного маршрута. 5 заключений были рекомендательного характера для образовательной организации, и с рекомендацией на динамическое обследование через пол года для родителей (данные дети были возвращены в класс). Очень приятно, что после консультаций родители воспользовались нашими рекомендациями и обратились в областную ПМПК для более глубокой диагностики. Исходя из запроса общеобразовательных школ на обследование некоторых детей, можно уверенно сказать что наша работа является востребованной, следующее заседание будет проводиться в конце июня. На данный момент мы тесно сотрудничаем с общеобразовательными учреждениями, в перспективе хотелось бы наладить связь и с дошкольными учреждениями, т к. при ранней диагностике коррекция наиболее эффективна.
Таким образом, территориальная ПМПК и консилиум образовательного учреждения, включенного в инклюзивную практику имеют широкий круг задач и полномочий по отношению к детям с ОВЗ и детям с нарушение поведения и их семьям и могут служить эффективным инструментом развития инклюзивных процессов в образовании района.
КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Выступление на международной конференции инклюзивного образования.
«Формирование представлений о временах года через зрительное и тактильное восприятие»
Подготовила: педагог-психолог,
первой квалификационной категории
А.А. Пуссь,
дефектолог: Радько В.Г.
Июнь, 2016
В нашей школе на протяжении 5 лет функционируют две дошкольные группы кратковременного пребывания. Основной диагноз воспитанников данных групп ОНР, так как для детей с РАС ОНР является сопутствующим диагнозом в нашу группу было включено два ребенка с диагнозом аутизм. Опыт работы с детьми с РАС появился в первые в 2012 году. Поскольку как в психологической, так и в педагогической литературе опыт работы представлен недостаточно, то свою работу с такими детьми мы строили методом проб и ошибок. Путем постоянного прохождения курсов повышения квалификации и при ИРООО, при Пед.Университете, прошли курсы по ранней помощи, которые проводила Ю.А. Розенкова. Таким образом накапливался наш опыт работы с аутистами. У большинства из этих детей как отмечают психологи наблюдается нарушение представления об окружающем мире.
Восприятие –
Ведущим является: зрительное и тактильное.
Восприятие лежит в основе формирования представлений.
Представление –
Основное зрительное и тактильное, т.к. мы работаем с деть дошкольного возраста.
Так как для детей с РАС важно соблюдение ритуалов, то у каждого есть свое подписанное рабочее место, как в группе так и в кабинете психолога и дефектолога, за которым он работает в течении года.
Остановимся более подробнее на том, как мы формируем представления об окружающей действительности.
Каждое действие педагог обязательно оречевляет и старается, чтобы ребенок тоже проговаривал свои действия.
Занятие состоит из:
- предъявления материала (картинки)
- рассматривание в целом с указанием цвета, формы
- рассматривание элемента на картинке (цвет форма)
- рассматривание живой ветви, состоит из стебля, листочка
- образец
- модель ветви (вылепливаем из пластилина)
На протяжении всего занятия обязательно оречевляем.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области казенное образовательное учреждение Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат »
__________________________________________________________________________________
Согласованно: Утверждаю:
Протокол заседания ШМО Приказ
№____от___________ 20___г. №______от_____ 20____г.
С.М. Сазонов ___________
Рабочая программа курса
«Этика и психология семейной жизни»
10 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Пуссь Алена Анатольевна
педагог-психолог,
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью;
- примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
- примерные программы по учебным предметам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
- Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:
создание условий для:
- формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
- выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
- коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
- применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи.
Задачи курса:
- Формировать представления:
- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
- об основах семейного законодательства;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира
- Общая характеристика учебного курса
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.
Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.
- Описание места учебного курса в учебном плане
Год обучения | Кол - во часов в неделю | Кол - во учебных недель | Всего часов за учебный год |
10 класс | 1 | 35 | 35 |
35 часов за курс |
- Планируемые результаты изучения учебного курса «Этика и психология семейной жизни»
Личностные
- овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека
- понимать значение семьи в жизни человека;
- понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях, любви и уважении, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
- знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи.
Регулятивные
- сотрудничество с учителем;
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с социальной позиций;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- умение самостоятельно выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации;
- использование схем, моделей, символов;
- строить рассуждения в форме устных и письменных высказываний;
Коммуникативные
- умение слушать, понимать, учитывать мнение другого;
- формулировать собственное мнение;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения;
Предметные
Минимальный | Достаточный |
Знать: понятие семья, Цели брака, Традиции русской православной семьи | Знать: понятие семья, Цели брака, Традиции русской православной семьи Устои, обряды, народности, семьи |
- Содержание учебного курса
Введение
Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.
Количество часов для изучения 1 час
Раздел первый
Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.
1. Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.
Количество часов для изучения 3 часа
2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.
Народные традиции русской православной семьи.
Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.
Количество часов для изучения 3 часа
Раздел второй
Личность и семья
1. Психология личности.
Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.
Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.
Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.
Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.
Количество часов для изучения 3 часа
2. Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.
Количество часов для изучения 2 часа
Раздел третий
Особенности межличностных отношений юношества
1. Психология межличностных отношений.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
Количество часов для изучения 2 часа
2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность
Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.
Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
Количество часов для изучения 3 часа
3. Культура воздержания.
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.
Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.
Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.
Количество часов для изучения 2 часа
4. О товариществе и дружбе.
Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
Количество часов для изучения 2 часа
5. Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.
Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.
Количество часов для изучения 2 часа
Раздел четвертый
Брак и семья
1. Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
Количество часов для изучения 2 часа
2. Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
Количество часов для изучения 3 часа
3. Семья и ее функции.
Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
Количество часов для изучения 3 часа
4. Особенности молодой семьи.
Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.
Количество часов для изучения 2 часа
5. Этапы развития семьи.
Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.
Количество часов для изучения 1 час
6. Итоговое занятие. Защита проектов «Моя семья».
Количество часов для изучения 1 час
Методы и формы обучения
Методы по источнику знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)
Формы учебных занятий: предметные уроки
- Количество часов:
- по программе 35 (1 час в неделю)
- по учебному плану 35 (1 час в неделю)
- по рабочей программе 35 (1 час в неделю)
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:
Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование
Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Этика и психология семейной жизни»
№ п/п | Раздел Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Форма учебного занятия, урока | Тип учебного занятия, урока | Виды учебной деятельности обучающихся на уроке |
1 | Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни» | Вводный урок | Ознакомление с основами курса 1 час | Слушают | ||
I | Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества | |||||
1 | Семья в различных культурах | Урок | Комбинированный урок 2 часа | Просмотр и обсуждение презентации | ||
2 | Нравственные нормы брака в христианской культуре | Урок | Комбинированный урок 1 час | Работа с понятиями : нравственность, нормы брака. Составляют конспект | ||
II | Личность и семья | |||||
1 | Психология личности | Урок | Комбинированный урок 3 часа | Участвуют в обсуждении. Работа с понятиями: личность - тело, душа, дух | ||
2 | Роль семьи в воспитании личности | Урок | Комбинированный урок 2 часа | Работают в группе | ||
III | Особенности межличностных отношений юношества | |||||
1 | Психология межличностных отношений | Урок | Комбинированный урок 2 часа | Участвуют в обсуждении. Работа с понятиями | ||
2 | Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек | Урок | Комбинированный урок 3 часа | Участвуют в обсуждении. Составляют конспект | ||
3 | Культура воздержания | Урок | Комбинированный урок 2 часа | Работа в группах с интернет источником, составление конспекта | ||
4 | О товариществе и дружбе | Урок | Комбинированный урок 2 часа | Просмотр и обсуждение презентации | ||
5 | Любовь как высшее человеческое чувство | Урок | Комбинированный урок 2 часа | Просмотр и обсуждение презентации | ||
IV | Брак и семья | |||||
1 | Что такое готовность к браку | Урок | Урок усвоения новых знаний 2 часа | Работа в группах, составление конспекта | ||
2 | Здоровье супругов и будущего потомства | Урок | Комбинированный урок 3 часа | Просмотр и обсуждение презентации | ||
3 | Семья и ее функции | Урок | Урок усвоения новых знаний 4 часа | Участвуют в обсуждении. Работа с понятиями: функции семьи | ||
4 | Особенности молодой семьи | Урок | Комбинированный урок 2 часа | Работают в группе, составляют конспект | ||
5 | Этапы развития семьи | Урок | Комбинированный урок 3 часа | Просмотр и обсуждение презентации , составление конспекта | ||
6 | Итоговое занятие | Итоговый урок | Урок контроля 1час | Защита проекта | ||
Итого: | 35 часов |
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю по учебному плану школы | Учебная программа | Методические пособия для учителя | Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников |
Этика и психология семейной жизни | 1 час | Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61 | Интернет ресурсы | Тесты по итогам прохождения тем«Создание семьи», «Взаимоотношения в молодой семье». |