Для вас родители
• Создайте ситуацию стабильности, доброжелательности.
• Чаще смотрите на своего ребёнка «добрыми глазами», обнимайте его, чаще общайтесь доверительно по душам.
• Будьте внимательны к ребёнку, его увлечениям, идеям, слушайте с интересом, участвуйте в диалоге, уважайте его мнение.
• Относитесь к страхам ребенка с пониманием.
• Постарайтесь удалить из окружения ребенка истеричных людей.
• Не рассказывайте ребенку страшные истории. Не позволяйте смотреть страшные кинофильмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Если Ваш ребенок тревожен и испытывает страхи:
• Создайте ситуацию стабильности, доброжелательности.
• Чаще смотрите на своего ребёнка «добрыми глазами», обнимайте его, чаще общайтесь доверительно по душам.
• Будьте внимательны к ребёнку, его увлечениям, идеям, слушайте с интересом, участвуйте в диалоге, уважайте его мнение.
• Относитесь к страхам ребенка с пониманием.
• Постарайтесь удалить из окружения ребенка истеричных людей.
• Не рассказывайте ребенку страшные истории. Не позволяйте смотреть страшные кинофильмы.
РЕБЕНОК БОИТСЯ
∙ Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.
∙ Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».
∙ Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.
∙ Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.
∙ Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом.
∙ Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.
∙ Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.
∙ Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».
∙ Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.
∙ Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. ∙ Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.
∙ Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.
∙ Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.
∙ Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.
∙ Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.
∙ Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.
∙ Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.
∙ Можно предложить ребенку какой-нибудь приз за совершение смелого поступка, например, прохода по темной комнате, пересечение двора и т. д.