Программа "Уроки общения"

Базга Ольга Михайловна

    Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Уроки общения"96.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

     Программа «Уроки общения» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ.        

   Программа составлена на основе программ «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаевой и методического пособия «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе».   Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования (из ФГОС НОО).

Актуальность и практическая значимость

  Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

    Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Новизна программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному формированию коммуникативных действий, необходимых для установления межличностных отношений, умения выстраивать желаемые взаимоотношения, избегать конфликтных ситуаций, научиться понимать себя и других людей.

Преемственность программы

Реализация задачи воспитания любознательного, самостоятельного, творческого, инициативного,  активно познающего мир младшего школьника, будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом поможет  курс  «роки общения», который поможет учащимся научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями, родителями, найти свое место в школьной жизни.

Цель программы:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  школьной жизни.

Задачи программы:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.
  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

Отличительные особенности программы

Программа «Уроки общения» предусматривает включение задач и заданий  неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника, дети на этих занятиях сами оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Возраст детей  участвующих в программе 9 лет (3 класс). Число обучающихся – 10 человек.

Формы занятий: основными формами реализации данной программы являются подвижные  игры; развивающие- тренировочные упражнения, психотехнические и психогимнастические упражнения;  беседы, арт- терапия, работа в парах, в группах; ритуалы знакомства, прощания.

Место в учебном плане

Занятия по программе «Уроки общения» проводятся во внеурочной деятельности 1 раз в неделю  с группой учащихся 3 классов, проявляющих признаки школьной дезадаптации.

Программа рассчитана на 18 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Ценностными ориентирами содержания курса является то что, применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Формы контроля:

  • Наблюдение
  • Диагностика

Диагностические средства

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.
Контроль осуществляется с применением всех диагностических материалов, использованных ранее. Результаты фиксируются и сравниваются.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

 Что такое общение. Язык общения

1

0,5

0,5

2.

Способы человеческого общения

1

0,5

0,5

3.

Качества, важные для общения

1

0,5

0,5

4.

Почему люди ссорятся?

1

0,5

0,5

5.

Моя обида

1

0,5

0,5

6.

Мое настроение

1

0,5

0,5

7.

Мои эмоции

1

0,5

0,5

8.

Мы умеем выражать свои эмоции

1

0,5

0,5

9.

Мой характер

1

0,5

0,5

10.

Что мы знаем о дружбе

1

0,5

0,5

11.

Комплимент

1

0,5

0,5

12

Давайте говорить друг другу комплименты!

1

13.

Мой успех

1

0,5

0,5

14.

Нужна ли агрессия?

1

0,5

0,5

15.

Радость

1

0,5

0,5

16.

Мои страхи

1

0,5

0,5

17.

Принятие себя и других

1

0,5

0,5

18.

Подведение итогов

1

0,5

0,5

Итого:

18

9

9

Содержание курса «Уроки общения»

Что такое общение. Язык общения (1 ч)

Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации

мотивировать на взаимопонимание и сотрудничество.

Способы человеческого общения (1 ч)

Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами.

Качества, важные для общения (1 ч)

Дать учащимся определение понятия «вежливость». Познакомить со способами обращения к знакомым и незнакомым людям.

Почему люди ссорятся? (1 ч)

Познакомить учащихся с понятием «ссора». Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Моя обида (1 ч)

Объяснить учащимся понятие «обида». Выявить способы борьбы с обидой.

Мое настроение (1 ч)

Раскрыть понятие «настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей.

Мои эмоции (1 ч)

Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций; показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций.

Мы умеем выражать свои эмоции (1 ч)

Содействовать осознанию динамики своих эмоций и роли других людей в этом процессе; помочь осознать актуальные эмоции; развивать чувствительность к восприятию эмоций других людей, умение выражать свои эмоции.

Мой характер (1 ч)

Объяснить учащимся понятие «характер». Развивать умение определять черты человеческого характера.

Что мы знаем о дружбе (1 ч)

Объяснить учащимся понятие «дружба». Проанализировать психологические составляющие человеческой дружбы. Провести рефлексию собственных качеств, необходимых для дружбы.

Комплимент (1 ч)

Познакомить с понятием «комплимент». Научить видеть положительные качества у других людей, и говорить комплименты.

Давайте говорить друг другу комплименты! (1 ч)

Развивать навыки оказания психологической поддержки; помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоинства, способности, достижения; способствовать получению опыта самопринятия и принятия других.

Мой успех (1 ч)

Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Развить уверенность в себе. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.
Нужна ли агрессия? (1 ч)

Дать учащимся представление об агрессивном поведении. Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

Радость (1 ч)

Познакомить учащихся с эмоцией «Радость». Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.

Мои страхи (1 ч)

Осознание личностного смысла понятия «страх».

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Принятие себя и других (1 ч)

Показать значимость собственного «Я».
Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.

Подведение итогов (1 ч)

Вербализация личных целей участия в группе. Диагностика «Умеете ли вы общаться»

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:

Личностные результаты:

  • Развивать  творческие способности детей;
  • Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
  • Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

      Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры,психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.

Структура занятий:

    Занятие включает в себя следующие компоненты:

- введение в тему занятий, разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

- основная часть направлена на: введение нового содержания, актуализацию предыдущего материала-  повторение - углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

 - подведение итогов: рефлексия результатов занятия.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Кадровое: педагог- психолог (I квалификационная категория)

Материально- техническое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагает наличие специального учебного     кабинета. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, игр, диагностик.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка, простой карандаш, цветные карандаши, тетради, доска.

Литература:

Для учащихся:

1. Аржакаева Т.А., Вачкрв И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука.Программа развивающих занятий в 3-м классе.  –М.: Генезис, 2-13.-144 с.

2. Баженова О.В. Тренинг эмоционального-волевого развития (для дошкольников и младших школьников), Санкт- Петербург: Речь 2010

3. Карандашев В.Н. А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. – Волгоград: Учитель, 2013

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - популярное пособие для педагогов и родителей , Ярославль «Академия развития», 1997

Для  педагога- психолога:

1. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе». – М.: ТЦ «Сфера» 2001.

2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» - С-Петербург «Сфера», 2006

3.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис 2001