Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС НОО

Терененкова Людмила Васильевна

В статье можно познакомиться с деятельностью педагога-психолога в рамках внедрения ФГОС НОО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС НОО» Подготовила: Терененкова Людмила Васильевна, с оциальный педагог МБОУ Засижьевской СШ

Слайд 2

«…ВСЯКИЙ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТРОИТЬ СВОЮ РАБОТУ НА ПСИХОЛОГИИ» Г. Мюнстенберг

Слайд 3

ФГОС НОО Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация РАЗВИВАЮЩЕГО потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ составляющей ядра образования . Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование ПСИХОЛОГО-педагогическое .

Слайд 4

ФГОС НОО С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как ПОЛНОЦЕННОГО участника образовательного процесса, становится ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, КОНКРЕТНОЙ И ИЗМЕРИМОЙ .

Слайд 5

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ - учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся - формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья - вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение) - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов и родителей

Слайд 6

Основные направления деятельности СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Диагностическое направление – выявление особенностей развития ребенка Консультативно-просветительское направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей Коррекционно-развивающее и профилактическое направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

Слайд 7

Диагностическая работа включает Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи Раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка Анализ успешности коррекционно-развивающей работы

Слайд 8

Консультативно-просветительская работа включает Индивидуальные консультации педагогов по сопровождению в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в обучении и общении Индивидуальные консультации родителей, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с рекомендациями для их развития. Индивидуальные консультации учащихся по проблемам адаптации Различные формы просветительской деятельности с темами выступлений (лекции, беседы, информационные стенды) для родителей и педагогов

Слайд 9

Коррекционно – развивающее и профилактическое направление Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности Овладение навыками адаптации учащихся к социуму Коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка Развитие творческого потенциала учащихся

Слайд 10

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА I ЭТАП (1 КЛАСС) - АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ II ЭТАП (1, 2 КЛАССЫ) - ТРУДНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ III ЭТАП (3 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ IV ЭТАП (4 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 11

I ЭТАП « 1 класс – первичная адаптация детей к школе» УУД Инструментарий 1 класс Личностные УУД Самооценка Мотивация учения - Методика « Лесенка» Щур В.Г. - «Оценка школьной мотивации» Н. Лусканова - Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой , А.Л.Венгера , Д.Б. Эльконина Регулятивные УУД Саморегуляция - Методика «Бусы» Венгер - «Графический диктант» А.Г. Асмолов - «Рисование по точкам» А.Г . Асмолов Познавательные УУД - «Чтение схем слов» Нечаева Н.В. - Тест «Найди несколько различий ?» А.Г . Асмолов Коммуникативные УУД - Методика « Рукавички» Г.А . Цукерман - Метод наблюдения

Слайд 12

II ЭТАП « 1,2 классы – трудности в школьной адаптации» Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД (программа Хухлаевой О.В.: «Тропинка к своему Я») Просвещение родителей и педагогов (по теме: «Психологические причины неуспеваемости младших школьников и пути их преодоления»)

Слайд 13

III и IV ЭТАПЫ « 3,4 класс – диагностика мотивации обучения и уровня обученности» УУД Инструментарий 3,4 классы 3 класс – промежуточная диагностика по запросу 4 класс – итоговая диагностика Личностные УУД Самооценка Мотивация учения - «Оценка школьной мотивации» Н . Лускановой - Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М . Прихожан) - «Незаконченные предложения» А.Г . Асмолов Познавательные УУД Развитие словесно-логического мышления - «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Э.Ф.Замбацявичене - «Логические закономерности» А.Г . Асмолов - Методика «Выделение существенных признаков» А.Г . Асмолов Регулятивные УУД Саморегуляция - Методика «Дорога к дому» А.Г. Асмолов Коммуникативные УУД - Метод наблюдения - «Социометрия»

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС НОО»

                                             Доклад подготовила

Терененкова Л.В.

г. Ярцево
2016 год


Сегодня я постараюсь раскрыть деятельность педагога – психолога в рамках сопровождения Федеральных Государственных Стандартов НОО и свое выступлении хотелось бы начать со слов немецкого психолога Гуго Мюнстерберга «…ВСЯКИЙ  УЧИТЕЛЬ  ДОЛЖЕН  СТРОИТЬ  СВОЮ  РАБОТУ  НА   ПСИХОЛОГИИ»

  • Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация РАЗВИВАЮЩЕГО потенциала образования.
  • Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ составляющей ядра образования.  
  • Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование ПСИХОЛОГО-педагогическое.
  • С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как ПОЛНОЦЕННОГО участника образовательного процесса, становится ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, КОНКРЕТНОЙ И ИЗМЕРИМОЙ .

Какая же роль педагога – психолога

в условиях внедрения ФГОС?

  • учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа, просвещение)
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов и родителей

Основные направления деятельности

педагога - психолога

  • Диагностическое направление – выявление особенностей психического развития ребенка 
  • Консультативно-просветительское направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей
  • Коррекционно-развивающее и профилактическое направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся
  • Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

Диагностическая работа включает

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи
  • Раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации
  • Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся
  • Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка
  • Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Консультативно – просветительская

 работа включает

  • Индивидуальные консультации педагогов по сопровождению в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в обучении и общении
  • Индивидуальные консультации родителей, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с рекомендациями для их развития.
  • Индивидуальные консультации учащихся по проблемам адаптации
  • Различные формы  просветительской деятельности с темами выступлений (лекции, беседы, информационные стенды) для родителей и педагогов

Коррекционно – развивающее и

профилактическое направление

  • Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
  • Овладение навыками адаптации учащихся к социуму
  • Коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка
  • Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Этапы деятельности педагога – психолога

  • I ЭТАП (1 КЛАСС) -  АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • II ЭТАП (1, 2 КЛАССЫ) -  ТРУДНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
  • III ЭТАП (3 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • IV ЭТАП (4 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу, в ходе чего  определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) - первичная адаптация детей к школе.

Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по ноябрь) предполагается:

  1. Проведение психологической диагностики УУД в рамках изучения адаптации первоклассников.

К каждому виду УУД были составлены диагностические пакеты, в которых представлен достаточно широкий набор диагностического инструментария, которыми можете воспользоваться и вы, учителя начальных классов.

УУД

Инструментарий

1 класс

Стартовая диагностика (1, 2 этапы)

Личностные УУД

Самооценка

Мотивация учения

- Методика «Лесенка»

Щур В.Г.

- «Оценка школьной мотивации» Н. Лусканова

- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера,

Д.Б. Эльконина

Регулятивные УУД

Саморегуляция

- Методика «Бусы» Венгер

- «Графический диктант» А.Г. Асмолов

- «Рисование по точкам»

А.Г. Асмолов

Познавательные УУД

- «Чтение схем слов» Нечаева Н.В.

- Тест "Найди несколько различий?"

А.Г. Асмолов

Коммуникативные УУД

- Методика «Рукавички»

Г.А. Цукерман

- Метод наблюдения

 2. Проведение индивидуальных консультаций с родителями (чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности УУД и испытывают трудности в адаптации к школе) и просветительской работы с родителями первоклассников (родительские собрания, как способ повышения психологической культуры родителей по теме: «Проблемы адаптации и психологические особенности младших школьников»).

3. Проведение индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу (по теме: «Возрастные особенности младших школьников»).

II этап (1-2 классы) - психолого-педагогическая работа

со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:

  1. Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД (по теме: «Тропинка к своему Я» Хухлаевой).
  2.  Просвещение родителей и педагогов (по темам: «Психологические причины неуспеваемости младших школьников», «Пути преодоления неуспеваемости школьника»).

Ш этап (3, 4 класс) – 3 класс (промежуточная диагностика УУД

и корректировка дальнейшей работы, по запросу педагогов),

4 класс (итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе).

Работа в этом направлении осуществляется в 4 четверти 4 класса и предполагает следующее:

  1. Итоговая психологическая диагностика.

УУД

Инструментарий

3,4 классы

3 класс – промежуточная диагностика по запросу

4 класс – итоговая диагностика

Личностные УУД

Самооценка

Мотивация учения

- «Оценка школьной мотивации»

Н. Лускановой

- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация

А.М. Прихожан)

- «Незаконченные предложения»

 А.Г. Асмолов

Познавательные УУД

Развитие словесно-логического мышления

- «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Э.Ф.Замбацявичене

- «Логические закономерности»

А.Г. Асмолов

- Методика «Выделение существенных признаков»

А.Г. Асмолов

Регулятивные УУД

Саморегуляция

- Методика «Дорога к дому» А.Г. Асмолов

Коммуникативные УУД

- Метод наблюдения

- «Социометрия»

  1. Организация групповой развивающей работы со школьниками, направленная на профилактику возможных трудностей в 5 классе (по теме: «Скоро в пятый класс»).   
  2.  Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей (по теме: «Ваш ребенок будущий пятиклассник», «Школьная тревожность и ее преодоление») и педагогов (по теме «Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»).

 

На сегодня возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, коррекционно – развивающие занятия и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Список литературы

  1. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях / Л.М. Митиной - М., 2010.
  2. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / В.В.Рубцова - М., 2010.
  3. Справочник психолога начальной школы / Истратова О.Н. -  Ростов на/Д, 2011.
  4. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия / М., 2010
  5. Уроки психологии в школе. «Тропинка к своему Я» (1-4) / Хухлаева О.В. -  М., 2008
  6. Школьная психологическая служба / Хухлаева О.В. -  М., 2008