Программа по профориентации "Моя профессиональная карьера", 9 класс

Смирнова Людмила Дмитриевна

Данная рабочая программа по элективному курсу «Моя профессиональная карьера» составлена на основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г., «Технология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений», авторы  Богатырев А.Н.Самородский П.С.Хохлова М.В., под ред. Симоненко В.Д., «Вентана-Граф, 2015. 

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № ____

 Санкт-Петербурга

 

Рабочая программа

по элективному курсу

«Моя професииональная карьера»

9  класс

(34 часа)

на 2016 – 2017 учебный год

                                                                                                             Учитель: Ляхович Л.Д.,

                                                                                                             педагог-психолог

                                           

                                                                                       

Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по элективному курсу «Моя профессиональная карьера» составлена на основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г., «Технология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений», авторы  Богатырев А.Н.Самородский П.С.Хохлова М.В., под ред. Симоненко В.Д., «Вентана-Граф, 2015.  

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Концепция рабочей программы укладывается в рамки Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (учреждена приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г.).

Концепция профильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем: - формировать у учащихся положительное отношение к труду; - научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности; - обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; - выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. Программа адресована учащимся 9 классов.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы. 

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Изучение курса «Моя профессиональная карьера» призвано сформировать у всех учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

- Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

Образовательные  задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития с. Равильное, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие,  желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивающие задачи.

  1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
  4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, составление и решение кроссвордов, встреча с представителями отдельных профессий.

Преобладающие формы текущего контроля: устный опрос, беседа, работа в паре, работа в группах, практическая работа.

Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивание знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

Место курса в учебном плане.

Курс «Твой Выбор» организуется в соответствии с требованиями Стандарта по социально-психологическому направлению развития личности в рамках общественно-научной образовательной области. Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Учебно-методический комплекс курса

Для учителя

Для обучающихся

1.

Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г.,

1.

Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г.,

2.

Технология. Учебник для 9-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2015.

2.

Технология. Учебник для 9-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2015.

3.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2014.

3.

4.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

4.

5.

Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.

5.

6.

Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации.-СПб, «Речь» 2007г.

Электронные образовательные ресурсы

1.

«Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный.   Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html

2.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41. Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html

3.

Комитет по труду и занятости населения СПб http://www.rspb.ru/   

4.

htt"Правовая Азбука" молодежи в вопросах и ответах  p://www.garant.ru/student/law_abc.htm 

5.

htt Официальный сайт фильмотеки АППО СПб p://www.gorfilm.3dn.ru/

6.

Молодежная биржа труда СПб http://spbmbt.ru/

7.

Электронная многопрофильная биржа труда для молодежи СПб http://www.embit.ru/   

8.

Образование в Петербурге http://www.obrazovan.ru/ 

Характеристика 9 «а» класса.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  ……  класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 25 учеников, из которых мальчиков – 8, девочек – 17.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей. Они дисциплинированы, ответственно относятся к выполнению учебных, особенно домашних заданий. Но, в классе есть учащиеся, к которым нужно применять индивидуальный подход, т.к. они отличаются крайне медленным темпом деятельности, несколько отстают в темпе понимания информации, что может сказываться на работе группы. Такие ребята стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются, но их ответы выслушиваются с доброжелательностью. Между обучающимися достаточно ровные, бесконфликтные  отношения. Для занятий класс разделен на 2 равноценные группы.

Особенность класса:

Класс состоит, в основном,  из учащихся, учившихся в 8 классе, поэтому ребята хорошо знают особенности друг друга. Есть двое «новеньких» и один ученик после 9 класса, не сдавший экзамен,  поэтому есть необходимость упражнений на «включение» этих ребят в группу. Почти все  учащиеся испытывают чувство тревожности перед предстоящими экзаменами, т.к. недостаточно успешны в освоении школьной программы и имеют пробелы в знаниях. В рамках программы «Моя профессиональная карьера» упор в этом классе необходимо делать на работу, связанную  с планированием дальнейшего образовательного маршрута особенно у тех детей, кто решит  уйти из школы после 9 класса. Так же необходимо обратить внимание на ребят, которые успешны в учебе, но еще не определились с профессиональным планом. Еще одной важной задачей в 9  классе является работа, которая нацелена на повышение уверенности ребят в собственных силах  и работа с повышенной тревожностью, которую испытывают школьники перед экзаменами. В связи с этим, на занятиях предусмотрены  упражнения на уверенное поведение в стрессовой ситуации, на работу с физиологическими проявлениями стресса  и релаксирующие техники, которые помогут школьникам при сдаче экзаменов.

Содержание курса

I Информационный раздел – 17ч асов (теория -10часов, практика – 7 часов)

  1. Вводное  занятие-1ч

Цели и задачи курса. Проблемы выбора профессии. Изменения, происходящие в обществе и их влияние на выбор  профессии. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Анкетирование.

  1. История возникновения профессий. Классификация.-1ч

Образование и профессия.

История возникновения «профессий». Представление о труде. Разнообразие профессий. Группы, типы, классы. Современные профессии. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Практическое задание: составление словаря профессий.

  1. Анализ профессий.-2ч

Основные признаки профессиональной деятельности. Средство и цель. Предмет труда. Цели труда. Условия труда. Ответственность в профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Профессиограмма как информационный источник для ознакомления с профессией. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».

  1. Проблемы и «секреты» выбора профессии. -4ч

Путь к самоопределению. Образ «Я» и профессия («хочу» - «мочу» - «надо»).

«хочу» - склонности, желания, интересы, личности;

«могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы);

«надо» - потребность рынка труда в кадрах, жизненные ситуации.

Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия: профессия, специальность, должность. Личный профессиональный план.

Диагностические процедуры: методика «Кто я?», «Самооценка личности».

- карта интересов, ОПГ (опросник профессиональной готовности).

Развивающие процедуры: методика самооценки (соотношение «идеального» и «реального» Я);

актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

  1. Особенности и свойства личности. -9ч

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как о науке  изучающей внутренний мир человека.

        Общее представление о нервной системе и ее свойствах (уравновешенность, подвижность, сила).

        Влияние особенностей нервной системы на профессиональную деятельность. Общее представление о темпераменте, характеристика, типы темперамента. Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

        Эмоционально-волевые качества личности. Эмоции, чувства и их функции в профессиональной деятельности. Формы эмоциональных переживаний – настроение, стрессовые ситуации, фрустация. Воля. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

        Диагностические процедуры: тест «Знаете ли вы себя?», опросник «Какая у меня воля?», методики «Исследование волевой организации личности», «Определение психологической гибкости», «Диагностика темпераментных характеристик», опросник Айзенка, проба Ланчиса.

Развивающие процедуры: ролевая игра: «Проявление темперамента в конкретных профессиональных ситуациях», самонаблюдение за динамикой настроения, воспитанием воли.

Планируемые предметные результаты по разделу:

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

II Профильное обучение – 18 часов(теория -9 часов, практика – 9 часов)

  1. Возможности  человека в профессиональном определении. – 7ч

Человек среди людей. Общение как способ обмена информацией. Интеллектуальные способности. Память. Мышление и воображение. Зрительное внимание. Человеческие ресурсы. Виды памяти и их роль в профессиональной деятельности. Стремление к самосовершенствованию.

Диагностические процедуры: тесты «зрительное внимание», «способность к запоминанию», «компьютерная осведомленность», «определение интересов и наклонностей (ДДО)».

Развивающие процедуры: ознакомление с простейшими приемами, развивающими зрительное внимание, запоминание, теппинг-тест  на координацию движений; «зрительные и геометрические иллюзии»; «отыскание чисел», «язык мимики и жестов».

  1. Здоровье и выбор профессии. Профпригодность. -1ч

Влияние здоровья на выбор профессии и развитие карьеры. Учет состояния  здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Работоспособность. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Ответственность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Профпригодность.

Практическая работа: Работа с нормативными документами по охране труда, работа с «анкетой здоровья».

Развивающие процедуры: привести примеры редких профессий (необычных), связанных с риском для жизни.

  1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 2ч

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Развитие предпринимательства.

        Основные принципы формирования рынка труда. Занятость населения. Безработица. Воспитание человека труда нового типа. Воспитание новых специальностей. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования.

        Развивающие процедуры: Игровая дискуссия: «Кто нужен нашему городу, моему району?», «Какие я знаю предприятия, фирмы, в своем районе?»

Моя профессиональная карьера.

9.   Моя профессиональная карьера.-4ч

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Профессиональный выбор с учетом личностных возможностей. Профессиональные намерения. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Индивидуальный профессиональный план.

Практическая работа:

  • анализ личного профессионального плана;
  • оформление дневника профессиональной карьеры;
  • опросник «Образ будущего».

Развивающие процедуры: деловые игры:

  • «профконсультация»,
  • «биржа труда».

      10.   Пути получения профессии. -1ч

      Система профессионально-технического образования на базе 9-х классов. Типы профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Условия приема, обучения и трудоустройства. Дальнейшие перспективы. Перспективы профессионального становления в условиях региона. Карта района.

Практическая работа: Письменная работа «Я и моя будущая профессия», «Мой путь в профессию». Посещение «Ярмарки» профессий.

     11.   Экскурсия. -2ч

Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями на предприятия, в лицей, колледж.

Экскурсия предусматривает ознакомление с содержанием и характером труда рабочих на предприятии.

Ознакомление с факультетами профилирующих учебных  заведений, системой вступительных экзаменов, организацией обучения на подготовительных курсах, с правами и обязанностями молодежи (абитуриентов), системой социальной защиты.

12.  Итоговое занятие. -1ч

Подведение итогов. Анализ и обсуждение. Анкетирование учащихся. Рекомендации по выбору профессии.

Планируемые предметные результаты по разделу:

Учащиеся должны знать:

  • Роль и значение  социальных проблем труда и современный рынок труда с его требованиями к профессионалу;
  • Основы экономических знаний. Социально – экономические условия современной России.
  • Об особенностях организации и функционирования рынка образовательных услуг.
  • Роль и значение  формирования личного профессионального плана;
  • Варианты профессиональной перспективы с учетом правильно оформленного резюме;
  • Специфику составления и работы с портфолио.

Учащиеся должны уметь:

  • Классифицировать профессии;
  • Разбираться в структуре экономических отношений в различных профессиональных областях;

Разбираться в системе профессионального обучения.анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • Прогнозировать свое профессиональное будущее;
  • Составлять и пользоваться резюме и портфолио;
  • Правильно позиционировать себя на первичном собеседовании при приеме на работу.

Результаты обучения по окончании курса

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Критерии и показатели усвоения материала.

1) Информационные  сформированность представления о мире профессий;  знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;  знание основных направлений производств города, особенностей технологий;  знание о возможностях получения специального профессионального образования.

2) Исследовательские  участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;  участие в проектах профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в городе; изучение путей овладения избранными профессиями

3) Практические  сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;  готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;  определение профессиональных планов и намерений учащихся;  развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;  знание функций и задач городского центра занятости.

Метапредметные результаты обучения

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;

-самостоятельная организация и выполнение различных работ;

-рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;

-согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;

-оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм;

-диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

-проявление познавательных интересов и активности в данном курсе;

-выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний;

-овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности;

-самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации;

-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

-планирование образовательной и профессиональной карьеры.

-приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-выявление потребностей профессии;

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях;

-документирование результатов исследований и опросов;

-оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;

Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
  2. презентации проектов учащихся;
  3. фоторепортажи учащихся;
  4. деловые игры;
  5. анкетирование.

Методами выявления результатов стали:

  • изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
  • анкетирование по вопросам
  • выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
  • определения личностной самооценки школьников,
  • чтению специальной литературы;
  • результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;
  • написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия» и др.;


Лист коррекции

(заполняется на конец учебного года при подведении итогов, текущая коррекция выполняется в тематическом планировании)

урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

план

факт

план

дано