Программа по профориентации "Моя профессиональная карьера", 9 класс
Данная рабочая программа по элективному курсу «Моя профессиональная карьера» составлена на основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г., «Технология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений», авторы Богатырев А.Н., Самородский П.С., Хохлова М.В., под ред. Симоненко В.Д., «Вентана-Граф, 2015.
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_professionalnaya_karera_-_9_klass_2016-2017.docx | 46.14 КБ |
2016-2017_9_klass_lyahovich_moya_professionalnaya_karera.xls | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № ____
Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по элективному курсу
«Моя професииональная карьера»
9 класс
(34 часа)
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель: Ляхович Л.Д.,
педагог-психолог
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по элективному курсу «Моя профессиональная карьера» составлена на основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г., «Технология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений», авторы Богатырев А.Н., Самородский П.С., Хохлова М.В., под ред. Симоненко В.Д., «Вентана-Граф, 2015.
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.
Концепция рабочей программы укладывается в рамки Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (учреждена приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г.).
Концепция профильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем: - формировать у учащихся положительное отношение к труду; - научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности; - обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; - выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. Программа адресована учащимся 9 классов.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.
Изучение курса «Моя профессиональная карьера» призвано сформировать у всех учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Цели курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
- Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
- Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
- Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные задачи.
- Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
- Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития с. Равильное, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.
Развивающие задачи.
- Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
- Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, составление и решение кроссвордов, встреча с представителями отдельных профессий.
Преобладающие формы текущего контроля: устный опрос, беседа, работа в паре, работа в группах, практическая работа.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивание знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Место курса в учебном плане.
Курс «Твой Выбор» организуется в соответствии с требованиями Стандарта по социально-психологическому направлению развития личности в рамках общественно-научной образовательной области. Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Учебно-методический комплекс курса | |||
Для учителя | Для обучающихся | ||
1. | Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г., | 1. | Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2015 г., |
2. | Технология. Учебник для 9-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2015. | 2. | Технология. Учебник для 9-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2015. |
3. | Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2014. | 3. | |
4. | Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005. | 4. | |
5. | Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324. | 5. | |
6. | Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации.-СПб, «Речь» 2007г. | ||
Электронные образовательные ресурсы | |||
1. | «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html | ||
2. | «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41. Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html | ||
3. | Комитет по труду и занятости населения СПб http://www.rspb.ru/ | ||
4. | htt"Правовая Азбука" молодежи в вопросах и ответах p://www.garant.ru/student/law_abc.htm | ||
5. | htt Официальный сайт фильмотеки АППО СПб p://www.gorfilm.3dn.ru/ | ||
6. | Молодежная биржа труда СПб http://spbmbt.ru/ | ||
7. | Электронная многопрофильная биржа труда для молодежи СПб http://www.embit.ru/ | ||
8. | Образование в Петербурге http://www.obrazovan.ru/ |
Характеристика 9 «а» класса.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся …… класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 25 учеников, из которых мальчиков – 8, девочек – 17.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей. Они дисциплинированы, ответственно относятся к выполнению учебных, особенно домашних заданий. Но, в классе есть учащиеся, к которым нужно применять индивидуальный подход, т.к. они отличаются крайне медленным темпом деятельности, несколько отстают в темпе понимания информации, что может сказываться на работе группы. Такие ребята стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются, но их ответы выслушиваются с доброжелательностью. Между обучающимися достаточно ровные, бесконфликтные отношения. Для занятий класс разделен на 2 равноценные группы.
Особенность класса:
Класс состоит, в основном, из учащихся, учившихся в 8 классе, поэтому ребята хорошо знают особенности друг друга. Есть двое «новеньких» и один ученик после 9 класса, не сдавший экзамен, поэтому есть необходимость упражнений на «включение» этих ребят в группу. Почти все учащиеся испытывают чувство тревожности перед предстоящими экзаменами, т.к. недостаточно успешны в освоении школьной программы и имеют пробелы в знаниях. В рамках программы «Моя профессиональная карьера» упор в этом классе необходимо делать на работу, связанную с планированием дальнейшего образовательного маршрута особенно у тех детей, кто решит уйти из школы после 9 класса. Так же необходимо обратить внимание на ребят, которые успешны в учебе, но еще не определились с профессиональным планом. Еще одной важной задачей в 9 классе является работа, которая нацелена на повышение уверенности ребят в собственных силах и работа с повышенной тревожностью, которую испытывают школьники перед экзаменами. В связи с этим, на занятиях предусмотрены упражнения на уверенное поведение в стрессовой ситуации, на работу с физиологическими проявлениями стресса и релаксирующие техники, которые помогут школьникам при сдаче экзаменов.
Содержание курса
I Информационный раздел – 17ч асов (теория -10часов, практика – 7 часов)
- Вводное занятие-1ч
Цели и задачи курса. Проблемы выбора профессии. Изменения, происходящие в обществе и их влияние на выбор профессии. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Анкетирование.
- История возникновения профессий. Классификация.-1ч
Образование и профессия.
История возникновения «профессий». Представление о труде. Разнообразие профессий. Группы, типы, классы. Современные профессии. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Практическое задание: составление словаря профессий.
- Анализ профессий.-2ч
Основные признаки профессиональной деятельности. Средство и цель. Предмет труда. Цели труда. Условия труда. Ответственность в профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Профессиограмма как информационный источник для ознакомления с профессией. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».
- Проблемы и «секреты» выбора профессии. -4ч
Путь к самоопределению. Образ «Я» и профессия («хочу» - «мочу» - «надо»).
«хочу» - склонности, желания, интересы, личности;
«могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы);
«надо» - потребность рынка труда в кадрах, жизненные ситуации.
Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия: профессия, специальность, должность. Личный профессиональный план.
Диагностические процедуры: методика «Кто я?», «Самооценка личности».
- карта интересов, ОПГ (опросник профессиональной готовности).
Развивающие процедуры: методика самооценки (соотношение «идеального» и «реального» Я);
актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
- Особенности и свойства личности. -9ч
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как о науке изучающей внутренний мир человека.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (уравновешенность, подвижность, сила).
Влияние особенностей нервной системы на профессиональную деятельность. Общее представление о темпераменте, характеристика, типы темперамента. Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности.
Эмоционально-волевые качества личности. Эмоции, чувства и их функции в профессиональной деятельности. Формы эмоциональных переживаний – настроение, стрессовые ситуации, фрустация. Воля. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
Диагностические процедуры: тест «Знаете ли вы себя?», опросник «Какая у меня воля?», методики «Исследование волевой организации личности», «Определение психологической гибкости», «Диагностика темпераментных характеристик», опросник Айзенка, проба Ланчиса.
Развивающие процедуры: ролевая игра: «Проявление темперамента в конкретных профессиональных ситуациях», самонаблюдение за динамикой настроения, воспитанием воли.
Планируемые предметные результаты по разделу:
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
II Профильное обучение – 18 часов(теория -9 часов, практика – 9 часов)
- Возможности человека в профессиональном определении. – 7ч
Человек среди людей. Общение как способ обмена информацией. Интеллектуальные способности. Память. Мышление и воображение. Зрительное внимание. Человеческие ресурсы. Виды памяти и их роль в профессиональной деятельности. Стремление к самосовершенствованию.
Диагностические процедуры: тесты «зрительное внимание», «способность к запоминанию», «компьютерная осведомленность», «определение интересов и наклонностей (ДДО)».
Развивающие процедуры: ознакомление с простейшими приемами, развивающими зрительное внимание, запоминание, теппинг-тест на координацию движений; «зрительные и геометрические иллюзии»; «отыскание чисел», «язык мимики и жестов».
- Здоровье и выбор профессии. Профпригодность. -1ч
Влияние здоровья на выбор профессии и развитие карьеры. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Работоспособность. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Ответственность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Профпригодность.
Практическая работа: Работа с нормативными документами по охране труда, работа с «анкетой здоровья».
Развивающие процедуры: привести примеры редких профессий (необычных), связанных с риском для жизни.
- Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 2ч
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Развитие предпринимательства.
Основные принципы формирования рынка труда. Занятость населения. Безработица. Воспитание человека труда нового типа. Воспитание новых специальностей. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования.
Развивающие процедуры: Игровая дискуссия: «Кто нужен нашему городу, моему району?», «Какие я знаю предприятия, фирмы, в своем районе?»
Моя профессиональная карьера.
9. Моя профессиональная карьера.-4ч
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Профессиональный выбор с учетом личностных возможностей. Профессиональные намерения. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Индивидуальный профессиональный план.
Практическая работа:
- анализ личного профессионального плана;
- оформление дневника профессиональной карьеры;
- опросник «Образ будущего».
Развивающие процедуры: деловые игры:
- «профконсультация»,
- «биржа труда».
10. Пути получения профессии. -1ч
Система профессионально-технического образования на базе 9-х классов. Типы профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Условия приема, обучения и трудоустройства. Дальнейшие перспективы. Перспективы профессионального становления в условиях региона. Карта района.
Практическая работа: Письменная работа «Я и моя будущая профессия», «Мой путь в профессию». Посещение «Ярмарки» профессий.
11. Экскурсия. -2ч
Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями на предприятия, в лицей, колледж.
Экскурсия предусматривает ознакомление с содержанием и характером труда рабочих на предприятии.
Ознакомление с факультетами профилирующих учебных заведений, системой вступительных экзаменов, организацией обучения на подготовительных курсах, с правами и обязанностями молодежи (абитуриентов), системой социальной защиты.
12. Итоговое занятие. -1ч
Подведение итогов. Анализ и обсуждение. Анкетирование учащихся. Рекомендации по выбору профессии.
Планируемые предметные результаты по разделу:
Учащиеся должны знать:
- Роль и значение социальных проблем труда и современный рынок труда с его требованиями к профессионалу;
- Основы экономических знаний. Социально – экономические условия современной России.
- Об особенностях организации и функционирования рынка образовательных услуг.
- Роль и значение формирования личного профессионального плана;
- Варианты профессиональной перспективы с учетом правильно оформленного резюме;
- Специфику составления и работы с портфолио.
Учащиеся должны уметь:
- Классифицировать профессии;
- Разбираться в структуре экономических отношений в различных профессиональных областях;
Разбираться в системе профессионального обучения.анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- Прогнозировать свое профессиональное будущее;
- Составлять и пользоваться резюме и портфолио;
- Правильно позиционировать себя на первичном собеседовании при приеме на работу.
Результаты обучения по окончании курса
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Критерии и показатели усвоения материала.
1) Информационные ∙ сформированность представления о мире профессий; ∙ знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города; ∙ знание основных направлений производств города, особенностей технологий; ∙ знание о возможностях получения специального профессионального образования.
2) Исследовательские ∙ участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий; ∙ участие в проектах профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства ∙в городе; изучение путей овладения избранными профессиями
3) Практические ∙ сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии; ∙ готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей; ∙ определение профессиональных планов и намерений учащихся; ∙ развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов; ∙ знание функций и задач городского центра занятости.
Метапредметные результаты обучения
Универсальные учебные действия | |||
Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | Познавательные |
-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; -определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; -определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; -проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач; -самостоятельная организация и выполнение различных работ; -рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии; | -согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками; -оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм; -диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | -проявление познавательных интересов и активности в данном курсе; -выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний; -овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности; -самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; -планирование образовательной и профессиональной карьеры. | -приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -выявление потребностей профессии; -выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; -проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях; -документирование результатов исследований и опросов; -оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии; |
Формы контроля.
- Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- фоторепортажи учащихся;
- деловые игры;
- анкетирование.
Методами выявления результатов стали:
- изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
- анкетирование по вопросам
- выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
- определения личностной самооценки школьников,
- чтению специальной литературы;
- результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;
- написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия» и др.;
Лист коррекции
(заполняется на конец учебного года при подведении итогов, текущая коррекция выполняется в тематическом планировании)
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | ||
план | факт | план | дано | ||||