Внеклассное занятие Лес в жизни людей

Экологическое воспитание детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_lles_v_zhizni_lyudey.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия: «Лес в жизни людей».

 Цель: закрепление у детей представлений о лесе, о значении его в жизни человека.

 Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней; умение детей слушать друг друга.

Образовательные: расширить знания детей о растениях, грибах,  лесе, и  его обитателях; формировать знания детей о красоте родной природы.

Коррекционно-развивающие: развивать экологическое мышление и экологическую культуру;  развивать связную речь детей.

Предварительная работа.

    Чтение стихов и загадок про лес, деревья, ягоды, грибы. Составление памяток. Чтение и обсуждение сказки В. Антонова «Поющий лес», разгадывание кроссворда.

    Рассматривание иллюстрации с изображением лиственных, хвойных,  и смешанных лесов.

     Альбомы: «Звери леса», «Времена года», «Дикие животные», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Рисование на тему-лес».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, карточки с листьями.  Мед, орехи, грибы, варение для выставки даров леса


Словарная работа: Сокодвижение,  Березняк, Ельник.

Ход занятия

(класс украшен декоративными листочками цветами, оформлены выставки, на доске иллюстрации)

  1. Организационный момент.

 Сегодня наше занятие посвящено в прочем вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки:

II. Сообщение темы и целей занятия.

  • Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает (лес)  Презентация 2

А что за письмо у нас лежит? Давайте прочтем?  А перед тем как открыть конверт, давайте отгадаем, от кого оно?

  • Я люблю гулять по лесу, в лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне известно, каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом и вербой. Зверей понятен мне язык,

Зовусь я дедом Спиридоном, я не волшебник, я …(лесник) презентация 3

Лесник – хозяин леса, он охраняет лес от браконьеров и пожара.

Молодцы ребята. Правильно отгадали загадки. Письмо пришло от лесника, от дедушки  Спиридона. Вот, что он пишет:

- дорогие ребята, приглашаю вас на прогулку в лес! Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья, и лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи!

                                                                                                                            дед Спиридон!

Ну что? Принимаем приглашение дедушки? Отправляемся на прогулку в лес! Презентация 4

И так, ребята, кто догадался, о чем будет наше занятие? (Ответы детей)

Правильно, тема нашего занятия: «Лес в жизни людей».

III. Основная часть.

Без чего мы не можем представить лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете, мы сейчас проверим.

Слушайте загадку: Белоствольные красавицы, дружно встали у дорожки, книзу веточки спускаются, а на веточках сережки. (Береза) презентация 5

Береза - одна из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов. Одно из этих стихотворений, сейчас нам расскажет Сережа.

 Ребенок рассказывает стихотворение:

Люблю березу русскую то светлую то грустную!

В белом сарафанчике с платочками в карманчике,

С красивыми застежками, зелеными сережками.

Что весной собирают с березы? (березовый сок) Он очень полезен, он утоляет жажду в жару. Это явление называется сокодвижение.

Сокодвижение это - движение сока в растениях, усиливающееся весной и летом. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких.

После сбора сока, что необходимо сделать с раной на стволе березы? (залить смолой сосны, залепить пластилином или глиной).

Если в лесу растут одни березы, то это называется какой лес? (Березняк)

Березняк это - берёзовый лес, роща.

Ребята, о каком дереве мы сейчас поговорили? (О березе)

И так, мы поговорили о березах. Как еще можно назвать ее? (русская красавица, символ русской души)

Отгадайте еще одну загадку: Поздно дерево цветёт, у неё сок липкий. Собирают пчёлы мёд, пьют нектар у …(липы) презентация 6

А какие дары нам приносит липа? (мед липовый, цветы липы заваривают от простуды)
Какие еще лиственные деревья вы знаете? (Осина, клен, тополь, ольха, ива)

Вот вам следующая загадка: Что же это за девица, ни швея, ни мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год (ель)

Ель очищает воздух, из неё делают бумагу и музыкальные инструменты. Как называется лес, если в нем растут одни ели, а вместо листьев хвоя? (ельник) презентация  7

Ельник это – еловый лес.

А какие еще хвойные деревья вы знаете? (сосна, лиственница, кедр) презентация 8

Давайте повторим, про какие деревья мы говорили?

Лес - это зеленый щит нашей планеты. Трудно представить себе планету без леса, где колышется деревья: береза, осина, величаво стоят столетние дубы. Чистый прозрачный воздух. С утра до ночи хлопочут в нем его обитатели - зайцы, лисы, козы лоси. Слышен пересвист птиц, стук дятла.  А сколько всяких насекомых обитает в лесу!

Пословицы и поговорки о лесе.

Лес во все времена являлся кормильцем. Есть такая пословица:

- Возле леса жить, голодным не быть.  презентация 9

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

- Дерево живо корнями, а человек друзьями.

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

- Кто лес любит и знает, тому он помогает.

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

 Ребята, а чем в лесу можно полакомиться…? (грибами, ягодами, орехами)

 Какие лесные ягоды вы знаете…? (земляника, брусника, малина, черника)

Какие грибы можно найти в лесу…? (подберезовик, белый, подосиновик, лисички, сыроежки)

выставка «Дары леса»

Послушайте загадку: Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый как петрушка, ядовитый … (мухомор) презентация 10

Можно ли уничтожать мухоморы? Правильно, нельзя, потому что это лекарство для лосей.

Грибы надо собирать только со взрослыми, не следует брать в руки и особенно пробовать на вкус незнакомые грибы!

Если к этому богатству относиться с любовью, то лес сохранится на сотни лет.

Презентация 12

Лес  красив в любое время года! Весной - буйной зеленью, летом многоцветьем, осенью золотом всех оттенков, зимой - серебром инея.

Правила поведения в лесу

Но мы порой не замечаем этой красоты, мимоходом топчем эту прелесть и оставляем после себя мусор. Но самый опасный враг лесу дела рук человеческих (недогоревший костер)

Кто знает, какие причины возникновения пожара в лесу? (не потушенный костер, когда разводят костер в ветряную погоду, рядом с бревнами, кустарниками и деревьями)

А сейчас давайте расскажем правила поведения в лесу?

 Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать

Бегай прыгай и играй только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь!

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай!

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стреляй! Ты пришел не убивать

Бабочки пускай летают Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать хлопать палкой бить

Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось

Их покой поберегите, ведь они нам не враги.

Физкультминутка.

Встаньте рядом с партой и мы начнем:

Руки подняли и покачали-

Это дерево в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем,

Крылья сложили назад.

презентация 13-16

Игра: «Узнай дерево по листку».

   Давайте поиграем в игру:  «Узнай дерево по листку».

Я буду показывать вам картинки с изображением листьев деревьев, а вы должны ответить с какого дерева этот лист.  Кто первый правильно ответит, получит листья.

Молодцы! Все правильно.

IV.Закрепление полученных знаний

Кроссворд

Давайте теперь решим кроссворд про лес. Нужно отгадать загадки , ответы я впишу в соответствующие клетки. Если правильно отгадаете кроссворд, то в выделенных клетках прочтем название природного явления.

  1. Какое дерево летом и зимой в рубашке одной? (ель)
  2.  Летом горька, а в мороз сладка (рябина)
  3. Весной пригревает он шубу одевает, зима подойдет он шубу снимает  (лес)
  4. Сидит зеленеет, летит пожелтеет, упадет почернеет (лист)
  5. Круглый, зрелый, загорелый, а попал под молоток хрустнул раз, и треснул бок (орех)
  6. Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили (пень)
  7.  С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед (липа)
  8.  Он очень шишками богат, а в шишках, что не говори, орешки вкусные внутри (кедр)

Молодцы! Вы ответили верно. Какое природное явление у нас получилось? (листопад)

 V. Итог занятия.

 А теперь давайте поиграем в викторину и закрепим наши знания:

  • Кто охраняет лес? (лесник )
  • Что грозит лесу? (пожар)
  • Каковы причины пожара? (непотушенный костер)
  • Почему весной нельзя шуметь в лесу и разжигать костер? (крики и запах дыма пугают лесных обитателей и они часто бросают свои гнезда)
  • Какое дерево единственное в мире имеет белую окраску? (береза)
  • Что означает плач березы? (сокодвижение)
  • Почему лиственницу называют добрым деревом? (не колется)

Молодцы, все отгадали правильно.

Ребята мы обсудили какой вред человек может нанести лесу, если не соблюдать правила поведения в лесу.

 В процессе урока какие вы узнали новые слова?: (сокодвижение, березняк, ельник)

Заканчивается  наша прогулка по лесу, мы многое с вами узнали о пользе леса. Что лес дает нам? ( древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи). В лесу мы наслаждаемся природой. Лес это наше богатство, давайте беречь его!

VI. Рефлексия

А теперь послушайте внимательно: у вас на партах лежат два смайлика грустный и веселый. Выберите один смайлик веселый, если  вам понравилось, и  грустный, если вам не понравилось и поднимите вверх.

Спасибо всем большое за активное участие, все молодцы. Встаньте пожалуйста, занятие окончено.