Одаренные дети, кто они

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_kto_oni.docx94.58 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренные дети, кто они?

Чаще всего представление об одаренных детях включает в себя образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из типов одаренных детей. Что же вкладывается в понятие одаренность?

Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Одни родители очень пугаются понятия «одаренность» и считают, что лучше их малыш будет самым обыкновенным, чем каким-то странным ребенком, а другие, наоборот, мечтают о том, чтобы их ребенок был одаренным и изо всех сил его делают одаренным так, как они это понимают. Неправы и те, и другие. Да, действительно, есть особая одаренность, зависящая, прежде всего от особых природных возможностей (задатков), но это случаи особые и не о них в основном будет речь.

Дело в том, что существует так называемая нормальная одаренность, когда у самого обычного ребенка можно воспитать, развить, укрепить высокие способности. И такой ребенок будет одаренным и может очень много сделать в своей жизни и быть счастлив, найдя свое призвание.

Существуют разные типы одаренности и далеко не каждый из них имеет отношение к школе. Так, например, весьма дефицитная в любом обществе и наименее изученная социальная одаренность /ее еще называют лидерской/ всерьез не интересует ни учителей, ни родителей. Точнее, и те, и другие ее боятся, не зная, что с ней делать.

Есть еще художественная одаренность /музыкальная, изобразительная, сценическая/- она, пожалуй, как раз лучше других изучена, но к так называемой общеобразовательной школе все же не имеет прямого отношения. Есть еще психомоторная /спортивная/ одаренность. Не о них будет речь. Здесь разговор будет идти только о тех видах одаренности, которые принципиально интересуют общеобразовательную школу.

Есть три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Это:

1. Академическая одаренность, которая представляет собой ярко выраженную способность учиться. Именно потому обладатели такого типа одаренности всегда любимые в школе ученики. Вожделенные школой медалисты - это прежде всего именно ученики с академической одаренностью. Эта одаренность помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но, чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности, конечно же, недостаточно.

2. Интеллектуальная одаренность - это, конечно, не только и даже не столько способность учиться, сколько умение думать, анализировать, сопоставлять факты, - т.е. выполнять сложную интеллектуальную работу. Обладатели такой одаренности - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю. Медалисты из них тоже получаются, но редко. Обладатели интеллектуальной одаренности могут характеризоваться разным темпом развития:
- обычным, когда преимущества их интеллекта выявляются не сразу и не очевидным образом,
- ускоренным, когда опережение ребенком своей возрастной нормы чрезвычайно велико (дети – вундеркинды ),
- замедленным, когда какое-то время ребенок производит впечатление отстающего по развитию от своих сверстников (феномен Эйнштейна).

3. Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и что обществом, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть, а вот уж кто редко бывает “удачником” - так это именно творческие люди. Медалистами в теории они тоже могут быть, но это бывает редко. Их проблемы начинаются еще в школе, где эти дети всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о творчестве.

Чем похожи все одаренные дети?

У всех, без единого исключения одаренных детей ярко, отчетливо, иногда даже болезненно остро выражена потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Это так называемая познавательная потребность, выражающаяся прежде всего в поиске нового знания, в удовольствии от умственной работы. Одаренные дети непрерывно ищут для себя сложную интеллектуальную работу, для них именно она самое большое удовольствие.

Это главное, и в принципе, этого достаточно, чтобы можно было на этой основе увидеть одаренного ребенка, но есть и еще некоторые признаки, которые часто обнаруживаются при одаренности.
Общение. Часто одаренные дети умеют и хотят общаться только со взрослыми - те больше знают, с ними интереснее, они их принимают и восхищаются ими.. Сверстники же над этими детьми смеются, а иногда травят и бьют.

Эмоциональность таких детей часто кажется невероятной. Они испытывают безутешное горе по поводу слишком грустного конца в фильме или способны закатить родителям крупногабаритный скандал только потому, что они предложили им поесть в то время, когда они заняты решением интересной задачи. И это не распущенность, это особый мир, сверхэмоциональный и сверхчувствительный. Встречаются, правда, спокойные одаренные дети, но, во-первых, это, как правило, только “интеллектуалы”, творческие дети бывают спокойными крайне редко, а во-вторых, их спокойствие часто оплачивается специфическими проблемами со здоровьем. Одаренность - тяжелая, хотя и почетная ноша, и за нее этим детям иногда приходится платить уже с раннего детства.

Поразительным бывает чувство юмора у таких детей. Часто оно носит только пассивный характер /сам не острит, но когда ”хохмят”- безумно нравится/, и всегда кажется врожденным. Особенно часто такое обостренное и сверхраннее чувство юмора проявляется у детей именно с творческой одаренностью - они легко и радостно включаются в любую несообразность мира.

Наверное, многое можно было бы рассказать об особой речи одаренных детей, бросающихся в глаза особенностях моторики или восприятия, даже в своих пищевых пристрастиях они часто довольно резко отличаются от других детей. И это понятно. Одаренность - это не особенность только их мозга и только их интеллекта - это другое устройство всей их психики, всего организма. В чем-то эти дети всегда уязвимее обычных детей, часто они находятся на грани нервного срыва. Именно поэтому одаренные дети по определению ВОЗ /Всемирной Организации Здравоохранения/ входят в группу риска, наряду с умственно отсталыми детьми, маленькими правонарушителями, детьми алкоголиков и т.п. Именно поэтому им нужно особое воспитание, другие учебные программы, другие учителя, другие школы...

Но что это за особое воспитание? Каковы основные характеристики образовательной среды, благоприятной для развития одаренных детей? И как распознать одаренного ребенка?...

В ленинуглевской школе уже 7 год существует научный клуб «Эврика»  

Пять самых умных детей на планете

Ким Унг-Йонг (Kim Ung-Yong) — в университет в 4 года

вундеркинд

Корейский чудо-ребенок родился в 1962 году и до сих пор является рекордсменом книги рекордов Гиннеса как обладатель самого высокого IQ — 210. В возрасте 4 лет мальчик умел читать на японском, корейском, немецком и английском языках. Когда ему исполнилось 5 лет, Ким решил одну из сложнейших вероятностных дифференциальных уравнений (я уже после университета не помню, что это такое...). После этого его пригласили на передачу на японском телевидении, где он продемонстрировал свои знания китайского, испанского, вьетнамского, тагальского (филиппинского), немецкого, английского и корейского языка. В возрасте от 3 до 6 лет Ким был студентом в университете Hanyang, в возрасте 7 лет он получил приглашение на работу в НАСА. Там в возрасте 15 лет он получил степень доктора физических наук в Colorado State University и работал в США до 1978 года. После этого Ким вернулся в Корею с намерением заняться гражданским проектированием и строительством. Для этого он защитил докторскую диссертацию по этому предмету, после чего был приглашен в самый знаменитый корейский университет, от чего он отказался, предпочтя работу в провинциальном вузе. С 2007 года он также работает помощником в Chungbuk National University. Просто нереально умный молодой человек...

Грегори Смит (Gregory Smith) - Нобелевская премия в 12 лет

вундеркинд

Родился в 1990 году, Грегори Смит научился читать в возрасте двух лет и поступил в университет в 10 лет. К его чести, мальчик не только занимается точными науками, но и путешествует по миру как активист движения за защиту прав детей. Грегори является основателем движения International Youth Advocates, которое занимается достижением понимания между детьми во всем мире (интересно, как?) Одаренный мальчик был удостоен разговора с Биллом Клинтоном и Михаилом Горбачевым, а также произнес речь с трибуны на одном из заседаний ООН. За свою деятельность он четырежды номинировался на получение Нобелевской премии, правда, так и не получил ее. Из последних достижений его можно назвать получение водительских прав :)

Акрит Ясвал (Akrit Jaswal) - 7-летний хирург

вундеркинд

Акрит Ясвал родился в Индии, где его называют самым умным, так как его IQ достигает 146, что при конкурсе в миллиард человек (население страны) является отличным результатом. Публичное внимание Акрит привлек в 2000 году, когда случайно провел свою первую «хирургическую» операцию. Ему было семь лет, его пациентке — соседской девочке — восемь. Из-за ожога девочка не могла разжать кулак, и Акрит, не имея специальных медицинских навыков, смог провести необходимые действия и вернул подвижность пальцам своей восьмилетней пациентке. После этого случая мальчик пошел учиться на доктора в Chandigarh College и сейчас является самым молодым студентом среди всех в Индийских вузах.

Клеопатра Стратан (Cleopatra Stratan) - берет 1000 евро за выступление

вундеркинд

Клеопатра родилась в октябре 2002 года в Кишиневе в семье певца Павла Стратана. Удивительно, но в ее случае ее гены и талант сложились таким образом, что девочка является самою юной исполнительницей, достигшей коммерческого успеха, после выпуска альбома La v?rsta de trei ani («В возрасте 3-х лет»). В своем более чем юном возрасте она имеет опыт двухчасового выступления перед большой аудиторией в концертном зале, получает за это деньги , получила премию MTV как самая юная исполнительница.

Аэлита Андрэ (Aelita Andre) — двухлетняя художница

вундеркинд

Аэлита является знаменитостью среди определенных кругов ценителей абстрактной живописи, свои работы начала «творить», когда ей еще не испонилось двух лет. Понятно, что о пейзажах речи не идет, но абстракционизм ей удается хорошо, как и всем детям :) Однажды директор галереи Brunswick Street Gallery в Мельбурне Марк Джемисон на встрече с одним из фотографов увидел снимки произведений неизвестного ему автора, и согласился включить их в программу ежегодной выставки. Были напечатаны буклеты, дана реклама в профильных журналах... Когда машина была запущена, он узнал, что автор картин — дочь фотографа, двухлетняя Аэлита. Директор был, конечно, в шоке, но программу выставки было решено не менять, и картины юного дарования увидели свет.