«Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Горохова Ольга Сергеевна

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения и коррекции страхов детей

с задержкой психического развития…………………………………………6

  1. Особенности проявления страхов у детей с задержкой

психического развития……………………………………………………….6

  1. Методы коррекции страхов у детей с задержкой

психического развития………………………………………………………14

  1. Анализ методов и приемов преодоления страхов у детей

старшего дошкольного возраста……………………………………………22

Выводы по 1 Главе…………………………………………………………27

Глава 2. Коррекция страхов  у детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития………………………………………..28

2.1. Программа преодоления страхов у детей старшего дошкольного

возраста с задержкой психического развития …………………………….28

2.2. Результаты апробации программы, направленной на преодоление

страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой

психического развития………………………………………………………32

Выводы по 2 Главе…………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………….37

Библиографический список………………………………………………38

Приложения…………………………………………………………………45

Введение

В современном мире эмоциональные проявления, такие как страх и  тревожность являются неотъемлемой частью нашей жизни. Ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

В жизни ребенка с задержкой психического развития роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение, и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.

Страх относится к одной из основных эмоций. Он считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и свидетельствует о наличии неблагополучия в развитии эмоциональной сферы.

Проблема детских страхов у детей с задержкой психического развития обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.  Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье [14].  

В 2015 году нами было проведено исследование детей с задержкой психического развития. В ходе данного исследования мы смогли выявить и доказать, что у большинства детей с задержкой психического развития присутствуют не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе медицинские страхи, страх животных и сказочных персонажей, страх страшных снов и темноты и др.

Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию. Поэтому коррекция страхов  у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой психического развития является актуальной проблемой.

Это направило нас на решение проблемы, как организовать процесс коррекции страхов  у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Всё вышеизложенное определило тему нашей работы: Коррекция  страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект: процесс коррекции страхов и у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет: психолого – педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: разработать и апробировать программу, направленную на преодоление страхов  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические источники об особенности проявления страхов  у детей с задержкой психического развития.  

2. Изучить и проанализировать методы коррекции страхов  у детей с задержкой психического развития.

3. Разработать, апробировать и оценить эффективность программы, направленной на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: предполагаем, что психолого – педагогическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективна при создании следующих условий:

  • Осознание приемлемости страха  как эмоциональной реакции;
  • Актуализация страхов и отреагирования их в психологически безопасной ситуации;
  • Идентификация ребёнка с объектом страха путем разыгрывания сюжета.

Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в практике при коррекции страхов  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития педагогами и психологами  дошкольной образовательной организации и студентами педагогических колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx111.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция  страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения и коррекции страхов детей

с задержкой психического развития…………………………………………6

  1. Особенности проявления страхов у детей с задержкой

психического развития……………………………………………………….6

  1. Методы коррекции страхов у детей с задержкой

психического развития………………………………………………………14

  1. Анализ методов и приемов преодоления страхов у детей

старшего дошкольного возраста……………………………………………22

Выводы по 1 Главе…………………………………………………………27

Глава 2. Коррекция страхов  у детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития………………………………………..28

2.1. Программа преодоления страхов у детей старшего дошкольного

возраста с задержкой психического развития …………………………….28

2.2. Результаты апробации программы, направленной на преодоление

страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой

психического развития………………………………………………………32

Выводы по 2 Главе…………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………….37

Библиографический список………………………………………………38

Приложения…………………………………………………………………45

Введение

В современном мире эмоциональные проявления, такие как страх и  тревожность являются неотъемлемой частью нашей жизни. Ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

В жизни ребенка с задержкой психического развития роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение, и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.

Страх относится к одной из основных эмоций. Он считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и свидетельствует о наличии неблагополучия в развитии эмоциональной сферы.

Проблема детских страхов у детей с задержкой психического развития обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.  Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье [14].  

В 2015 году нами было проведено исследование детей с задержкой психического развития. В ходе данного исследования мы смогли выявить и доказать, что у большинства детей с задержкой психического развития присутствуют не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе медицинские страхи, страх животных и сказочных персонажей, страх страшных снов и темноты и др.

Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию. Поэтому коррекция страхов  у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой психического развития является актуальной проблемой.

Это направило нас на решение проблемы, как организовать процесс коррекции страхов  у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Всё вышеизложенное определило тему нашей работы: Коррекция  страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект: процесс коррекции страхов и у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет: психолого – педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: разработать и апробировать программу, направленную на преодоление страхов  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические источники об особенности проявления страхов  у детей с задержкой психического развития.  

2. Изучить и проанализировать методы коррекции страхов  у детей с задержкой психического развития.

3. Разработать, апробировать и оценить эффективность программы, направленной на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: предполагаем, что психолого – педагогическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективна при создании следующих условий:

  • Осознание приемлемости страха  как эмоциональной реакции;
  • Актуализация страхов и отреагирования их в психологически безопасной ситуации;
  • Идентификация ребёнка с объектом страха путем разыгрывания сюжета.

Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в практике при коррекции страхов  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития педагогами и психологами  дошкольной образовательной организации и студентами педагогических колледжей.

Глава 1. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей с задержкой психического развития

1.1. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Прежде, чем приступить к анализу особенностей проявления страхов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, необходимо дать психолого-педагогическую характеристику феномену ЗПР.

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [35]. К.С. Лебединская выделила основные клинические типы ЗПР, которые были дифференцированы  по этиопатогенетическому принципу.

  1. ЗПР конституционального происхождения.

У детей преобладают черты эмоционально – личностной незрелости, «детскость поведения», живость мимики и поведенческих реакций. У таких детей проявляются аффективные вспышки, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению, истерические реакции. Дети с ЗПР данной категории не склонны к проявлению тревожности, так как у данной группы детей нет обусловленных структурой дефекта предпосылок для формирования тревожности как личностного качества.

  1. ЗПР соматогенного происхождения.

Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития - следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий. Таким образом, не резко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса к стойкой астении ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта. У таких детей развиваются невропатические расстройства, свойственные саматогении: неуверенность, робость, капризность, боязливость. Данные личностные особенности могут способствовать становлению тревожности у детей.

  1.  ЗПР психогенного происхождения.

Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды. Различные факторы приводят к ранней невротизации личности. При этом у одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других – робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов [35]. 

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, непереносимости духоты, жары, езды на транспорте, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижении памяти. Для детей с пониженным фоном настроения характерна склонность к робости, боязливости, наличие страхов, что может послужить базой для формирования личностной тревожности. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям - олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР [11]. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность, страхи. 

О страхе как явлении, реально присутствующем в жизни человека, писали многие отечественные и зарубежные авторы (А. И. Захаров, К. Изард, 3. Фрейд и др.).

По мнению З. Фрейда, страх -  аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-либо конкретным объектом называется Фрейдом боязнью, в патологических случаях - фобией. Фрейдом различаются также:

1. Свободный страх — беспредметный страх, страх, который «не знает» вызывающего его объекта;                                                                                      

2. Испуг - аффективное состояние страха, возникшее в ситуации опасности, к которой не было готовности [16].

К.Э Изард считает, что страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения [17].

По мнению А. И. Захарова, страх можно определить как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.

А. И. Захаров выделяет следующие виды страхов.

1. Ситуативный страх, возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

2. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

3. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией.

4. Воображаемый и хронический страхи предопределены особенностями личности [14].

Опираясь на существующие исследования, мы рассматриваем страх как аффективно-чувственное состояние, возникающее в ситуации предчувствия угрозы за свое социальное или биологическое существование, как реакцию на источник конкретной или воображаемой опасности. Страх предупреждает человека об опасности. Организм человека при этом мобилизуется, он готов защищаться. В этом состоит ценность страха, его защитная функция. Но страх может возникать в ситуациях, не угрожающих человеку. Это невротический страх, при котором все проявления страхов остаются, но они являются непропорциональными угрозе, следовательно, силы человека тратятся впустую. Причиной страхов могут быть реальные события в жизни человека, свойства нервной системы, когнитивные процессы в виде воспоминаний, социальные условия развития. Последствия страха могут носить не только соматический, но и психологический характер.

На каждом из этапов своего развития дети с ЗПР испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов.

От рождения до 6 месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.

От 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душ.

Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары).

Приблизительно в возрасте 3 лет, когда ребенок активно знакомится с окружающей средой – взрослые читают ему книги, он смотрит мультфильмы и рассматривает картинки. Страх перед чужими людьми может стать следствием страха перед сказочными персонажами, перед неведомым, все еще непознанным миром. Если страх одиночества, скорее всего, связан с социальным аспектом – боязнью быть отвергнутым обществом, то страх перед неведомым миром и сказочными персонажами основан в большей степени на инстинкте самосохранения. Ребенок инстинктивно опасается за свою жизнь и здоровье. Этот страх испытывают практически все дети. Но при правильном воспитании и доброжелательной поддержке взрослых он быстро проходит. При неблагоприятном стечении обстоятельств – наличии тревоги и страхов у взрослых, окружающих ребенка, их пренебрежение к его эмоциональному состоянию, – тревога перерастает в тревожность, а страх – в боязливость, которые впоследствии формируются в устойчивые черты характера.  

Если дети до 3 лет испытывают чаще всего инстинктивные страхи, то страхи детей более старшего дошкольного возраста уже осмыслены и конкретизированы.

В 3-5 лет дети боятся сказочных персонажей или животных, чему немало способствуют взрослые. Не раз и не два можно слышать, как мама, укладывая малыша спать, говорит ему: «Закрывай скорее глаза, а то сейчас Баба-Яга придет!» Причем своей интонацией мать показывает, что и сама боится этой ужасной Бабы-Яги. Что уж говорить о малыше! Поначалу он копирует страх матери, сам при этом не испытывая его, так как не знает, как выглядит эта самая Баба-Яга и как она может кому-то навредить. Но когда он увидит соответствующие картинки в книге сказок, посмотрит мультфильмы «с участием» Бабы-Яги и наслушается рассказов взрослых о том, какая эта Баба-Яга злая и как она поступает с непослушными детьми, малыш начинает ее бояться по-настоящему. Для детей этого возраста также характерны боязнь плохих сновидений, страх перед некоторыми животными, боязнь глубины, огня, страх перед наказанием [28].

В 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - начинает уходить из жизни старшее поколение. В этом возрасте страх является аффективно-заостренным выражением инстинкта самосохранения. Он, как и вообще все страхи, в большей степени присущ эмоциональным детям. У детей же с задержкой психического развития, с психопатоподобным, расторможенным и агрессивным поведением, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом страх смерти не развивается.

Вышеперечисленные страхи относятся к возрастным, то есть они должны проходить по истечении определенного времени, однако у детей с задержкой психического развития они могут трансформироваться и закрепляться [24].        

Причинами возникновения страхов становится психологическая травма, испуг, неправильное воспитание в семье и поведение родителей, впечатлительность ребенка, просмотр телевизионных передач определенного содержания и множество других причин. Дети с задержкой психического развития подвержены страхам больше, нежели дети с нормальным развитием. ЗПР обуславливает несоответствие психического развития реальному возрасту ребенка. Этот дефект вызывается слабовыраженными органическими повреждениями головного мозга, вследствие чего познавательная сфера при этом дефекте сохранна в большей степени, чем эмоционально-волевая. Именно незрелостью эмоциональной сферы объясняется высокая подверженность детей с ЗПР различным страхам. Другими причинами являются нарушения нервной системы детей, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками [9].  

При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость,  боязливость, страхи,  мутизм[10].  

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Проявление страхов у детей с ЗПР: повышенная тревожность, боязнь говорить о предмете страха, вегетативные расстройства, ухудшения самочувствия, нарушение сна и аппетита.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами детей с ЗПР, отмечает, что адекватность условий обучения и воспитания - один из наиболее важных социальных факторов, влияющих на адаптацию детей данной категории. По данным И.Ф. Марковской, в жизни детей с задержанным темпом развития взрослый играет ведущую роль. Люди, окружающие этих детей и дающие им эмоциональную поддержку, принимаются ими полностью и безоговорочно как значимые. Открытое непосредственное одобрение и поддержка снимают тревожность, уменьшают страхи ребенка [31]. 

1.2. Методы коррекции страхов у детей с задержкой психического развития

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это игра. Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.

Можно выделить IV вида методов:

I. Арт – терапия.

Арт – терапия — это вид терапии, использующий искусство как терапевтический фактор. Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из  методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности. На современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание многообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных моделях культурного и профессионального дискурса. Арт-терапия используется как основной метод терапии, так и вспомогательный. Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество – является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает человека выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.

Цели и  задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с детьми:

  1. поднятие самооценки,
  2. освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием,
  3. развитие моторики,
  4. развитие речи,
  5. работа со страхом, тревогой, агрессией и т.д.

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения [45].

Виды арт – терапии:

  1. Кинезитерапия - эти вид музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности пациента под музыку.

Виды:        

  1. Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.
  2. Психогимнастика   включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка.
  3. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека.
  4. Музыкотерапия  — это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
  5. Имаготерапия занимает особое место среди видов арттерапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973). Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

Задачи имаготерапии:

  1. укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
  2. воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий,
  3. принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;
  4.  развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;
  5. тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
  6. создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.

По своей организации имаготерапия может проводиться в разных формах:

— индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме);

 — групповой (драматизация народной, авторской сказки, где пациент исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы).

Имаготерапия имеет различные подвиды:

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя). Куклотерапию изучали такие ученые как Ф.Зимбардо, И.Г. Выгодская, А.И.Захаров, А.И. Спиваковская и другие[25].

Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Она помогает решать различные проблемные ситуации. В составе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты, так и известные сказки А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Е. Л. Шварца и др.

Психодрама – это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами [36].

         6)Изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Она дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

7) Библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В. Н. Мясищевым). В основе этого вида арттерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения. Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы) [4].

  1. Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». По мнению И.В. Вачкова, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказка является не только самой устойчивой и доступной формой в становлении культуры личности ребенка, но и одним из мощных механизмов психо-эмоционального развития ребенка.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

- психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям;

- символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

- принятие в символической форме своей физической активности [25].

II. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игр. Игра как отмечает автор, способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, страх ,  тревогу перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Целью игровой терапии является помощь детям с задержкой психического развития дошкольного возраста, выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии в работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста: облегчение психологического страдания ребенка; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»; коррекция и предупреждение деформации в формировании Я – концепция; коррекция и профилактика поведенческих отклонений [19].

III. Анималотерапия – (от латинского "animal" - животное) это метод лечения с помощью животных. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

У анималотерапии как метода существуют свои функции, такие как:

1) психофизиологическая — взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом;

2) психотерапевтическая — взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений;

3) реабилитационная — контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, способствующим как психической, так и социальной реабилитации;

4) функция самореализации — одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности;

5) функция общения — одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними, — это функция партнеров общения, а также свои виды:

— ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения;

— направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных по специально разработанным терапевтическим программам.

Направленная анималотерапия использует специально обученных животных и подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются — иппотерапия (лечение лошадьми), дельфинотерапия (лечение дельфинами), канистерапия (лечение с помощью собак) и др. фелинотерапия - лечение кошками [30].

Зачастую в анималотерапии используются не только сами животные, но и их образы. В психотерапии используются как  лечебное средство и звуки животных.

IV. Cуггестивные методы – группа методов, основанных на техниках внушения. Суть их состоит в том, чтобы через релаксацию ввести ребёнка в состояние транса с целью повышения уверенности в себе, снятия заторможенности, тревожности, страхов, стабилизации эмоционального тонуса, а также для улучшения общения, обучения и т.п.

Этапы обучения релаксации:

1)​ мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2)​ мышечная релаксация по представлению;

3)​ внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

Цель транса – создание физиологического состояния, в котором человек мог бы начать создавать новые образы достижений, что даёт возможность по-новому направить свою жизнь [32]. Среди разработанных методов коррекции детских страхов наибольшей популярностью и эффективностью пользуются рисуночные и игровые методы, разработанные Захаровым А.И. позволяющие предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей[3].

1.3.  Анализ методов и приемов преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста

К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию (куклотерапию, сказкотерапию) и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка.

        Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название  игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игротерапия (Авторская технология работы с игрушками) – ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка.

Таким образом, игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей.

Мало выяснить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать ребенку правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет [34].

        Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского,  Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской,  А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться    ведущей в данном возрасте деятельности – игре.        

       Многие педагоги-психологи (А.И.Захаров, Л.Костина, А.М.Поваляева) предлагают использовать игровую коррекцию поведения, драматизируя в группе историй на темы страхов, оставшихся после   рисования, а также  использовать в рамках игровой терапии -  куклотерапию. Куклотерапевтическая работа содействует включению всех сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, полимодальной. Занятия с «пальчиковыми» бумажными куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческого воображения и речи. Доказано, что прикосновение к пальцу — стимул, усиливающий сенсорное и моторное внимание (П. Роланд и др.). Теоретически и практически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев (М. М. Кольцова, М. С. Рузинаидр.). Эффект домашних занятий заметно возрастает, если «родительская» кукла по  вечерам разговаривает с ребенком. Дорис Бретт, клинический психолог и детский психотерапевт из Австралии, предложила использовать истории, подобные персонализированным, очеловеченным сказкам [5].

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии, которая популярна как в зарубежной, так и в отечественной практике коррекционной работы (А.И. Захаров, А. Спиваковская и др.).

Коррекция поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным, т.к., увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более уравновешенными, спокойными, у них развивается произвольность процессов, появляются навыки концентрации внимания, развивается воображение. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты»[40].

  При разработке программы нами были проанализированы различные  методики: В.С. Мухина, которая предлагает следующую классификацию кукол: прекрасные куклы, герои сказок; «куклы для любования», «характерные куклы»; куклы, изображающие героев сказок (Буратино, Баба-Яга и т.п.). А.А. Осипова предлагает использовать такие варианты кукол, как: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные, куклы-костюмы. В нашей программе мы взяли за основу  методику Л. Д. Лебедеой  «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». Основная идея в методике — изготовление и манипулирование бумажными «пальчиковыми» куклами. Пальчиковые куклы выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая укрепляется на пальце с помощью резинового кольца. Процесс изготовления занимает всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также с терапевтическими и психопрофилактическими целями. Изготовление «пальчиковых кукол» и театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности.

Самодельная кукла помогает автору поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. «Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Их герои наделены характерными чертами ребенка и имеют такие же проблемы. В конце занятия они находят пути и способы понимания, разрешения своих трудностей и конфликтов. [26] И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова «Куклотерапия». И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова — профессиональные психологи и драматурги — придумали весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов. Вот уже несколько лет они занимаются с детьми и их родителями «куклотерапией»: лечат детей с помощью кукольного театра. Они сами пишут пьесы для своего лечебного театра и сами по этим пьесам ставят кукольные спектакли. 
 Основополагающим принципом  методики является  не лечение отдельного невротического симптома или симптомов, а стремление гармонизировать деформированную психику в целом. В нашей программе из этой методики мы использовали  лечебные театральные этюды.
Кроме методик мы проанализировали   программы по коррекции страхов у детей  Куличковская Е.В. Степанова О.В.Программа «Победи свои страхи или путешествие Вани, Тани и Боюськи» рассчитанная на детей от 4 (3,5) до 10 (12) лет», из данной программы мы использовали некоторые этюды и стихотворения для коррекции страхов. Кроме того в программах Татаринцевой А. Ю., Григорчук М. Ю. «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии), в Рабочей программе педагога психолога Хатипоглу Н.Н. ГБОУ ЦППР и К «ИРИДА»; Л. Стельмаченко, Программе коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Я преодолеваю страхи!», программе Щипициной М.И. «Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста», Т. Сорочан, Рабочей программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет «Не боюсь!» и других также использованы различные упражнения . В ходе анализа было выявлено что, во всех программах в основном используется игровая терапия  с элементами сказкотерапии, куклотерапии. Изучив методические рекомендации и проанализировав тематическое планирование в различных программах, нами была разработана программа преодоления страхов у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством куклотерапии «Я не боюсь». Данную программу могут использовать специалисты ДОО, а также студенты.  

Итак,  благодаря тому,  что игра  активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания игротерапия в совокупности с куклотерапией и сказкотерапией  являются ведущими средствами профилактики и коррекции. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

Выводы по главе

Мы теоретически изучили особенности проявления страхов у детей с задержкой психического развития. Мы выяснили, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого, являются эмоциональная неустойчивость, легкость смены настроений, контрастность проявлений эмоций. Специалисты отмечают высокий рост детских страхов и подчеркивают, что наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать важной причиной нарушений в развитии личности ребенка.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выделили основные методы коррекции, такие как игровая терапия, сказкотерапия и куклотерапия.  Все эти методы опираются на ведущий вид деятельности ребенка и могут быть использованы для развития и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. Так же мы проанализировали основные методы, на основе которых уже были разработаны программы.

Глава 2. Коррекция страхов  у детей с задержкой психического развития

  1. Программа преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством куклотерапии

Пояснительная записка.

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Целью программы является  преодоление путём психолого-педагогического воздействия  страхов у детей старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития. Исходя из цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Уменьшить количество страхов через отреагирование.

2. Минимизировать страх сказочных персонажей.

3. Сформировать понятие о том, что «бояться можно»

4. Научить принимать страх;

5. Актуализировать страх и отреагировать через проигрывание;

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и  с учётом

следующих принципов:

  1. Единство диагностической и коррекционной деятельности.
  2. Комплексное использование психолого-педагогических методов.
  3. Учёт индивидуально-возрастных психологических особенностей  ребёнка.

Первым этапом реализации программы является диагностический. Включает в себя проведение первичной диагностики с использованием психологической методики А.И. Захарова «Страхи в домиках».

Второй этап – формирующий, включает в себя апробацию  программы.

Заключительный этап программы контрольный. Повторная диагностика после апробации программы.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с задержкой психического развития. Максимальная численность детей в группе 6-8 детей.

Наша программа состоит из 12 занятий продолжительностью 30-35 минут,  2 раза в неделю. Занятие включает в себя три части:

1-я часть занятия включает  в себя приветствие и ритуал входа в занятие. На данном этапе мы использовали ритуал приветствия, который повторяется на каждом занятии. Кроме того практически на каждом занятии как ритуал входа  в занятие применяется игра «Перевоплощение», когда педагог предлагает  детям представить различные эмоции и выбрав ту, что им ближе обличить ею свою куклу. А также игры «На что похоже моё настроение?», «Смелые ребята».

2-я часть – беседы, игры, упражнения, этюды, сюжеты. Первые занятия направлены на сближение детей. На следующем занятии дети обучаются изготовлению пальчиковой куклы. Процессы изготовления кукол и манипулирование ими являются психотерапевтическими. Самодельная кукла, надетая на палец, — своеобразный портрет «художника». Она помогает рассказать какую-либо историю, используя при этом художественные образы и собственное воображение, и как бы не от первого лица сообщить о значимых проблемах, переживаниях. В данном случае бумажная куколка становится продолжением руки, от чего активизируются механизмы проекции и идентификации. Ребенок неосознанно наделяет ее особыми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств. На каждом занятии кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев, могут добавляться различные детали в её образ. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительный, из трусишки в — храбреца и т. п.  Следовательно, так может происходить и в жизни. Психоаналитики отмечают благотворность процесса отождествления с удачливым героем в рассказе, подчеркивают катарсический эффект (переживает страх) безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций. Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми, кукольными голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес даже у самых застенчивых, и они с удовольствием включаются в общение. Особенно, если говорить надо в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т. п. На подобных занятиях используются разнообразные приемы, побуждающие ребенка к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного принятия и доверия. Это способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений со сверстниками и взрослыми[26].

Таким образом, на всех последующих занятиях дети используют либо свою куклу наделяя её желанными эмоциями и обликом, изготавливают новые положительные или отрицательные персонажи, маски, либо выполняют упражнения (например - «Расскажи свой страх», «Страшная сказка по кругу», «Животное, которое боюсь»), обыгрывают совместно с педагогом или детьми этюды (например - театрализация «Путешествие в сказочный лес…», «Гроза», «Одному не так уж плохо…»).  

3-я часть – рефлексия и ритуал выхода из занятие. На данном этапе занятия дети берут свою куклу (страшных сказочных персонажей), маску или рисуют свой страх,  прячут его в коробку, либо рвут его, что способствует освобождению от отрицательных эмоций. И в конце занятия ритуал прощания, повторяющийся на каждом занятии. Содержание программы представлено в приложении.

Таким образом, на всех этапах занятий используются: игры на формирование чувства доверия, сплочения детей, разыгрывание сюжетов с пальчиковыми куклами,  обыгрывание ситуаций с предметом страха, рисование страхов, психогимнастика, релаксация. Всё это в совокупности даёт положительную динамику в преодолении страхов у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы  и конспекты занятий в Приложении 4.

Методические рекомендации по использованию условий гипотезы

  • Осознание приемлемости страха,  как эмоциональной реакции. В программе предусмотрено использование игр-упражнений, бесед о страхах (Упражнение «Расскажи свой страх», Чтение стихотворения Э. Успенского «Академик Иванов» и т.д.).
  • Актуализация страха и отреагирование его в психологически безопасной ситуации. Данное условие реализуется применением игр, упражнений «Страшная сказка по кругу», «Чужие рисунки», рисования «Чего я боялся когда был маленьким?», «Мой кошмарик».
  • Идентификация ребёнка с объектом страха путем разыгрывания сюжета. Осуществляется драматизация и проигрывание этюдов «Путешествие в сказочный лес»,  «Напугай меня», «Я смелый».

2.3. Результаты апробации программы, направленной на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Эксперимент по коррекции страхов у детей с задержкой психического развития  проводился на базе МДОУ «Детский сад № 126» города Ярославля в период с 10 марта по 15 апреля 2016  года. В саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Группа скомплектована в соответствии с рекомендациями городской или областной ПМПК.

В эксперименте принимали участие дошкольники старшего  дошкольного возраста   в количестве 16 человек - (6 девочек и 10 мальчиков) коррекционной группы в возрасте 6 - 7 лет с диагнозом ЗПР. Подробно со списком детей можно ознакомиться в Приложении 1 (Таблица  1).

Эксперимент состоял из 3-х  этапов:

1. Констатирующий этап: подготовка и проведение  диагностического обследования, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов.

2. Формирующий этап включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающей программы.

3. Контрольный этап: позволил выявить эффективность применения коррекционно - развивающей программы.

Целью эксперимента было: разработать и доказать эффективность использования коррекционной программы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно с помощью специальной методики.

Для проведения диагностики была подобрана методика:

Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров).

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. (Приложение 2)

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.  (Приложение 2, Таблица 1,2).

Фиксация результатов методики  А.И. Захарова «Страхи в домиках» в Приложении 2 (Таблица 3,4).        

В ходе исследования количества страхов у большинства детей мы обнаружили в большей степени не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов: страх темноты и страшных снов, страх сказочных персонажей, медицинские страхи, страх смерти, страх животных и др.

После проведённого исследования мы разделили группу детей на подгруппы равноценно, учитывая выявленные страхи. (Приложение 2, Таблица 3,4) В каждой группе  одинаковое количество страхов и среднее число страхов превышает норму на 64% и составляет 13,5.                                                                                                           Провели   математическую обработку при помощи критерия оценки U-Манна-Уитни.  (Приложение 3, Таблица 1- 9)   Выявленные различия между контрольной и экспериментальной группой не значимы. После проведения первичной диагностики  мы распределили количество страхов на группы (Приложение 2, Таблица 5,6).                                                                                                                                                      

Для проведения коррекционной работы с детьми нами была разработана программа  коррекции  страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. С ЭГ детей программа преодоления страхов  была апробирована, а со второй  (КГ) по традиционной программе дошкольного учреждения. Коррекционная работа по разработанной программе проводилась в течение 6 недель, 2 раза в неделю. По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап (вторичная диагностика) по выявлению страхов по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захарова).

В ходе вторичной диагностики были обследованы 16 детей: 8 детей, с которыми проводилась коррекционная работа, и 8 детей, с которыми не проводилась данная работа.

По возрастной норме среднее число страхов у детей должно быть - 8,2. Среднее число (СЧ) высчитывается по следующей формуле: СЧ= общее кол-во страхов/кол-во детей. Таким образом, среднее число страхов у детей  с задержкой психического развития  ЭГ  после формирующего этапа, больше нормы   на    17%, показатель  снизился и среднее число страхов составило 9.6.  В КГ показатели незначительно изменились, снизились лишь на 14%, это обусловлено тем, что некоторые возрастные страхи проходят сами по себе. После распределения страхов по группам мы сравниваем  показатели первичной диагностики и вторичной в экспериментальной группе, результаты отражены в диаграмме.(рис.1,2)

Рисунок 1

Рисунок 2

Как мы видим на диаграмме  есть динамика  изменения количества страхов в ЭГ, а в КГ показатели практически не изменились.

Мы произвели математический расчет вторичного диагностирования при помощи вычисления критерия оценки U-Манна-Уитни (Приложение 4, Таблица 1). Мы выявили различия между результатами экспериментальной группы до апробации программы  и после. Эти различия незначимы, так как Uэмп = 21, данное значение находится в зоне неопределенности. Различия в группе можно считать значимыми если Uэмп  в зоне значимости либо ниже, либо равно Uтабл , в нашем случае Uтабл  =13. Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что у экспериментальной группы есть изменения в положительную сторону, но разница в положительных результатах несущественна.

        Такие результаты были получены ввиду того, что мало времени отведено на апробацию программы, возможно если программа была бы апробирована не в такие короткие сроки результаты были бы существенны.

Выводы по главе:

Мы провели коррекционную работу по преодолению страхов у детей дошкольного возраста с ЗПР. Была применена методика «Страхи в домиках» (А.И. Захарова) для проведения первичной и вторичной диагностики. По результатам полученным в ходе диагностики мы разработали коррекционную программу.

Целью программы являлось  преодоление путём психолого-педагогического воздействия  страхов у детей старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития. Решались следующие задачи: уменьшение количества страхов через его отреагирование, формирование понятия о том, что  «бояться можно», научить детей принимать страх и отреагирование его через проигрывание.

После апробации  коррекционной программы на детях экспериментальной группы. По результатам у детей наблюдается меньшее количество   страхов.   Полученные результаты позволяют говорить нам о том, что есть положительные сдвиги, но они не существенны. Для того, чтобы коррекционная программа была более эффективной необходимо расширение самой программы, включение новых элементов и увеличение времени проведения коррекционных занятий.

Заключение

Целю нашего исследования было разработать и апробировать программу, направленную на преодоление страхов  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  1. Проанализировали теоретические источники  об особенностях проявления страхов  у детей с задержкой психического развития мы выяснили, что причинами возникновения страхов становится психологическая травма, испуг, неправильное воспитание в семье и поведение родителей, впечатлительность ребенка, просмотр телевизионных передач определенного содержания и множество других причин. Дети с задержкой психического развития подвержены страхам больше, нежели дети с нормальным развитием.
  2. Изучили  и проанализировали методы коррекции страхов  у детей с задержкой психического развития. Среди разработанных методов коррекции детских страхов наибольшей популярностью и эффективностью пользуются рисуночные и игровые методы, а также сказкотерапия, куклотерапия, кинезитерапия и другие. Мы провели анализ методов и приёмов направленных на коррекцию страхов таких авторов методик как В.С.Мухина, А.А.Осиповой, Л.Д.Лебедевой, И.Д. Лебедевой, Т.Л.Шишовой и программ по коррекции страхов.
  3. Разработали, апробировали и оценить эффективность программы, направленной на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

      На основании  изученных данных в теоретической части мы провели экспериментальное исследование, посвящённое  коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, который проходил в три этапа:

Констатирующий этап показал что, ходе исследования количества страхов у большинства детей мы обнаружили в большей степени не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов: страх темноты и страшных снов, страх сказочных персонажей, медицинские страхи, страх смерти, страх животных и др.

          На формирующем этапе мы апробировали программу преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством куклотерапии.

  Контрольный этап позволил нам определить  эффективность  проделанной работы. Полученные результаты говорили о том, что у детей  положительная динамика в преодолении страхов. Однако математические расчеты  позволяют говорить нам о том, что есть положительные сдвиги, но они не существенны.

 Таким образом, для того, чтобы коррекционная программа была более эффективной необходимо расширение самой программы, включение новых элементов и увеличение времени проведения коррекционных занятий.

     

 

Библиографический список:

  1. А.А. Зубрицкая (г. Мозырь УО МГПУ им. И.П. Шамякина) Страх как психологическая проблема в детском возрасте, 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://referatdb.ru/psihologiya/262347/index.html
  2. А. М. Прихожан Тревожность у детей и подростков [Текст]: Психологическая природа и возрастная динамика: Москва-Воронеж, 2000
  3. Антонова Е. В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики [Текст] / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 1-5.
  4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
  5. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...» [Текст]:   / Пер. с англ. Г. А. Павлова.М.: Независимая фирма «Класс». 1996.С. 224.
  6. Вербальные и художественные упражнения. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-korekciyu-detskih-strahov.html
  7. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночью. [Текст]:  Р-на-Д: Феникс, 2006
  8. Гребенщикова Л. Г.  Основы куклотерапии. Галерея кукол. [Текст]:  — СПб.: Речь,  2007.- 80 с.
  9. Данилова, О.В. Коррекция страхов и тревожности у детей с задержкой психического развития // Научный журнал «Фундаментальные исследования», Российская академия естествознания №4, 2007. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-strahov-i-trevozhnosti-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
  10. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]:          учебное пособие предназначено для студентов специальности "Психология", "Дефектология", психологов до-школьных образовательных учреждений, дефектологов, а также для всех, интересующихся проблемами нарушения развития в детском возрасте. 1993.
  11. Дети с задержкой психического развития [Текст]: Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
  12. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]:          учебное пособие предназначено для студентов специальности "Психология", "Дефектология", психологов до-школьных образовательных учреждений, дефектологов, а также для всех, интересующихся проблемами нарушения развития в детском возрасте. 1993.
  13. Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с.
  14. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. [Текст]:С-П: Речь, 2005.
  15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.Практикум по креативной терапии [Текст]: Издательство: СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eknigi.org/psihologija/124877-praktikum-po-kreativnoj-terapii.html
  16. З.Фрейд. «Введение в психоанализ»: СПб., Алетейя СПб, 1999; Санк Петербург; 1999. Зигмунд Фрейд Введение в психоанализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  //www.psychol-ok.ru/lib/freud_s/vvp/vvp_26.html)
  17. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер» 1999. — 464 с.
  18. И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова «Куклотерапия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dramateshka.ru/index.php/education/3642-irina-medvedeva-tatjyana-shishova-kukloterapiya-ili-chto-takoe-dramaticheskaya-psikhoehlevaciya
  19. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева; - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  20. Коррекционно-развивающая программа «Коррекция страхов у дошкольников методом арттерапии». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/19/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-korrektsiya-strakhov-u
  21. Коррекция  тревожности у старших дошкольников с задержкой психического Специальность: 19.00.10 - коррекционная психология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук/ Панфилова М. А. Москва – 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-10/dissertaciya-korrektsiya-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
  22. Куличковская Е.В. Степанова О.В.Программа «Победи свои страхи или путешествие Вани, Тани и Боюськи»/ для детей  от 4 (3,5) до 10 (12) лет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.psyoffice.ru/3551-kulichkovskaja-e.v.-stepanova-o.v.-pobedi-svojj.html
  23. Куклотерапия как средство  коррекции   нарушений поведения дошкольников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.maam.ru/detskijsad/kukloterapija-kak-sredstvo-korekci-narushenii-povedenija-u-doshkolnikov.ht
  24. Кулинцова, Е.И Коррекция детских страхов с помощью сказки [Текст]: / Е.И. Кулинцова. – СПб.: Речь. 2008. – 144с
  25. К вопросу о коррекции детских страхов. Н.М. Епанчинцева, г. Шадринск.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fshgpi.edu.ru%2Ffiles%2Fnauka%2Fvestnik%2F2014%2F23.pdf&name=23.pdf&lang=ru&c=56a47a509b20&page=2
  26. Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст]:. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум. ISBN5-92G8-0163-X.
  27. Л. Стельмаченко, Программа коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Я преодолеваю страхи!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.maam.ru/detskijsad/programa-korekci-trevozhnosti-i-strahov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-ja-preodolevayu-strahi.html
  28. Луговская А. В каком возрасте бывают детские страхи и чего боится малыш? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://psylist.net/pedagog/00202.htm
  29. Медведева.И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст]: / Медведева И. Я., Шишова Т.Л.; художник Б.Л.Аким. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002. — 240 с.
  30. Никольская А.В., Ульянова Н.А. Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых М.: Аквариум-Принт, 2009 г. - 208 с.
  31. Особенности проявления тревожности у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте http://www.skachatreferat.ru/referaty/Особенности-Проявления-Тревожности-у-Детей-с/259972.html 
  32. Психолого – педагогическая коррекция [Текст]: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Автор программы Педченко Ю.Г. Рецензенты:О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент (МГГУ). Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент (МГИ).
  33. Психологическая коррекция детских страхов, Ю.А. Кочетова, аспирант, преподаватель кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, №1
  34. Пути преодоления страхов у дошкольников [Текст]:   самостоятельная работа студентки  / Гавриковой Е. В, ЯГПУ, 2015
  35. Самостоятельная работа студентов по курсу «Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития» [Текст]: методическое пособие / В. А. Жарова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 79c.
  36. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции [Текст]: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 240 с.
  37. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с.
  38. Тащева А. И, Гриднева С. В. Психологическая помощь при страхе медицинских процедур у дошкольников и младших школьников. Журнал Психолог в детском саду №2, 1999.
  39. Т. Сорочан  Рабочая  программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет «Не боюсь!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-po-preodoleniyu-strahov-u-detei-5-7-let-ne-boyus.html
  40. Усова Т.В. «Куклотерапия как метод реабилитации» [Текст]: Методическое пособие: Саратов, 2008
  41. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008
  42. Хатипоглу Н.Н. Рабочая  программа педагога психолога ГБОУ ЦППР и К «ИРИДА» [Текст]: , Москва, 2013
  43. Шкут Н. А. «Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи» [Текст]:  (Материалы II Международной научно-практической конференции, 28 сентября 2012 Аспекты изучения и коррекции страхов у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mspu.by/files/psychology/zubric_strah_kak_ps_probl.doc 
  44. Щипициной М.И. «Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-korekciyu-detskih-strahov.html
  45. Электронный учебно - меточеский комплекс «Арт- терапия» Методическое руководство для психологов. Авторы составители : Митаишвили Мария Давидовна Новосельцева Евгения Борисовна Руководитель: Владимирова Вера Васильевна Санкт – Петербург, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://litterref.ru/yfsujgmerpolmer.html
  46. Ю.А. Кочетова Психологическая коррекция детских страхов / аспирант, преподаватель кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, №1 http:// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml

Приложение 2

Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров).

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ребенок или нет (когда остается один, нападения бандитов, темноты, воды и т.д.), ребенку предлагается расселить в домики страхи из списка.

 Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...". Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а, не зачитывая его.

«Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:        

1.        когда остаешься один;

2.        нападения бандитов;

3.        заболеть, заразиться;

4.        умереть;

5.        того, что умрут твои родители;

6.        каких-то людей;

7.        потеряться;

8.        того, что они тебя накажут;

9.        Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10.         каких то детей;

11.         перед тем как заснуть;

12.         страшных снов;

13.         темноты;

14.         волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15.         машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16.         бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17.         когда очень высоко (страх высоты);

18.         когда очень глубоко (страх глубины);

19.         оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20.         воды;

21.         огня;

22.         пожара;

23.         войны;

24.         больших площадей;

25.         врачей (кроме зубных);

26.         крови;

27.         уколов;

28.         боли;

29.         Неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)

  1. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
  2. опоздать в сад (школу).

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.



Содержание  коррекционной программы:

Тема занятия

Цели и задачи

Игры и упражнения

Оборудование

1

Знакомство

Цель: сплочение, объединение детей

  1. Приветствие
  2. Игра «Доброе утро»
  3. Игра «Узнай по голосу»
  4. Упражнение «Лягушки на болоте»
  5. Рисование «Мой друг»
  6. Прощание

1. «Кочки» (резиновые)

2. Бумага для рисования

3. Карандаши, фломастеры

2

Настроение

Цель: Обучение детей изготавливать пальчиковых кукол

1.Приветствие

2.Упражнение «Превращение»

3.Изготовление пальчиковой куклы

4. Упражнение «Моё настроение»

5. Прощание

1. Бумага для рисования

2. Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, двусторонний скотч

3

Наши страхи

Цель: Осознание приемлемости страха  как эмоциональной реакции

  1. Приветствие
  2. Игра «На что похоже моё настроение?»
  3. Упражнение «Расскажи свой страх»
  4. Рисование «Чего я боялся,

когда я был маленьким?»

  1. Упражнение «Чужие рисунки»
  2. Прощание

1. Бумага для рисования

2. Карандаши, фломастеры, краски

4

Я больше не боюсь

Цель: Коррекция страхов сказочных персонажей

1. Приветствие

2. Игра «Смелые ребята»

3. Изготовление  кукол страшных сказочных персонажей

4. Упражнение  «Страшная сказка по кругу»

5. Волшебная коробка «Спрячем страх»

6. Прощание

1. Бумага для рисования

2. Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, двусторонний скотч

3. Волшебная коробка

5

В мире животных

Цель: Коррекция страхов животных

1.Приветствие

2. Игра «Превращение»

3. Упражнение «Животное, которое боюсь»

4. Изготовление маски животных, приклеивание тесьмы.

5. Драматизация или спонтанный театр «Напугай меня»

6. Волшебная коробка «Спрячем страх»

7. Прощание

1. Пальчиковая кукла

2. Белый картон

3. Краски, кисть, карандаш, клей

4. Тесьма

5. Волшебная коробка

6

Страшнота

Цель: Коррекция страхов ночных кошмаров и боязни темноты

1.Приветствие

2.Игра «Страна Кошмариков»

3. Рисование «Мой кошмарик»

4. Упражнение  «Страшная сказка по кругу»

5. Волшебная коробка «Спрячем страх»

6. Прощание

1. Ширма

2. Портреты кошмариков

3. Пальчиковая кукла

4. Бумага для рисования

5. Карандаши, фломастеры, краски

6. Волшебная коробка

7

Сказочный лес

Цель: Коррекция страха высоты, глубины, замкнутого пространства

1. Приветствие

2. Упражнение «Превращение»

3. Этюд «Путешествие в сказочный лес…» (театрализация)

4. Упражнение “ Лягушки на болоте”

5. Коллективное рисование «Сказочный лес»

6. Упражнение «Доверяющее падение»

7. Прощание

1. Магнитофон, спокойная музыка

2. Пальчиковая кукла

3. «Кочки» (резиновые)

4. Ватман

5. Карандаши, фломастеры, краски

8

Одному не так уж плохо

Цель: Коррекция страха  одиночества

1. Приветствие

2. Упражнение «Превращение»

3. Этюд «Одному не так уж плохо…»

4. Упражнение «Если бы я был большой»

5.  Упражнение «Моё настроение»

6. Прощание

1. Пальчиковая кукла

9

Я смелый

Цель: Коррекция страха боязни чужих людей

1.Приветствие

2.Упражнение «Превращение»

3.Упражнение «Я, когда то боялся…»

4.Этюд «Я смелый»

5.Рисуем страх

6.Волшебная коробка «Спрячем страх»

7. Прощание

1. Пальчиковая кукла

2. Бумага для рисования

3. Карандаши, фломастеры, краски

4. Волшебная коробка

10

Мы не боимся

Цель: Коррекция страха медицинского персонала, боли и процедур

1.Приветствие

2.Упражнение «Превращение»

3. Театрализация «На приёме у врача..»

4.Чтение стихотворения Академик

Иванов

5.Прощание

1. Пальчиковая кукла

11

Напугаем страх

Цель: Коррекция страхов стихии и  громких звуков

1.Приветствие

2.Упражнение «Превращение»

3. Этюд «Гроза»

4. Психогимнастика «Боимся»

5.Стихотворение «Напугаем страх».

6.Прощание

1. Пальчиковая кукла

12

Мой страх

Цель: Коррекция страхов

- преодоление страха и осознание его (домашнее  задание – с родителями придумать этюд по одному из преобладающих  страхов)

1.Приветствие

2.Упражнение «Превращение»

3. Этюды детей «Мой страх»

4.Рисование «Мой страх»

5.Упражнение «Разорвем страх»

6.Прощание

1. Пальчиковая кукла

2. Бумага для рисования

3. Карандаши, фломастеры, краски