Что такое пространственные представления?

Майборода Наталья Михайловна

Информация для родителей о занчении пространственных представлений в успешном обучении ребенка, проявлениях их несформированности в учебной деятельности и возможностях развивающей работы психолога-педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_prostranstvennye_predstavleniya.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие занятия для младших школьников по формированию пространственных представлений

«Нет ни одного вида деятельности детей в

 процессе обучения, в котором пространственно-

временная ориентировка не являлась бы важным

условием знания, умения, развития мыслительной деятельности»

Ананьев Б.Г.

Сформированность пространственных и временных представлений у учащихся начальных классов  очень важно для успешного обучения.

Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением; нарушение счета и трудности с вычислительными операциями; нарушения письма и многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой.

Трудности в освоении письма могут проявляться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строчек.

Трудности в освоении чтения могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения, понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций, встречаются в тексте, и, как следствие, ребенок с трудом будет понимать смысл прочитанного, не может пересказать текст.

Трудности в освоении математики в начальной школе начинаются с проблем в усвоении разрядности числа, затем при решении примеров, где необходим переход через десяток (например, 12-7=5). Позже такие дети испытывают проблемы при решении задач, они могут при вычитании в столбик вычесть из нижнего числа верхнее. Как правило, отставание по математике уже в начальной школе формирует у ребенка устойчивый страх перед всеми математическими дисциплинами, снижает самооценку, вселяет неуверенность.

Ребенку с недостаточно сформированными пространственными представлениями сложно будет усваивать такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «позади», «впереди», «сбоку», «между», и ориентироваться в пространстве даже тетрадного листа: различать правую части листа; отступать две клеточки слева, пропустить две строчки между классной и домашней работой. Такой ребенок может начать писать справа налево, с середины строки. В речи такого ребенка часто отсутствуют предлоги, например, вместо «едет в машине» он говорить «едет машину». Часто встречаются трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании.

С учетом выше перечисленных трудностей нами был разработан и апробирован цикл занятий для учащихся начальных классов, целью которого стало развитие пространственных представлений детей.

В ходе занятий реализуются такие задачи, как формирование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам; развитие представлений о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям, а также развитие умения самостоятельно употреблять потреблять предлоги, обозначающие расположение объектов в пространстве в речи («над», «на», «в», «под», «по», «от», «к», «за», «у», «между» и т.п.).

Так же в ходе занятия формируются временные понятия «до», «после», «раньше», «позже»; отрабатываются навыки ориентации на циферблате часов. Ведется работа над пониманием сложных временных конструкций (например, после какого времени года наступает весна) и их использование в речи через пересказ, анализ текстов.

Важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:

- опора на наглядность ситуации;

- практическая деятельность с конкретными предметами;

- использование в развивающей работе дидактических игр и создание игровых ситуаций стимуляции употребления детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов;

- введение подвижных игр и упражнений на различение направления движения (например, в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости);

- использование дидактических игр и упражнений для формирования навыка ориентации на листе, в тетради.

Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, черчения, физики, географии, технологии и ряда других школьных предметов. Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту и специалистам многих других профессий.