Конспект тренинга«Большая психологическая игра «Пойми меня» для родителей и детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Камалева Илия  Исхаковна

Конспект тренинга «Большая психологическая игра «Пойми меня» для родителей и детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы « Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bolshaya_igra.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 128 «Гвоздичка»

Конспект тренинга 

        «Большая психологическая игра «Пойми меня»

 для родителей и детей старшего дошкольного возраста 

К семинару «Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе психолого-педагогической поддержки семьи»

К  участию в V межрегиональном психологическом фестивале «Психолог для семьи»

Составил:

Педагог-психолог

Камалева Илия Исхаковн

г.о. Тольятти

                      Понимаем ли мы друг друга? Расхожая фраза» Счастье –это когда тебя понимают. Ребёнку порой живётся труднее, чем взрослому. Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет как взрослые найти замену. Ребёнок все время оценивается: дома, в саду, в школе.  Из чего складывается понимание?

- знание возрастных особенностей, что можно ожидать от 1,3, 7 лет.

- знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество, мастерство взрослдых сохранить эту уникальность.

Понимание –это обязательно ещё и самопонимание и самовоспитание. Непонимание которое ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях : кто есть кто, кто главный и за что ответственен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что не захотели понять близкие. Силы родителей должны распределиться разумно : на свое счастье и счастье ребенка.  Важно не только понимать,  ног и уметь выразить своё понимание. Чтобы ребёнок понимая чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей-логопатов свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

  • предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Содержание:

  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
  • орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми, на формирование толерантности во взаимоотношениях.
  • продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
  • стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы

Ценность в группе:

  • увидеть своего ребенка в общении со сверстниками др. взрослыми;
  • отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком
  • сплочение ДРО «Мы-семья»

Элементы и приемы:

  • сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)
  • игровая терапия( игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
  • арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)

Продолжительность одного занятия 60 мин. Анкета «Обратной связи» Приложение1

Структура занятий:

  1. приветствие
  2. разминка
  3. общий круг
  4. прощание
  5. домашнее задание для взрослых

Материал: Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.

1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».

2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочные суждения
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:

  • правило : принятие, признание, понимание
  • стремление к сотрудничеству

Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.

4. Ожидания участников от работы.

5. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

6. «Перебежки»: 

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

7. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:

  • Без корня и трава не растет.
  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
  • Похвальное слово гнило бывает.

8. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.

9. «Рисуем вместе» (вопросы для рефлексии.: Как называется рисунок? Кто был инициатором? Удобно ли было вместе рисовать?Какие чувства испытывали? Сочините сказку.)