Конспект тренинга«Большая психологическая игра «Пойми меня» для родителей и детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект тренинга «Большая психологическая игра «Пойми меня» для родителей и детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы « Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 128 «Гвоздичка»
Конспект тренинга
«Большая психологическая игра «Пойми меня»
для родителей и детей старшего дошкольного возраста
К семинару «Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе психолого-педагогической поддержки семьи»
К участию в V межрегиональном психологическом фестивале «Психолог для семьи»
Составил:
Педагог-психолог
Камалева Илия Исхаковн
г.о. Тольятти
Понимаем ли мы друг друга? Расхожая фраза» Счастье –это когда тебя понимают. Ребёнку порой живётся труднее, чем взрослому. Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет как взрослые найти замену. Ребёнок все время оценивается: дома, в саду, в школе. Из чего складывается понимание?
- знание возрастных особенностей, что можно ожидать от 1,3, 7 лет.
- знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество, мастерство взрослдых сохранить эту уникальность.
Понимание –это обязательно ещё и самопонимание и самовоспитание. Непонимание которое ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях : кто есть кто, кто главный и за что ответственен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что не захотели понять близкие. Силы родителей должны распределиться разумно : на свое счастье и счастье ребенка. Важно не только понимать, ног и уметь выразить своё понимание. Чтобы ребёнок понимая чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей-логопатов свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
- усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- изменение неадекватных родительских позиций;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
«Первичный кодекс группы»:
- предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Содержание:
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
- орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми, на формирование толерантности во взаимоотношениях.
- продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
- стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы
Ценность в группе:
- увидеть своего ребенка в общении со сверстниками др. взрослыми;
- отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком
- сплочение ДРО «Мы-семья»
Элементы и приемы:
- сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)
- игровая терапия( игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
- арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)
Продолжительность одного занятия 60 мин. Анкета «Обратной связи» Приложение1
Структура занятий:
- приветствие
- разминка
- общий круг
- прощание
- домашнее задание для взрослых
Материал: Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.
1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».
2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:
- открытое общение
- активность
- безоценочные суждения
- добровольное участие
- здесь и сейчас
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:
- правило : принятие, признание, понимание
- стремление к сотрудничеству
Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.
4. Ожидания участников от работы.
5. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
6. «Перебежки»:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
7. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:
- Без корня и трава не растет.
- Не мы на детей походим, а они на нас.
- Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
- Похвальное слово гнило бывает.
8. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.
9. «Рисуем вместе» (вопросы для рефлексии.: Как называется рисунок? Кто был инициатором? Удобно ли было вместе рисовать?Какие чувства испытывали? Сочините сказку.)
