Научная статья совместно с педагогом-логопедом

Туляшева Альбина

"СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Туляшева А.Б., Назарова Т.Н.

 МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, solnce.ds@yandex.ru

В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. C каждым годом отмечается тенденция увеличения количества детей, имеющих различные отклонения в речевой и познавательной сфере.

Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Наблюдается гиперактивное поведение. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость, замкнутость, плаксивость, многократная смена настроения, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Важной психической функцией человека является речь. Речевое общение способствует установлению социального контакта между людьми, благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности.  Из-за несовершенства речи у детей возникают и нарастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими. Уже с 4-5 лет более развитые дети начинают замечать недостатки своей речи и нередко болезненно их переживают. Они стесняются говорить, читать стихи на празднике, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно; дети становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников. В данном случае логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника. 

В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей дошкольного возраста. Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, а именно осуществление помощи, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми.                                                                                Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, строится по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь учителю-логопеду. Оказывая необходимую логопедическую помощь, логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, а  деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью, коррекцию отставаний в развитии психических функций. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.                                                                        В совместной работе учитель-логопед и педагог-психолог ставят следующие задачи:

  • Повысить речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.                                                        
  • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития у дошкольников.
  • Создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.

Основные направления коррекционно-развивающей работы специалистов:                1 этап - определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.                                                                2 этап - разработка системы работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.                                                3 этап - аналитическая деятельность, позволяющая отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности.                                Для реализации поставленных задач используются следующие формы работы, отражающие взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ:

  • проведение и обсуждение результатов мониторинга (диагностика уровня  речевого развития и состояния коммуникативных навыков детей, профилактика по формированию компонентов речевой деятельности.);
  • коррекционно-развивающая образовательная деятельность (коррекция и преодоление речевых и коммуникативных нарушений: познавательной и эмоциональной сферы);
  • интегрированная образовательная деятельность в ДОУ;
  • просвещение педагогов и родителей,  родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация.        

        Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.                         Таким образом, единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.                                                                                                         Литература

  1. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие

специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

  1. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном

 образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.

  1. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:

«ТЦ Сфера», 2005.