Учителям - предметникам о пятиклассниках.

Ралько Екатерина Викторовна

Советы и рекомендации учителям работающим с пятыми классами, позволяющими снизить риск дезадаптации (скаченный материал выглядит как буклет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_rekomend_dlya_uchiteley_5_kl.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

16.          Не допускайте педагогического манипулирования.

18.          Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19.          Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателямчтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

  • Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
  • Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
  • Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

  •     Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
  •        Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

  •       Психолого- педагогическая  поддержка  каждого 

ребенка.

  •       Ориентация на успех.
  •       Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
  •       Приобретение учениками прочных  знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
  •       Формирование общих учебных умений и навыков.
  •       Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.

 

BD15073_

материал подобран педагогом - психологом Ралько  Екатериной Викторовной

Школьный психолог

       

Информация для педагогов

п.Емельяново

ул. 2-х Борцов, д.50, т. 2-14-60

В возрасте 10-12 лет дети начинают постепенно взрослеть. Но они ещё много играют, бегают, часто легкомысленны,  взрывчаты, кипучи, неустойчивы в интересах, легко поддаются влиянию. У младшего подростка возникает представление о себе, уже не как о ребёнке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им. Дети сравнивают себя с окружающими людьми, отличаются большей восприимчивостью к усвоению норм, правил, ценностей и способов поведения, которые есть в мире взрослых. Школа и учение занимают большое место в жизни ребёнка.

-В средней школе коренным образом меняются условия обучения, и перед детьми встают достаточно сложные задачи: приспособиться к новой для них «кабинетной» системе, различным стилям педагогической деятельности и личностным особенностям нескольких незнакомых для них учителей-предметников, а также к самостоятельной организации своей учебной деятельности.

- Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что в старшей школе им станет интересно. Это обязательно надо учитывать и стараться поддерживать у детей познавательную потребность и мотивацию.

- Вместе с тем, учителя средней школы иногда не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это может затруднять адаптацию детей к средней школе. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам.

- Очень важно помнить также об индивидуальных особенностях детей. Именно индивидуальные особенности пятиклассников (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т.п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становится «камнем преткновения» в средней школе.

Вот некоторые советы, которые помогут, снизит риск дезадаптации…

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.          Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3.          Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4.          Налаживайте эмоциональный контакт  с классом.

5.          На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6.          Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7.          Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8.          Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9.          Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10.          Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11.          Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12.          Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13.          Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14.          Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15.          Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.