Методическая разработка на тему Кризис трёх лет

Черноситова Татьяна Анатольевна

Конспект семинара для родителей на тему: Кризис трёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_seminara_dlya_roditeley_voskresene.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара для родителей

«Кризис трех лет – испытание для родителей. Учимся справляться вместе»


Цель: актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Задачи:
1.Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
2.Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
3.Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.

Участники: родители, воспитатели и психологи.

                                                              Ход встречи:
Вступление (приветствие, знакомство, конкретизация запроса)

   Уважаемые родители добрый вечер,  сегодня мы поговорим о важной проблеме, с которой кто-то уже столкнулся, а кому-то предстоит столкнуться.

Послушайте маленькую историю:

Малыш 2,5-3 лет: - Мама, дай машинку!

Мама дает со словами: - Возьми, сынок.

Малыш раздраженно: - Не хочу машинку!

Мама забирает игрушку.                                                                                                                        Малыш гневно: - Дай машинку!!! А-а-а!!!

И так далее по нарастающей...

 - Вы узнали своего ребенка? Значит, у вас в самом разгаре так называемый «кризис 3 лет». Кризис может начаться уже в 2,5 года, а закончиться в 4 года. Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти это период? Об этом пойдет разговор на нашем заседании.



Основная часть (презентация)

1. Теоретическая справка.
1 слайд. Три года — это возраст, который можно рассматривать как определённый рубеж развития ребёнка с момента его рождения. К трём годам заканчивается этап «слияния» ребёнка с матерью, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребёнка. Это период — один из наиболее трудных в жизни ребёнка — называется кризисом трёх лет.

    Кризис связан с переходом ребенка на новую ступень развития. У ребенка появляются новые потребности, и желания, которые он сам еще не понимает и не может реализовать. Старый стиль жизни необходимо менять, но как сделать то гладко малыш не знает Именно это и делает поведение детей непредсказуемым. Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». У ребенка резко проявляется потребность в выражении собственной самости. Ребенку необходимо, чтобы его приняли за личность, хочет стать независимым и самостоятельным. Чтобы самому принимать решения и не играть под чужую дудку. И поэтому он всячески избегает помощь взрослых, и поэтому сопротивляется их приказам. Хоть у ребенка появилось собственное мнение и решимость все делать самому, у него по-прежнему неловкие ручки и ножки и он физически не может совершить то, что хотел бы. Злитесь ли вы, когда у вас что-то не получается? А у ребенка не получается практически все, оттого и злость и истерики. Отсюда и повышенная ранимость малыша на насмешки окружающих в сторону его неумелости. Поэтому не стоит смеяться на его маленькие подвиги и неудачи. Для ребенка самостоятельно одетые ботиночки, пусть и не на ту ногу, огромное достижение, которым он гордится и хочет, чтобы гордились вы. Его стремление быть признанным взрослыми как успешным настолько высоко, что обусловило глубокую неудовлетворенность малыша и привело к попыткам компенсировать свои неудачи действиями назло взрослым.


2. Основные характеристики кризиса трёх лет.
Упражнение «хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»: участники перечисляют качества, которые присущи детям трёх лет, и психолог записывают их на доске: положительные качества - справа, отрицательные  — слева. 
2 слайд. Затем сравнивают записанные отрицательные качества с характеристикой              Л.С. Выготского.

3. 3 слайд. «Как помочь ребёнку благополучно выйти из кризиса?»

 Вызывающее поведение ребёнка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребёнку нужна твёрдость родительской позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
4. И в этом нам помогут  разные способы, которые можно использовать с ребенком во время кризиса.

4 слайд.
•​ Видеть позитивные стороны проявления кризиса.
•​ Продумать стратегию поведения по отношению к ребёнку.
•​ Настойчивость и последовательность.
•​ Бережное обращение с чувствами ребёнка. Сопереживание его горю, понимание злости, разделение с ним радости.
•​ Не подавлять эмоции ребёнка, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
•​ Обсуждение, ознакомление с играми на эмоциональное развитие.
•​  Во время приступа капризности стараться переключить внимание ребёнка.

 
Как пользоваться этими способами,  мы  подробно остановимся в практической части нашего заседания. 

Практическая часть (игры и упражнения).

1.​ Игра «Пессимисты - оптимисты». 
Цель: научить видеть позитивные стороны проявления кризиса
Ход игры: участники делятся на группы и, исходя из роли (оптимисты или пессимисты) обсуждают 2-3 характеристики трёхлетнего ребёнка. Затем происходит смена ролей и обсуждение ещё 2-3 характеристик.
После игры делается вывод: каждая характеристика содержит как отрицательные, так и положительные стороны. Задача родителей: научить ребенка распознавать свои истинные желания и проявлять соответствующие ситуации черты характера, делать осознанный выбор, научить встречаться с последствиями и нести за них ответственность.

 2. Игра «Светофор»
Цель: продумать стратегию поведения по отношению к ребёнку во время проявления кризисных ситуаций.
Ход игры: участники под руководством ведущего составляют примерный список ежедневных требований к ребенку. Затем в этом списке найти те требования, которые имеют первостепенную значимость (2-3) и выделить красным цветом; те требования, которые не встречают сопротивления ребёнка или имеют низкую значимость для родителей - зелёным цветом; остальные - жёлтым. Выделенные красным цветом требования - зона высокого эмоционального напряжения. Для преодоления которого и потребуется от родителей настойчивость и терпение, переходим к следующему упражнению.

3. Обсуждение «Настойчивость и последовательность».
Ход обсуждения: кода требования определены, остается научиться настойчивости в их соблюдении. Те требования, которые мы обозначили красным цветом (аналогично вы сделаете дома), являются безоговорочными всегда и в любых обстоятельствах, приготовьтесь отстаивать их со всей твердостью, которая несомненно будет испытываться ребенком. У каждого родителя, несомненно, уже имеется опыт в настойчивости предъявления требований. Это, как правило, касается требований, связанных с безопасностью жизни ребенка (не брать нож, не выбегать на дорогу и т.п.). Сейчас мы предлагаем вам поделиться этим опытом: рассказать о таких ситуациях, уделив внимание используемым вами словам, интонации, голосу.
В ходе обсуждения родителям предлагается потренироваться в предъявлении требования ребёнку (голос, слова, интонация). Вспомнить и поделиться позитивным опытом, у каждого родителя есть ряд требований, в выполнении которых он не встречается с активным сопротивлением ребёнка, обращается внимание на особое отношение к таким требованиям самого родителя и стиль их подачи ребёнку.

4.Ролевая игра «Тропа эмоций»
Цель: учить родителей бережно обращаться с чувствами ребёнка: сопереживать его горю, понимать причины проявления злости, разделять с ним радость.
Ход игры: участникам предъявляются карточки с портретами детей в том или ином настроении, эмоциональном состоянии и предлагается попробовать его назвать. 
Вывод: даже взрослым бывает непросто распознать и правильно назвать эмоцию, следовательно, для ребенка это вообще непосильная задача, научить его этому может родитель, сделать это можно, играя вместе с ребенком.

5. Ознакомление с играми на эмоциональное развитие (игры с известными сказками).
Цель: показать родителям, как научить ребёнка правильно обходиться с собственными эмоциями, не подавляя их.
Ход игры: 5-6 желающим из участников дается задание: описать чувства героев сказки "Колобок" (герой определяется жребием).

6. Игра «Наоборот», обсуждение, обмен опытом.
Цель: во время приступа капризности стараться переключить внимание ребёнка.
Ход игры: во время приступа капризности можно переключить внимание ребёнка предложив поиграть - А давай я тебе скажу "не ешь суп", а ты будешь меня не слушаться и делать всё наоборот, а я как будто буду сердиться. Проводится ролевая игра с парой желающих из участников, где один - "родитель", другой - "ребенок": "ребенок" капризничает, задача "родителя" любым способом переключить его внимание. 
Вывод: помимо предложенной нами игры "Наоборот" у каждого из родителей имеется свой арсенал способов для переключения внимания ребенка. Предлагаем участникам перечислить собственные способы и составить общий список, тем самым обогатить опыт каждого.

7. Игра «Вопрос-ответ».
Цель: подведение итога и получение обратной связи от участников.
Ход игры: психолог  задает вопросы по изложенной на встрече информации,  участникам предлагается ответить на них: 
- Назовите два любых качества ребенка, являющимися проявлением кризиса.
- Назовите способы, которые могут помочь родителю справиться с этими проявлениями.
- Что может помочь при приступе капризности?

Заключительная часть:
Пожелание психолога: Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время весны жизни - детство!
Раздача памяток «Кризис трех лет» родителям.