План психокоррекционных занятий_2015-2016 уч.гг

Настоящий план включает материал для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками. Материал содержит перечень программ и методик, систематизированных по направлениям развития психики, отмечена периодичность проведения занятий. В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения индивидуальных занятий и консультаций с детьми, список рекомендуемой литературы по психокоррекции  и структура психических явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_psihokrrektsionnyh_zanyatiy_2015-2016_uch.gg_.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

«Сосновоборский детский дом»

Центр психолого-педагогического сопровождения

учреждений КГКОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

центральной территории Красноярского края

План

индивидуальных коррекционно-развивающих

занятий с воспитанниками

на 2015-2016 учебный год

Составители:

педагог-психолог Центра ППС

учреждений внесемейного воспитания

центральной территории Красноярского края

Плащинская Н.С.

педагог-психолог

КГКОУ «Сосновоборский детский дом»

Прасолова Т.С.

Красноярский край, г. Сосновоборск, 2015г.

Содержание

Пояснительная записка        

I. Тематический план        

IV. Календарный план        

V. Список использованной литературы        


Пояснительная записка

Социальная ситуация развития ребенка утратившего связь с семьей, превращается в «ситуацию невозможности». Психотравмирующие события, с которыми столкнулись дети, оставшиеся без попечения родителей, навсегда изменяют их систему отношений с миром. 

Классический психологический портрет ребенка, перенесшего комплекс различных депривационных воздействий (сенсорного, когнитивного, эмоционального, социальной идентичности), включает множество симптомов и симптомокомплексов: депрессия, ангедония, страхи и фобии, нарушение мышления и внимания, личностная неэффективность и неадекватная самооценка, психосоматические заболевания. [3, с. 24]

Кроме того, у таких ребят наблюдается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, личностная неготовность к решению жизненных задач. Их поведение, характеризуется раздражительностью, вспышками гнева и агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью и провоцированием конфликтов. [1, с.125]

Таким образом, существует необходимость в индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками всех возрастов. Содержание занятий определяется индивидуальным образовательным планом воспитанника, программами развития различных сфер психики (методическая копилка КГКОУ «Сосновоборский детский дом»), программами, рекомендованными к использованию Минобр. и науки РФ.

Настоящий план включает материал для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками. Материал содержит перечень программ и методик, систематизированных по направлениям развития психики, отмечена периодичность проведения занятий. В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения индивидуальных занятий и консультаций с детьми [5, с. 160], список рекомендуемой литературы по психокоррекции [4, с. 520-527] и структура психических явлений. [ 2. С. 9-12]


I. Тематический план

п/п

Наименование направления

Рекомендованные к использованию методики и программы[1]

Периодичность

проведения

1

2

4

5

1

Психодиагностика

См. план психодиагностики

Вводная, итоговая диагностика, скрининг, динамическое обследование

по требованию ПМПк учреждения.

2

Коррекция и развитие сенсорных эталонов

Дошкольный и младший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.
  • Журнал «Справочник педагога-психолога» (детский сад). (Архив журнала за 2011-2015гг.)
  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

2

Коррекция и развитие сенсорных эталонов

  • Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа «Движение тела - движение мысли» (С. Антонова, 2010г.).
  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Программа психологических занятий с дошкольниками «Цветик-Семицветик» (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, 2004г.)
  • Психогимнастика в детском саду (Е.А. Алябьева, 2005г.)
  • Психология и педагогика обучения дошкольников (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 2013г.).
  • Рекомендации во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобр. РФ № 1598 от 19.12.2014г.)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (В.С. Попов, ККИПК РО, г. Красноярск, 2013г. кабинет Центра ППС)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (И.В. Хабарова, ККИПК РО, Красноярск, 2014г, кабинет Центра ППС)

Средний и старший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

2

Коррекция и развитие сенсорных эталонов

http://childrens-needs.com/.

  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.
  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Программа развития слухового восприятия, внимания и памяти «Научи меня слышать» (Н.А. Лукина, И.И. Никкинен, СПб.: «Паритет, 2003г.).

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

3

Коррекция и развитие познавательной сферы

Дошкольный и младший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.
  • Журнал «Справочник педагога-психолога» (детский сад). (Архив журнала за 2011-2015гг.)
  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.
  • Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома (Н. Новикова,

1-2 раз

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

3

Коррекция и развитие познавательной сферы

Изд-во г. Череповец, 2003г.)

  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Практическая психология в начальной школе (адаптированный вариант) (Р.В. Овчарова,1998г.)
  • Психология и педагогика обучения дошкольников (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 2013г.).
  • Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л.М. Шипицына, 2004г.)
  • рек. изд-вом «Первое сентября»)
  • Рекомендации во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобр. РФ № 1598 от 19.12.2014г.)
  • Рекомендации во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобр. РФ № 1598 от 19.12.2014г.)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (В.С. Попов, ККИПК РО, г. Красноярск, 2013г. кабинет Центра ППС)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (В.С. Попов, ККИПК РО, г. Красноярск, 2013г. кабинет Центра ППС)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (И.В. Хабарова,

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

3

Коррекция и развитие познавательной сферы

ККИПК РО, Красноярск, 2014г, кабинет Центра ППС)

  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (И.В. Хабарова, ККИПК РО, Красноярск, 2014г, кабинет Центра ППС)
  • Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе (Ю.В. Останкова, 2007г.)

Упражнения по развитию мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников (И. Артюхова, 2008г.)

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

3

Коррекция и развитие познавательной сферы

Средний и старший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.
  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.
  • Методические рекомендации «Сказка - для светлого ума закваска» (Л.Д. Короткова М.: Педагогическое Общество России, 2001г.)
  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Рекомендации к программе «Психолого-педагогическое

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

3

Коррекция и развитие познавательной сферы

сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (Рек. Письма Минобр. РФ «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015г. № ВК – 268/07., с. 111-115)

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

4

Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер

Дошкольный и младший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.
  • Журнал «Справочник педагога-психолога» (детский сад). (Архив журнала за 2011-2015гг.)
  • Журнал «Справочник педагога-психолога» (детский сад). (Архив журнала за 2011-2015гг.)
  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.
  • Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома (Н. Новикова, Изд-во г. Череповец, 2003г.)
  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

4

Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер

(Г.Т. Базарова, 2009г).

  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье (Сазонова Н.П., Новикова Н.В., 2010г.)
  • Программа «Развитие рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников» (А.М. Шевелева, 1-4класс; Г.В. Дубинцова, 5-6 класс. КГКОУ «Сосновоборский детский дом», 2009г.)
  • Программа коррекции и развития эмоционального мира дошкольников 4-6 лет (И.А. Пазухина, Спб.: Детство-пресс, 2004г.)
  • Программа коррекции тревожности у детей дошкольного возраста (В.М. Астапов, 2007г.)
  • Психология и педагогика обучения дошкольников (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 2013г.).
  • Рекомендации во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобр. РФ № 1598 от 19.12.2014г.)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (В.С. Попов, ККИПК РО, г. Красноярск, 2013г. кабинет Центра ППС)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (И.В. Хабарова,

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

4

Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер

ККИПК РО, Красноярск, 2014г, кабинет Центра ППС)

  • Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья (В.В. Ткачева, 2014г.).
  • Тревожный ребенок (рекомендации приемным родителям) (Л.М. Сенникова, Е.В. Котова, Е.В. Аношко, С.Н. Нуждина, 2005г. Краевой центр усыновления и опеки)
  • Цветовой игротренинг (Н.М. Погосова, Речь, 2003г.)

Средний и старший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.
  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Как научить детей сотрудничать? (К. Фопель, 2010г.)
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.
  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Программа «Развитие рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников» (Т.Н. Дадаева, 7-8 класс; Н.И. Куимова, Г.Н. Гнеушева, 9-11 класс. КГКОУ «Сосновоборский детский дом», 2009г.)

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

4

Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер

  • Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании (С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович, М.: Центр Планетариум, 2002г. Одобрена решением Фед. экспертного совета по проблемам профилактики злоупотребления ПАВ при Минобр. РФ).
  • Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. (Г.И. Макартычева, СПб.: Речь, 2007г.).

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

5

Коррекция и развитие коммуникативной сферы

Дошкольный и младший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.
  • Журнал «Справочник педагога-психолога» (детский сад). (Архив журнала за 2011-2015гг.)
  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.
  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Программа коррекции и развития эмоционального мира дошкольников 4-6 лет (И.А. Пазухина, СПб.: Детство-

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

5

Коррекция и развитие коммуникативной сферы

пресс, 2004г.)

  • Программа развития социальных навыков младших подростков «Перекрестки возможностей» (М. Евлампиева, О. Кардашина, 2010 г. рек. изд-вом «Первое сентября»)
  • Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников (А.В. Уханова, 2009г.)
  • Программа тренингового развития мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет (И.А. Пазухина, СПб.: Детство-пресс, 2005г.)
  • Психология и педагогика обучения дошкольников (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 2013г.).
  • Рекомендации во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобр. РФ № 1598 от 19.12.2014г.)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (В.С. Попов, ККИПК РО, г. Красноярск, 2013г. кабинет Центра ППС)
  • Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (И.В. Хабарова, ККИПК РО, Красноярск, 2014г, кабинет Центра ППС)
  • Школа общения для дошкольников (Г.А. Широкова, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012г.)

Средний и старший школьный возраст:

  • Библиотека произведений отечественной научной школы

1-2 раза

в неделю в течение учебного года

1

2

3

4

5

Коррекция и развитие коммуникативной сферы

коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.

  • Информационно-аналитический портал «Российская психология» http://rospsy.ru/.
  • Как научить детей сотрудничать? (К. Фопель, 2010г.)
  • Картотека игр в кабинете педагога-психолога.
  • Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, (Н. Новикова. Изд-во г. Череповец, 2003г.).
  • От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций (С.Шмаков, Н. Безбородова, М.: Новая школа, 1993г.)
  • Памятка Центра ППС «Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу».
  • Портал психологических изданий «PsyJornals.ru» http://psyjournals.ru/index.shtml 
  • Психогимнастика в тренинге. (Н.Ю. Хрящевой, 2002г.)
  • Психологические игры для старшеклассников и студентов (А. Грецов, Т. Бедарева, Изд-во: СПб.: Питер,2008г.)
  • Психологический тренинг с подростками (Л. Анн, 2007г.).
  • Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. (Г.И. Макартычева, СПб.: Речь, 2007г.)

1-2 раза

в неделю в течение учебного года


IV. Календарный план

Период проведения

модуля

Возраст

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Дети, состоящие на учете

ПМПк

«Условно здоровые дети»

Дети, состоящие на учете

ПМПк

«Условно здоровые дети»

Дети,

состоящие на учете

ПМПк

«Условно здоровые дети»

Дети, состоящие на учете

ПМПк

«Условно здоровые дети»

Вводная психодиагностика

сентябрь-октябрь

И.З.

И.З.

И.З.

И.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Модуль 1. «Кто я такой?»[2]

октябрь-ноябрь

И.З.

И.З.

И.З.

И.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Модуль 2. «Я и другие»

декабрь-январь

И.З.

И.З.

И.З.

И.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Модуль 3. «Я и мой внутренний мир»

февраль-март

И.З.

И.З.

И.З.

И.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Модуль 4. «Я знаю, я могу»

апрель-май

И.З.

И.З.

И.З.

И.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Итоговая психодиагностика

март-апрель

И.З.

И.З.

И.З.

И.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Гр.З.

Примечание: И.З. – индивидуальное занятие; Гр.З. – групповое занятие.


V. Список использованной литературы

  1. Рекомендации Письма Минобр. РФ «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015г. № ВК – 268/07.
  2. Общая и социальная психология. Еникеев М.И. М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.
  3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. [Текст] / В.Н. Ослон/ Монография. М.: Генезис, 2006. – 368 с. – (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).
  4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. [Текст] / Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 528 с. – (Коррекционная педагогика).
  5. Рабочий журнал педагога-психолога. [Текст] / Авт.-сост. М.М. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.


[1]* Материалы рекомендованы Минобр. РФ, находятся в многолетнем опыте использования специалистами учреждения и хранятся в библиотеке Центра ППС, методическом кабинете учреждения и кабинете педагога-психолога.

[2] Название модулей взято из программы «Развитие рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников» (КГКОУ «Сосновоборский детский дом», 2009г.)