"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)

Ралько Екатерина Викторовна

Опыт работы учителя - логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога.

(из опыта работы)

Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующих усилий совместной деятельности обучающихся и учителя.

 В нашей школе работа по сопровождению ФГОС НОО построена таким образом -  специалисты (логопед, психолог, дефектолог) обеспечивают психолого-педагогическую поддержку  участников образовательного процесса (в данном случае школьников) и организуют ее  во внеурочное время.

Быть компетентным означает умение использовать в различных ситуациях полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетентности только тогда, когда они проявляются в каких либо ситуациях. Проведение интегрированных занятий позволяет моделировать различные ситуации, для формирования тех или иных навыков в общении.

Наши занятия проводятся в игровой форме, задания и игры построены в определенной логике, что помогают  детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах, слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблем, при этом учитывая позиции других людей, партнёров по общению или деятельности.

 И сейчас мы предлагаем  рассмотреть занятие «час общения», как один из вариантов психолого-педагогической поддержки.

  Так наши занятия проводятся с элементами тренинга, где обязательным условием является размещение участников в кругу, что не препятствует общению, стираются границы учитель-ученик.

-Начинался наш  мини-тренинг с задания - «Имя-качество»-

Цель данного задания – раскрыть личные качества через свое имя.

- участникам предстояло проанализировать свои качества личности, задание усложнялось тем, что наименование качеств  должны начинаться с тех букв, которые присутствовали в его имени (Красивая, Активная, Творческая, Яркая).

 В процессе выполнения - Анализируя задание можно выделить следующий положительный момент, в ситуации затруднения ребенка  подключались одноклассники и помогали подобрать соответствующее качество, что в некоторых случаях это играло роль в формировании положительной самооценки (пример: ребенок думает о себе хуже, чем характеризуют его одноклассники).

 Непростым, познавательным и интересным стало упражнение «Никто не знает, что…..»

Цель упражнения:

-раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся,

-раскрытие общих интересов.

 Упражнение проходило, таким образом, желающие участники рассказывают о себе то, что, по их мнению, не знают одноклассники и их учителя, начиная свой рассказ с фразы «Никто не знает, что я…».

  В течение данного задания дети узнали много нового и интересного друг о друге,  чего раньше не знали, несмотря на то,  что давно учатся в одном классе. Также это задание позволило объединить группы детей по интересам, посмотреть на своего одноклассника другими глазами.

И даже те дети, которые, как правило, малообщительны, скованы – получили возможность высказаться, поделится своим мнением.

   Для того чтобы разнообразить деятельность, была включена игра  на развитие невербальной коммуникации. Игра называется «Карандаши».

Правила игры.

Дети делятся на пары. Каждой паре выдаются два карандаша. Задача пары удержать карандаши указательными пальцами (дети стоят напротив друг друга, карандаши должны упираться в указательные пальцы партнеров).  Если дети справляются с заданием, задачу можно усложнить (дети группируются по три человека, по четыре человека в команде и более, так же можно организовать один общий круг). Игра выполняется под музыку (быстрая, медленная).

Сложность заключается в том, что дети должны договориться о дальнейших действиях посредством мимики лица и жестов, др. Для того чтобы лучше понять идею игры,  мы предлагаем  вам поиграть. Сложность заключается в том, что дети должны договориться о дальнейших действиях посредством мимики лица и жестов, др.

  Итогом данного занятия стала беседа о дружбе, о взаимовыручке, поддержке. На протяжении всего занятия внимание детей акцентировалось на умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать, уважать мнение другого, учитывать позиции других людей, умение детей участвовать в коллективном обсуждении, решать  конфликтные ситуации.  

Для того чтобы поддержать обстановку доброжелательности, взаимопонимания, дружбы,  ребятам была предложена творческая работа «Радуга». Дети делятся на группы. Каждой группе дана часть радуги (семь групп по цветам). Задача каждой группы, придумать пожелание всему классу и классному руководителю. Пожелание должно начинаться на первую букву того цвета который достался группе (например: красный – креативности, оранжевый – оригинальности). Каждая группа начинает свое пожелание со слов: «Мы желаем вам….», и оформляют часть радуги на заранее приготовленный плакат.

Данные занятия могут быть оформлены как программа внеурочной деятельности, или как краткосрочный цикл занятий.

Как отслеживается результат?

Предполагаются тестовые задания в виде проблемных ситуаций, при решении которых дети должны будут использовать полученные  знания, умения, навыки.  

МБОУ Емельяновская СОШ №3

Педагог-психолог Ралько Е.В.

Учитель-логопед Жилкова Н.В.