Оптимизация уровня работоспособности студентов при помощи аппарата аудиовизуальной стимуляции

Мифтахутдинова Дина Ринатовна

Известно, что обучение в техникуме (особенно в начальный период) сопровождается ухудшением состояния организма и повышением тревожности студентов, что обусловлено попаданием человека в новую социальную среду, изменением жизненного уклада, возрастанием учебных нагрузок и многое другое. Данное обстоятельство требует усиления профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение влияния указанных факторов, особенно со студентами, вновь поступившими в образовательную организацию. Одним из перспективных направлений современной психотерапии является физиологически-ориентированный подход, использующий такие технические средства психокоррекции, как аудиовизуальная стимуляция или АВС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya_rabotosposobnosti_avs.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОМОЩИ АППАРАТА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Мифтахутдинова Д.Р.

ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум»

Минобразования Чувашии, г. Канаш

Аннотация

Известно, что обучение в техникуме (особенно в начальный период) сопровождается ухудшением состояния организма и повышением тревожности студентов, что обусловлено попаданием человека в новую социальную среду, изменением жизненного уклада, возрастанием учебных нагрузок и многое другое. Данное обстоятельство требует усиления профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение влияния указанных факторов, особенно со студентами, вновь поступившими в образовательную организацию. Одним из перспективных направлений современной психотерапии является физиологически-ориентированный подход, использующий такие технические средства психокоррекции, как аудиовизуальная стимуляция или АВС.

Ключевые слова: адаптация студентов к условиям профессионального образования, умственная работоспособность, аудиовизуальная стимуляция.

На сегодня одной из важнейших проблем профессионального образования является высокий уровень адаптации обучающихся к образовательному пространству. В первые же дни пребывания в техникуме первокурсник сталкивается с новой структурой учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями. Неизбежно возникают изменения школьного стереотипа учебного процесса, идет активное приспособление, привыкание вчерашнего школьника к условиям образовательной среды техникума. Студенты меняют образ деятельности и мышления, обучаются самостоятельно регулировать свое обучение, нести ответственность за планирование учебы и ее результаты. Особую роль играет проживание в общежитии, когда студент вынужден жить отдаленно от родителей, привыкать к иным бытовым условиям, режиму дня и воспитывать в себе самостоятельную личность.

Молодые люди часто реагируют на все изменения его жизни повышенным уровнем тревоги. Эмоции человека, изначально призванные мобилизировать его организм на защиту, в этом случае чаще подавляются, а со временем могут стать причиной разрушительных процессов в организме и в поведении молодого человека.

Если изменения в психологической структуре личности в процессе адаптации происходят дисгармонично, то говорят о дезадаптации обучающихся, которая может проявляться в отклонениях и нарушениях поведения. О процессе дезадаптации свидетельствуют состояния фрустрированности и подавленности человека, социальная изолированность, неадекватность коммуникативных навыков и поведенческая дезорганизация.

В связи с этим диагностика и адекватная терапия тревожных состояний, оптимизация уровня работоспособности приобретают особое значение в период адаптации студентов в образовательном пространстве техникума. Поэтому остро стоит вопрос о нахождении простых, но эффективных методов психокоррекции и психотерапии, основывающихся на современных достижениях науки.

Одним из таких перспективных направлений является физиологически-ориентированный подход, использующий такие технические средства психокоррекции, как аудиовизуальная стимуляция (АВС), работающая на целенаправленное формирование определенного уровня мозговой активности (активации либо торможения) через светостимуляцию зрительного анализатора с определенной частотой с одновременной стимуляцией слухового анализатора с аналогичной частотой.

Истоки аудиовизуальной (светозвуковой) стимуляции уходят в глубокую древность. Звук и музыка использовались в течение столетий во многих культурах для достижения направленного изменения состояния сознания. Еще Пифагор проводил лечение больных фотостимуляцией, создаваемой вращением с различной скоростью колеса со спицами, расположенного между огнем и пациентом. Аналогично воздействуют шаманы, ритмично ударяя в бубен и двигаясь возле костра. Барабанный бой, многие звуки окружающей среду, такие как ветер, дождь, шум водопада, прибоя вызывают эмоциональные образы и ассоциации.

Аудиовизуальная стимуляция мозга — уникальный метод, применяемый в качестве профилактического средства, обеспечивающего повышение адаптационного резерва механизмов защиты внутренних органов от эмоциональных нагрузок.

В общежитиях Канашского транспортно-энергетического техникума работают комнаты психологической разгрузки, которые созданы для оказания комплексной психолого-педагогической поддержки студентам, помощи в адаптации к новой обстановке, к коллективу, создание комфортных условий для обучения, проживания, решения конфликтных ситуаций, а также организации работы по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.

У всех обучающихся и сотрудников техникума есть возможность пройти сеанс релаксации на аппарате АВС Nova Pro 100. Ежедневно сеансы проходят от 4 до 8 человек. Запись студентов на сеансы проводится добровольно. Длительность одного сеанса на аппарате АВС от 15 до 60 минут в зависимости от выбранной программы и предпочтений обучающихся.

Данные сеансы позволяют осуществлять воздействие на центральную нервную систему и психоэмоциональное состояние человека и уже при втором или третьем сеансе под ведением психолога достигается уровень, при котором, можно ожидать реакции нервной системы.

Положительный опыт применения аппарата аудиовизуальной стимуляции получен при подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства. Уже после первых сеансов участники образовательного процесса отмечают ощущение полноценного отдыха, прилива сил, повышение работоспособности, улучшение концентрации внимания, а также памяти.

Обучающимся, состоящим на учетах различного вида педагогом-психологом предлагается прохождение сеансов на аппарате аудиовизуальной стимуляции еженедельно. Обучающиеся проходят сеансы с большим удовольствием. Огромную поддержку получают студенты, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и подвергшиеся какой-либо агрессии по отношению к себе, либо со стороны взрослых, либо от ровесников. Результатами прохождения сеансов релаксации студентов, состоящих на учетах различного вида, становится уменьшение количества обучающихся, состоящих в «группе риска» и увеличение студентов с благоприятным психологическим статусом, увеличивается позитивное отношение к обучению в техникуме.

Часто участниками образовательного процесса выбирается программа «Энергетическая подзарядка» для улучшения физической работоспособности во время подготовке к занятиям спортом или необходимой физической нагрузке.

Обучающиеся, которые регулярно проходят сеансы на аппарате аудиовизуальной стимуляции, отмечают улучшение настроения, уменьшение агрессивного поведение по отношению к другим участникам образовательного процесса. Сеансы способствуют снижению стрессовых влияний, избавлению от тревожных мыслей, стимулируют процессы внутренней мотивации и саморегуляции, способствуя формированию гармоничной, целостной картины миры.

Одним из эффективных методов работы с инженерно-педагогическим составом и сотрудниками техникума, а также профилактики профессионального выгорания являются сеансы релаксации на аппарате АВС, проводимые педагогом-психологом. В результате посещения кабинета полученный за день стресс и мышечные зажимы снимаются, увеличивается работоспособность сотрудников.

Положительные результаты и позитивные отзывы дают основание для выводов об эффективности проведения данных сеансов в образовательном пространстве техникума.

АВС не имеет абсолютных противопоказаний для применения, вместе с тем необходимо соблюдать некоторые предосторожности при ее использовании.

Поскольку для стимуляции используются мерцающий свет и пульсирующий звук, то некоторыми людьми эти воздействия субъективно воспринимаются как негативные. В этом случае необходимо изменить режим воздействия или отказаться от использования устройства.

АВС не должна использоваться людьми с эпилепсией, психическими расстройствами, отличающимися повышенной фоточувствительностью, страдающими серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при использовании кардиостимуляторов, людьми с наклонностью к развитию инсульта, с серьезными травмами головы в прошлом, находящимися под влиянием алкоголя, психоактивных лекарств.

Литература:

  1. Голуб Я.В., Жиров В.М. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологически-обратной связи. – СПб., 2007.

Электронные ресурсы:

  1. Голуб Я.В. Теоретические основы применения свето-звуковой стимуляции в психосоматической клинике. Кафедра реабилитации и спортивной медицины СПбМАПО. URL: http://zodorov.ru/golub-ya-v-kafedra-reabilitacii-i-sportivnoj-medicini-spbmapo.html 
  2. Сандомирский М.Е. Аудиовизуальная стимуляция в групповой психотерапии // Медицинская наука: материалы республ. конференции молодых ученых Республики Башкортостан. – Уфа, 2003 URL: http://www.mindmachine.ru/forum/viewtopic.php?t=1410