Адаптация в браке. Отношения до и после брака.

Мотигуллина Айсина Айдаровна

Семейно-брачные отношения представляют  собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов  общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни  человек входит в состав множества самых разных групп  –  в  группу  сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы. Включение молодого поколения в культурную традицию делегировано обществу и  государству. Возникшие в связи с этим проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже веков стали не просто актуальной, но  трудно разрешимой проблемой

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970г. каждый 10-й новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец.

     Возросло число разводов, причиной которых, скорее всего, является идеализация друг другом  супругов и неспособность адаптироваться в браке. Так как отношения в паре до заключения законного брака всегда наполнены романтикой, яркими чувствами, искренними желаниями двух влюблённых. Они показывают друг другу лучшие свои качества характера, очень хорошо ведут себя, чтобы понравиться любимому. После свадьбы отношения в паре некоторое время безоблачные и романтичные. Но с течением времени, люди начинают проявлять друг перед другом все свои качества, которые раньше тщательно скрывали. Невозможно каждый день притворяться идеальным и нужно учиться принимать любимого человека со всеми его недостатками. Как же преодолеть эти трудности? Или же можно их избежать? Существуют определённые этапы взаимоотношений мужчины и женщины, пройдя которые, они понимают свои чувства  друг к другу. Сколько должен длиться добрачный период, чтобы жить в браке долго и счастливо?

     Все выше сказанное позволяет нам утверждать, что проблема изучения семьи, брака и адаптации в браке является актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7976.docx72.85 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение

Общая характеристика работы

  1. Теоретико–методологические основания изучения понятий семьи, семейных отношений, ролей и понятия брака.

1.1 Общее понятие  семьи и  брака.

1.2.   Формы и функции семьи.

1.3  Ролевая структура семьи или семейные роли, семейные отношения.

1.4 Жизненный цикл семьи. Добрачный период.

1.5  Начальный этап. Проблемы в семейных отношениях.

1.6 Адаптация в браке.

 

 Введение.

Семейно-брачные отношения представляют  собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов  общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни  человек входит в состав множества самых разных групп  –  в  группу  сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы. Включение молодого поколения в культурную традицию делегировано обществу и  государству. Возникшие в связи с этим проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже веков стали не просто актуальной, но  трудно разрешимой проблемой

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970г. каждый 10-й новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец.

     Возросло число разводов, причиной которых, скорее всего, является идеализация друг другом  супругов и неспособность адаптироваться в браке. Так как отношения в паре до заключения законного брака всегда наполнены романтикой, яркими чувствами, искренними желаниями двух влюблённых. Они показывают друг другу лучшие свои качества характера, очень хорошо ведут себя, чтобы понравиться любимому. После свадьбы отношения в паре некоторое время безоблачные и романтичные. Но с течением времени, люди начинают проявлять друг перед другом все свои качества, которые раньше тщательно скрывали. Невозможно каждый день притворяться идеальным и нужно учиться принимать любимого человека со всеми его недостатками. Как же преодолеть эти трудности? Или же можно их избежать? Существуют определённые этапы взаимоотношений мужчины и женщины, пройдя которые, они понимают свои чувства  друг к другу. Сколько должен длиться добрачный период, чтобы жить в браке долго и счастливо?

     Все выше сказанное позволяет нам утверждать, что проблема изучения семьи, брака и адаптации в браке является актуальной.

    Цель исследования: Выявить отличия отношений между супругами до брака и после брака.

    Объектом исследования является семья, брак и семейные отношения, предметом является влияние брака на отношения.

     Гипотеза исследования:  Существует тенденция изменения отношения между супругами  после вступления в брак.

    В соответствие с целью и выдвинутыми предположениями, решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:

  1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть проблему семьи и семейных отношений.
  2. Выявить отличия между отношениями в добрачном периоде и  на начальном этапе супружества.
  3.  Рассмотреть способы адаптации в браке.
  4.  Исследовать проблемы после брака, кризисные периоды.

ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И БРАКА.

1.1 Общее понятие о семье и о браке.

      Брак  и  семья  —  общественные  формы  регулирования  отношений  между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Брак—  особый социальный институт,  исторически  обусловленная,  социально  регулируемая  форма  отношений  между  мужчиной  и  женщиной, устанавливающая их права и обязанности по  отношению друг к другу и к их детям [10 ]. Брак является основой формирования семьи.

Семья  —   малая  социальная  группа,  важнейшая  форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе  и  ведущими  совместное  хозяйство  [20].  Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).

    Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий  аффективный тон ее  мироощущения.  Любовь и  брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности  жизнью.  Люди,  состоящие  в  браке,  оказываются  счастливее одиноких  людей.  Согласно  М.  Аргайлу  [1990],  удовлетворенность  браком определяет  общую  удовлетворенность  жизнью  и  состояние  счастья.  Результаты  проведенных  в  США  58  исследований  обнаруживают  корреляцию между  переживанием  субъективного  благополучия  и  супружеством  в противоположность  одиночеству на уровне  статистической значимости.[22] 

    Мотивация вступления в брак. С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех,  кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов,  максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных.  Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.[17].  «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья,  лишенная этой здоровой центростремительности,  растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и "семейных сцен", есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного "неудачничества"» (Ильин И. А., 1993). [4]

    И.С. Кон [1988] провел анализ работ, посвященных проблеме культуральных и исторических особенностей семьи и ее развития, с целью выделения критериев, позволяющих отличить собственно семью от группы, включающей несколько генераций, в том числе и объединенных родственными узами, т.е. от «не-семьи». Вывод, к которому пришел исследователь,  оказывается  весьма прозаичным:  критерием  дифференциации   семьи  от  «не-семьи»  является  совместное  проживание  и  ведение  совместного  хозяйства. Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как социального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет  известную  стабильность  структурно-функциональных    характеристик семьи.[18]

1.2 Формы и функции семьи.

Можно  выделить   три   исторических   типа   семьи   [8]: патриархальный  (традиционный),  детоцентристский  (современный),  супружеский  (постсовременный).

Патриархальный  тип  семьи  базируется  на  двух  основных  принципах: жесткой  половозрастной  субординации  и  отсутствии личностной  избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания.  Отражение патриархального  способа  организации  семейных  отношений  мы  видим,  на- пример,  в  патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости  института «сватовства» как способа вы- бора брачного партнера;  «двойной морали» для мужа и жены при определении  допустимости  добрачных  и  внебрачных  сексуальных  отношений. Что касается детско-родительских  отношений, то, по словам Н.И. Костомарова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений.

Детоцентристский  тип  семьи  основан на приоритетности   ее воспитательной функции, относительном  равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание   и  доверие  становятся  ядром  отношений  мужа  и  жены. Воспитание  детей  —  главный  смысл  жизни  семьи.  Детоцентристская   семья — малодетная. Время рождения и количество детей планируется супругами,  репродуктивный   период  ограничивается   малым  сроком  (5—10  лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и  привязанность  составляют  непременную  характеристику   детско-родительских  отношений.  «Ребенку  —  лучшее»  —  девиз детоцентристской   семьи. Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование  детским   прихотям,    «заласкивание»     ребенка   и   чрезмерное   следование родительскому  долгу, ограничивающее  свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся  на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный  тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии  каждого из супругов  (и детей!)  как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных  отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи. По мнению С.И. Голода [1995], супружеская семья характеризуется  двумя отличительными  признаками:

  1) неинституциональностью    характера   связи   супругов   и   симметричностью    их прав и обязанностей;

 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор. [11]

   Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения  ролей,  главенства  и  характер  взаимодействия;   профессиональная   занятость  и  карьера  супругов;  социальная  однородность;  ценностная  направленность  семьи;  особые  условия  семейной  жизни;  характер  сексуальных отношений.

В зависимости от состава   семьи  выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально  неполную семьи.

Нуклеарная  (ядерная) семья — это супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается  супругами. Нуклеарная семья  —  типичный  вид  семьи  XX  в.,  сменивший  патриархальную  семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объединенных общностью территориальной и экономических интересов.

Расширенная  нуклеарная  семья  —  нуклеарная  семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия)  родственниками  (сиблинги  супругов,  дяди  и  тети,  т.е. сиблинги прародителей, и т.д.).

Неполная семья — семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов.  Типичный вариант неполной семьи  — это мать с ребенком  (детьми).  Характер  функционирования  неполной  семьи  в  значительной  степени  зависит  от  причины  отсутствия  второго  супруга.  Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль, роль «кормильца», и принимает участие в материальном обеспечении детей. Однако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви,  в то время  как  разведенный  в  большинстве  случаев  подвергается  открытому  или молчаливому  осуждению,  а  его  встречам  с  ребенком  мать  нередко  чинит препятствия. Еще одним видом неполной семьи является «материнская семья», в состав которой входят мать и ребенок, (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный вариант неполной семьи — это вариант семьи без отца.  Неполная семья в силу  ролевой  перегрузки  оставшегося  ее  члена  должна  быть  включена  в группу  риска.

Функционально  неполная  семья  —  нуклеарная  семья  (полная  по  формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих   семейных   ролей,   могут   быть   различны. Люди  определенных  профессий,  сопряженных  с  длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, проводники), вахтовым  методом  труда  (нефтяники,  строители,  полярники),  нестандартным и «рваным» временным графиком и высоким уровнем эмоциональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи «скорой помощи» и больниц, учителя), не всегда могут в полной мере реализовать себя в жизни семьи. Функционально неполная семья также должна  быть  отнесена  к  группе  риска,  а  психологическая  помощь  ей  направлена на разумное планирование функциональных обязанностей и поиск путей гармоничного сочетания самореализации личности в профессиональной деятельности и семье.

Смешанная семья  —  семья,  в  которой  место одного (или  обоих)  супругов  занимает  другой  член  семьи.  Примером  может  быть  семья,  включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в  разводе  и  каждый  проживает  отдельно,  или  семья,  в  которой  тетя  одна воспитывает племянника, и т.д.

    В  зависимости  от  семейного   стажа   супружеской    жизни    выделяют: семью молодоженов(семья «медового месяца»); молодую семью      (от полугода—полутора   лет до рождения  детей); семью, ждущую  ребенка;  семью среднего  супружеского   возраста  (от 3 до 10 лет совместного  проживания); семью  старшего  супружеского   возраста  (10—20  лет супружеского стажа)   и,   наконец,   пожилые   супружеские   пары  (супруги,   воспитавшие взрослых  детей,  создавших  собственные  семьи,  и  реализующие  в  настоящем семейные роли бабушек и  дедушек)  [10].

   В зависимости от количества   детей  семьи подразделяются на бездетные, однодетные, малодетные и многодетные. 

     Бездетными считают семьи,  в  которых  в  течение  8—10  лет  после  заключения  брака  при  условии фертильного возраста супругов не появляется ребенок.  Причинами отсутствия детей  в семье могут быть как медико-биологические факторы, так и нежелание иметь детей.  

     По  месту  проживания  выделяют  городские,  сельские  семьи и семьи,  проживающие в отдаленных районах. 

     Различаются они стилем жизни, семейным укладом,  характером социальной  занятости супругов и ролевой структурой,  уровнем  и  образом  потребления,  наконец,  характером  осуществления воспитательной функции. Например, семьи, проживающие в отдаленных  районах,  бывают  вынуждены  отправлять  своих детей  на учебу  в школы-интернаты,  что влечет за собой  продолжительную  разлуку с родителями и депривацию родительской заботы и протекции.

Критерий  типа   проживания  позволяет  выделить патрилокальную, матрилокальную  и  неолокальную  семьи.  

Патрилокальный  тип  семьи  определяет  место  жительство  жены  в  доме  мужа  после  замужества.  Матрилокальный характеризуется проживанием семьи в доме жены.  В наше время наиболее распространенным является неолокальный тип проживания, при котором нуклеарная семья  стремится  к отдельному от родителей и других родственников проживанию.  Сегодня все чаще стала встречаться еще одна форма  проживания  супругов  —  годвин-брак, предполагающий  раздельное проживание супругов. Такой тип брака получил название по имени одного из активных сторонников такой формы проживания — У. Годвина, утверждающего,  что  совместное  проживание  супругов  есть  зло,  препятствующее полному  личностному  развитию  каждого  из  них  в  силу  различий  их  потребностей, интересов и склонностей [16].

   Функции семьи.

    Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова,[9] являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к  жизни,
восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета,
организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

 коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

    М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье [6].

      Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп.[14]

Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерархическую структуру.  Иерархия  функций определяется  историей семьи как социально-культурного  института и историей конкретной семьи.  Меняется она в зависимости от исторического периода,    социокультурного    окружения и от стадии жизненного цикла семьи.[12]

    1.3  Ролевая структура семьи или семейные роли, семейные отношения.

Основными   параметрами   ролевой   структуры   семьи  являются   характер главенства,  определяющего  систему отношений  власти  и  подчинения,  т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами,  которые  решает  семья  на данной  стадии  своего  жизненного цикла.

Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. Например, после рождения детей центральное место в семье занимает воспитательная функция, а ценность родительства становится ведущей. Сравнение приоритетности ценностей у молодоженов и лиц, вступающих в брак, обнаружило значимые различия: у лиц, вступающих в брак, ценности имеют чет- кую семейно-бытовую направленность, а у благополучных молодоженов наблюдается  сбалансированность ценностей  семейных  и  связанных  с профессиональной деятельностью супругов  [15].  

Роль—  это  нормативно  одобряемая  модель  поведения,  ожидаемая  от человека,  занимающего  определенную  социальную  позицию  и  позицию  в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной деятельности  [3].  

Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей,  так и  их исполнения.  Важны также  контроль  за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного  воздействия  на  члена  семьи,  не  выполняющего  свою  роль.  Степень принятия  членом  семьи  своей  семейной  роли  определяет  эффективность ее выполнения и, как следствие, успешность функционирования семейной структуры в целом.

В  ролевой  структуре  семьи  выделяют  план  конвенциональных  и  план межличностных  ролей.

   Конвенциональные  роли  предписаны  социокультурным  окружением, стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи,  представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации,  регулируемых  правом,  моралью,  традициями.            Межличностные  роли индивидуализированы,   определяются  конкретным  характером  межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.

Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:

•ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых од- ним человеком, так и семьей в целом;

• выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей личности в рамках семьи;

•принятые  роли должны  соответствовать  возможностям  личности, нельзя  допускать  «ролевой  перегрузки»;

•выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи.

Конвенциональные роли могут быть классифицированы по различным основаниям. Типология семейных ролей в соответствии со статусом родственных отношений включает роли мужа, жены, родителей — матери и отца, детей —  сына и дочери,  сиблингов —  брата и сестры,  прародителей —  бабушки и дедушки и пр. Подчеркнем, что набор прав и обязанностей в соответствии  с  родственным  статусом  определяется  историческими,  культурными, этническими особенностями семьи и значительно варьируется в зависимости от перечисленных факторов.

В основу классификации ролей Ф.  Ная  [Nye,  1976]  положен функциональный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей: «кормилец» семьи, хозяин (хозяйка) дома, ответственный за уход и воспитание младенца, воспитатель детей, сексуальный партнер,  «семейный психотерапевт», несущий ответственность за поддержание родственных связей, организатор досуга и развлечений (рекреационная функция семьи), организатор  семейной  субкультуры.  При  распределении  конвенциональных  ролей наблюдается поло-ролевая дифференциация, которая определяется особенностями представлений супругов о ролях мужчин и женщин в обществе и семье,  особенностями поло-ролевой идентичности и реальным распределением ролей в семье между супругами [2].

  К семейным ролям относятся роли ответственного за поддержание родственных связей,  организатора досуга и семейной  субкультуры.

  Роль ответственного за поддержание  родственных связей предполагает лидерство в организации общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках, осуществление необходимой материальной и психологической  поддержки нуждающимся  членам расширенной   социального контроля. Традиционно эту роль исполняла жена, сейчас нет четкого приоритета, принятие этой роли определяется характером родственных отношений и личностными особенностями членов семьи.

   Роль   организатора   семейного   досуга,   реализующего   рекреационную функцию семьи, направлена на планирование и проведение выходных дней и отпусков. Важность этой роли возрастает в современной ситуации дефицита межличностного  общения  в  семье.  Организация досуга  способствует либо сплочению, либо деструкции семьи. Принятие и исполнение этой роли  определяется  личностными  качествами  супруга  (активностью,  компетентностью, организационными способностями).

   Роль организатора, творца семейной субкультуры, своеобразного духовного лидера семьи, определяющего ее интересы, культурные запросы, увлечения,  возникла  относительно  недавно  и  отвечает  функции духовного  общения  и  обеспечения  условий  для  культурного  роста  членов  семьи.  Как правило, эту роль принимает на себя наиболее компетентный и заинтересованный член семьи. Исполнение ролей организатора семейного досуга и организатора  семейной  субкультуры  достаточно  часто  совмещает  один  член семьи в силу их содержательной близости. Семейная культура включает ритуалы  и  обряды  жизненного  цикла,  сопровождающие  основные  семейные события  (помолвка,  свадьба,  рождение  детей,  похороны  и пр.).  Семейная праздничная культура — новогодние обряды, празднование дней рождения, юбилеев,  других  знаменательных  дат  семейного  календаря  —  имеет  ритуально-игровой характер, определяет историю семьи, выполняя функцию ее интеграции и укрепления сплоченности, обеспечивает формирование ее самосознания. Семейный этикет регламентирует поведение членов семьи, задает его нормативность. Особенность его — в сочетании свободы поведения («фамильярности») и высокой устойчивости моделей поведения, обеспечивающих возможность  предвосхищения  поведения членов  семьи  и  согласованность их действий без жестких ограничений  [19].

  Межличностные   роли  определяют   характер   межличностного    взаимодействия,  включая  роли  покровителя,  опекуна,  опекаемого,  друга,  сексуального партнера.

  Типичной проблемой ролевой структуры современной семьи, где оба супруга работают, является ролевая перегруженность и дилемма идентичности работающей женщины. Сущность такого ролевого конфликта в несовместимости ролевых ожиданий и невозможности выполнения субъектом, занимающим определенный социальный статус, предписанных и принятых им ролей. Причина возникновения ролевого конфликта работающей женщины связана с невозможностью успешного выполнения ею большого количества ролей — семейных и профессиональных — в силу противоречивости,   предъявляемых  к  ним  требований;  отсутствием  необходимых физических ресурсов для полноценного выполнения ролей; чрезмерностью требований к выполнению ролей, устанавливаемых самой женщиной [2; 7].

     Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного  и  операционно-технического   компонентов  ролевого  поведения; конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли [25; 1].

     Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи каждого из супругов. Можно выделить два возможных типа воздействия этого фактора на принятие и исполнение роли:

1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характера  распределения семейных   ролей  и  исполнение  усвоенных  ролей  в  той форме, в какой они исполнялись в родительской семье;

2) отвержение семейного уклада родительской семьи.  Одной из причин отвержения  может стать неблагополучие  детско-родительских   отношений  в  семье  одного  из супругов.

Принятие  семейных  ролей  в  значительной  мере  определяется  также влиянием особенностей мотивационно-потребностной  и ценностно-смысловой сфер членов семьи, а также личностных их особенностей, например зависимости/автономии  в принятии решений.

Серьезным  фактором,  в  значительной  мере  определяющим  характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоотношения  в  собственной  семье  супругов.  Модель отношений  с  братьями и сестрами,  позиция  в  этих  отношениях  с  легкостью  переносится  на собственного супруга и детей, определяет претензии на лидерство, отношение к вопросу о власти, сотрудничестве, кооперации, соревновательности.

  Репертуар  усвоенных  в  детстве  и  подростковом  возрасте  межличностных ролей и опыт их исполнения переносится супругами в свою семейную жизнь,   определяет   характер   межличностного   взаимодействия   [23].

         Семья  включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских  отношений.  Между  супружеской  и детско-родительской  подсистемами   существуют   взаимосвязи   и   взаимообусловленность.    Когда   в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из  подсистем.  Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной  перестройки  семейного  руководства,  перераспределения  семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения. Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу  функционирования  и  развития  семьи (Эпштейн 1978). [12]

    1.4 Жизненный цикл семьи. Добрачный период. Отношения после брака.

По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и МакГолдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

-внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

-семья молодоженов;

-семья с маленькими детьми;

-семья с подростками;

-выход повзрослевших детей из семьи;

-семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

молодые браки — от 5 до 9 лет;

средние браки — от 10 до 19 лет;

пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями, воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) [14]

  Обзор существующих периодизаций жизненного цикла семьи  позволяет заключить, что все они основаны на критерии изменения места детей в семейной структуре и реализации супругами воспитательной функции. Э.К Васильева выделяет пять стадий жизненного цикла семьи, на каждой из которых решаются свои специфические задачи ее развития. Первая — возникновение семьи  до  рождения  первого  ребенка;  вторая  —  рождение  и  воспитание  детей —  завершается  началом  трудовой деятельности хотя бы одного ребенка. Третья  стадия  связана  с  окончанием  выполнения  семьей  воспитательной функции от начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента, пока на попечении родителей не останется ни одного из детей. На четвертой стадии взрослые дети проживают вместе с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи. Наконец, на завершающей, пятой стадии супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

   Р.  Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем; после рождения детей, их воспитания; воспитания  детей  старшего  школьного  возраста;  отделения  детей  от  родителей  и воспитания внуков.

   В периодизации В. Баркаи мы видим аналогичную последовательность стадий: семья без детей; семья с детьми раннего возраста; семья с детьми, посещающими детский сад; семья с детьми школьного возраста; семья, в которой дети приобрели частичную самостоятельность;  наконец, семья, которую оставили дети.

  В периодизации Хилла стадию монады сменяют стадии вступления в брак, рождения ребенка, проживания с ребенком до подросткового возраста, стадия  «вылета птенцов из гнезда», стадия смерти одного из супругов и вновь стадия монады.

   Несколько в меньшей степени значение воспитательной  функции  семьи  находит  свое  отражение  в  периодизации М. Эриксона,  где жизненный цикл  семьи составляют периоды ухаживания, брачного поведения, рождения ребенка и взаимодействия с ним, зрелого брака, отлучения детей от родителей, пенсии и старости.

Необходимо выделить  жизненный цикл семьи, в основе которого лежит периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик (Carter, McGoldrick,  1988). [12]

 Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи:

1) жизненные цели;

 2) задачи, реализуемые для достижения этих целей;

3) состав;

4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы. Последний критерий, по нашему мнению, является не чем иным, как нормативным кризисом семьи, поскольку переход на новую стадию в первую очередь требует перестройки всей  семейной системы. Существуют два сценария развития семьи на каждой из стадий жизненного цикла: сценарий благополучия, предполагающий успешное разрешение супругами стоящих перед ними задач, и сценарий неблагополучия, деструктивного развития семьи, вызванного ее неспособностью  разрешить  эти  задачи.  Между  этими  двумя  крайними вариантами — континуум индивидуальных траекторий развития семьи, определяющих степень ее гармоничности и эффективности функционирования.  Решение задач каждой последующей стадии определяется  успешностью   решения  задач  стадии  предыдущей  при  наличии  между  ними преемственности и взаимосвязи.

   Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми  взрослого  статуса и их  отделения  («птенцы  покидают родное гнездо»), период жизни  после  отделения детей.  Даже  простое  перечисление  стадий жизненного  цикла семьи убедительно  свидетельствует о  том,  что  важнейшей стержневой функцией современной семьи признается функция родительства и воспитания детей. Стаж супружества не определяет стадию жизненного цикла семьи.  Переход семьи на качественно новую стадию своего развития определяется решением задач рождения и воспитания детей.

   Добрачный  период  (молодой  взрослый  вне  брачного  союза), или «время  монады». Целью этого периода является достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи этого периода:

  1. эмоциональная дифференциация Я  от семьи  родителей,  автономизация личности, приобретение независимости;
  2. развитие  интимности  межличностных  отношений  (по  Э.  Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;
  3. становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью  решения  указанных задач.  Если задачи  не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.[12]

    Существует также период предбрачного ухаживания. Предбрачное ухаживание - это важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С. В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.

1. На протяжении всего ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.

2.        Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе
совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят
друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению С. В. Ковалева, следует обратить внимание на:

  • особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;
  • способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;
  • подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных
    семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания — проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

3.        Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного
ухаживания — это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи. [4]

Факторы, влияющие на прочность брачного союза.

•Продолжительность периода ухаживания до заключения брака. Трудно говорить об оптимальном времени, поскольку решающее значение имеет не продолжительность   общения,  а  качество  отношений,  их  интенсивность   и содержание,  насыщенность  жизненно  важными  событиями  предбрачного периода,  т.е.  психологическое   время  знакомства.  Статистические   расчеты показывают, что, как правило, оптимальный период ухаживания составляет примерно  1—1,5  года.  Период  ухаживания  свыше  трех  лет  до  заключения брака приводит к снижению устойчивости брачного союза.

•Инициирование брачного    союза. Прерогативу  здесь традиционная  точка зрения отдает мужчине. Действительно,  в патриархальном  обществе ситуация складывалась именно таким образом  —  в отличие от реалий сегодняшнего  дня,  когда  женщина  все  более  утверждает  свое  равноправие  с мужчиной,  в частности и в семейно-брачных  отношениях.  В  наше  время трудно согласиться  с  мнением  о прерогативе мужчин и  в  силу тендерных особенностей стратегии выбора брачного партнера. Представляется необходимым различать реального инициатора заключения брачного союза, которым в равной мере могут быть как мужчина, так и женщина, и партнера,  вербализующего,   «озвучивающего»   брачное  предложение,—   эта роль  в  нашей  культуре  в  большинстве  случаев  действительно  отводится мужчине. Вместе с тем в современном обществе все в большей степени легализуется право женщины на инициативу в создании брачного союза.

•Время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки (когда официальное согласие партнеров на брак уже дано, но само его заключение  отложено  в  связи  с  необходимостью   завершения  образования, достижения необходимой ступени социальной и статусной зрелости и пр.).

•Ситуация  оформления  брака.   Здесь  необходимо  учитывать  фактор

«вынужденности»  его заключения и стоящие за ним мотивацию и личностный смысл для каждого из партнеров. Специального внимания заслуживает ситуация ожидания ребенка, стимулирующая  заключение брака, однако воздействие ее на развитие семьи носит неоднозначный  характер, часто выступает как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращает продолжительность   стадии  «семья  без  детей»  и  ограничивает  во  времени период взаимной адаптации и формирования  семейной системы. К воздействиям  «вынужденного»   фактора заключения брака относят также переезд на постоянное или временное место жительства одного из партнеров; уход в  армию  молодого  человека,   когда  брак  выступает  гарантией  верности партнеров; резкое изменение уровня и образа жизни, при котором заключение брака является единственно возможным способом сохранить прежний уровень отношений.

• Отношение  родителей  к партнеру  (положительное,  отрицательное,  амбивалентное, индифферентное). Специфической    культуральной  особенностью  российского  общества  является  характер  отношения родителей молодого  человека  к  его  потенциальному   брачному  партнеру,  обусловленное значительной зависимостью (экономической,  территориальной,  психологи- ческой, эмоциональной)  поколения двадцатилетних  от родителей.  Психологическая задача молодого взрослого в предбрачный период состоит в том, что он должен приобрести степень автономии, необходимую для создания собственной семьи, и в то же время перестроить отношения с родителями, сохранив взаимное доверие и близость. В некоторых культурах делается попытка решить эти две во многом противоположные  задачи — отделения молодого взрослого и сохранения близости с родителями — через предоставление  родителям  права  самим  избирать  брачного  партнера  своему  ребенку. Немалое значение для решения таких задач новой семьи, как установление системы отношений с расширенной семьей, принятие прародителей в роли бабушек  и дедушек, реализация задач  заботы  и  ухода за  прародителями   и пр., имеют особенности отношения родителей к потенциальному  брачному партнеру их ребенка и перспективам заключаемого брака.

•Особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров заключить брак.

•Переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных  и фрустрирующих   событий  (смерть близкого  человека,  конфликты и серьезные неудачи в профессиональной  и учебной деятельности и пр.)

     На второй стадии на смену осознанию отношения «Я и Ты» приходит осознание нового качества отношений  —  «Мы».  Завершение  «медового месяца»  знаменует собой начало перестройки  прежних  отношений  близости  и  интенсивности  переживания чувства любви и обращение к решению всего спектра задач данной стадии. Именно  тогда  молодая  семья  особенно  сенситивна  к воздействию  стрессоров. Нередко браки распадаются, что свидетельствует как о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи, так и о недостаточной психологической  готовности  молодых  супругов  к  их  решению,  обусловленной  низкой эффективностью решения задач предшествующей стадии, в частности сохранением эмоциональной, поведенческой, ценностной зависимости от родителей,  отсутствием  экономического  самостоятельности  молодой  семьи  и  т.д. [12]

    1.5 Начальный этап. Проблемы в семейных отношениях.

В первые годы брака (в особенности, если период предбрачного знакомства был коротким) могут играть негативную роль последствия такого специфического для предбрачных отношений искажения восприятия, как идеализация партнера. М. А. Абалакина (1987) считает, что существуют три точки зрения на проблему идеализации партнера:

1.        Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. В дальнейшем все это при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом нового, уже более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

2.        Другую точку зрения на роль идеализации в предбрачных отношениях можно назвать конструктивной. Она заключается в том, что идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяя для него некоторую, условно говоря, «зону ближайшего развития» — кем он может стать.

3.        Третья точка зрения — в рамках гуманистической психологии, наиболее четко изложена в работах А. Маслоу (1970, 1975). По его мнению, у самоактуализирующихся личностей, то есть личностей, достигших самого высокого уровня развития — уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражены спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна самоактуализирующимся личностям вовсе. Несомненно, что личностные характеристики опосредуют степень идеализации. [4]

  Студенты выдвигают гомогенные (совпадающие) социальные требования к будущему супругу или супруге: ум, интеллект. Затем идут универсальные общечеловеческие нравственные ценности: доброта, порядочность, надежность, верность и любовь к детям, преданность семье, скромность, терпеливость.

Весьма показательны результаты, полученные при опросе пар, подающих заявления на регистрацию брака впервые (возраст от 21–29 лет). Анкеты жених и невеста заполняли отдельно друг от друга.(Гурко Т.А. Указ. соч., с.49)  Только у 20% вступающих в брак молодых пар оценки характера друг друга взаимоположительные. Больше половины женихов и невест еще до брака не удовлетворены характером друг друга. Вместе с тем, будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере. 

   Сравнительные исследования мотивов вступления в брак у молодоженов и молодых супругов показывает, что у значительной части супругов быстро убывает чувство любви, дружбы и даже желание иметь семью. [24]

Мотивы

Вступающие в брак 

Молодые супруги 

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Любовь

91,6

97,4

71,7

75,4

Желание жить вместе с надежным другом

95,4

97,8

52,8

60,0

Желание иметь рядом заботливого и нежного человека

89,7

95,0

31,1

39,4

Желание иметь свой очаг и быть самостоятельным

83,8

87,8

52,3

51,1

Желание материально обеспечить себя

60,4

65,9

22,0

21,0

Желание узаконить интимную жизнь

64,9

63,1

23,9

26,2

Желание достичь положения семейного человека

44,1

41,3

9,3

9,5

Выполнение данного 

 

обещания

44,3

38,6

12,9

9,9

Ожидаемый ребенок

41,2

41,5

21,0

26,2

Боязнь одиночества

22,3

23,6

7,8

12,2

Желание родителей

21,7

22,6

5,5

6,9

Практика семейной жизни резко меняет мироощущение молодых супругов по сравнению с добрачным периодом. Самое большое разочарование испытывают и мужчины и женщины относительно проявлений заботливости и нежности со стороны партнера. Оказывается, это самые дефицитные свойства во взаимоотношениях молодых супругов.

Менее 10% респондентов обоего пола после заключения брака выразили желание иметь статус семейного человека. [26]

1.6  Адаптация в браке.

  Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. По определению И. В. Гребенникова, адаптация — это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.

Психологическая сущность взаимной адаптации заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения [13]. Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.

Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентации, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями [9].

Некоторые исследователи выделяют первичную и вторичную (негативную) адаптацию, соответственно, по первым двум стадиям жизни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам [13].

Первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза (скрытых для сознания), в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семей-но-родительский и интимно-личностный.

Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него преимущественно как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в семье — это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз нравственно-психологический — желая найти верного друга и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как на союз семейно-родительский, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей, или как на союз интимно-личностный — стремясь найти желанного и любимого партнера по любви.

Следовательно, чтобы семья была благополучной, эти представления должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого супруга, и наоборот.

Если один супруг считает главной одну из них, а другой — другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы. ( Андреева)

   Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии,   любви,   дружбы   и   уважения   друг   к   другу.   Брачная   адаптация включает:  

1) адаптацию к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности;

 2) адаптацию к потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга;

 3) адаптацию к индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнера;

4) адаптацию к профессиональной деятельности партнера;

 5)  сексуальную адаптацию партнеров  [21].

Вывод.

Отношения мужчины и женщины, семья, семейная жизнь  и семейные отношения – это  не очень просто. Это объяснятся тем, что уровень подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков. 
Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности,  наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака.

  Социально-психологические факторы играют большую роль в семье. Супруги  предъявляют друг другу высокие требования. Стабильность брака во многом зависит от реально складывающихся отношений в семье. Взаимная любовь, как определяющий мотив заключения брака, не может сама по себе быть гарантией семейного благополучия. Если хозяйственные, бытовые и другие отношения супругов складываются неблагополучно, любовные чувства утрачиваются.

   Неподготовленность и даже нежелание многих женщин хорошо организовать ведение домашнего хозяйства, самооправдание со ссылкой на занятость вызывают напряженность во взаимоотношениях между супругами. 

    Часто мысль о разводе у мужчин связана с неопрятностью жен, неумением вести домашнее хозяйство, ухаживать за ребенком, безразличием жены к своей внешности. Не налаженные бытовые условия, беспорядок в квартире, нерациональное ведение домашнего хозяйства, неряшливость ведут к дезорганизации семейной жизни. Такая атмосфера губительно сказывается на воспитании детей, уродует их характер, не способствует организованности, четкости, трудолюбию, что в дальнейшем влияет на выполнение человеком его обязанностей как члена общества.

    В семье человек должен отдыхать, воспроизводить свои силы. Семья должна обеспечить каждому своему члену физическую и эмоциональную разгрузку, психологический отдых. Роль женщины в решении этой задачи весьма существенна.

  Однако рекреационную функцию обеспечивает далеко не каждая семья. Приходится слышать: «Я на работе отдыхаю от дома». Такое парадоксальное утверждение неслучайно: оно свидетельствует о большом психологическом напряжении в семейных отношениях. Супруги бывают поразительно неграмотны в психологической стороне своих взаимоотношений.

  По мнению многих женщин, их мужья плохо справляются с обязанностями мужчины в семье. Хотя в подобных оценках отражены действительные недостатки в поведении многих мужчин в семье, женская критика нередко излишне преувеличена и резка. 

  В сфере семейных отношений отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в характерах супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений.  Для семей, в которых супруги склонны к частым отрицательным оценкам друг друга, характерны хроническая раздражительность, озлобленность, ущемленное чувство достоинства. 

Брачный период самый важный для семьи. Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек).  В добрачный период необходимо  адекватно воспринимать характер  будущего супруга, понимать, что никто не идеален.

Также перед заключением брака необходимо « выявить собственное Я», т.е постараться приблизиться к своему внутреннему существу (К.Роджерс «Психология супружеских отношений, с. 258), чтобы понять значимость супружества для себя.

Чтобы избежать острых кризисов в семейных отношениях, нужно вместе развиваться духовно, приобретать общие ценности, учиться понимать друг друга и прощать.

Литература.

  1. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.
  2. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отноше- ний супругов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 2. С. 44—53.
  3. Андреева        Г.М.        Психология        социального        познания.        М.,        2000.
  4. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
  5.  А. И. Микросоциология семьи (методология структур и процессов). Учебное пособие для вузов. М: Издательский Дом «NOTA BENE», 1998.
  6. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  7. Гаврилица  О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4.
  8. Голод СМ. Моногамная семья: кризис или эволюция?//Социально-политическийжурнал.1995.  №6.
  9. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.
  10. Зацепин В.И. Молодая семья. Киев, 1991.
  11. ЗдравомысловаОМ.Психологическиеисоциально-культурныефункциисемьи//Эволюциясе-  мьи и семейная политика в СССР. М., 1992.
  12. Карабанова О.А.Психология     семейных    отношений     и  основы    семейного     кон- сультирования:     Учебное   пособие.   — М.: Гардарики,    2005.  — 320  с.
  13. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
  14. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.; Воронеж: Московский пси-
    холого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.
  15. Олейник ЮЛ. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический жур- нал. Т. 7. № 2.1986.
  16. ОщепковаА.П.,ЭпштейнМ.З.Томскаясемья:особенностиееразвитияиформированиянравст- венной культуры личности. Томск, 1995.
  17. Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., 1983.
  18. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. М, 2001.
  19. Разумова И.А  Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000
  20. Соловьев НЯ. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977.
  21. Сысенко В А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.
  22. ХолмсТ.Х.,РазР.Оценочнаяшкалаобщественнойприспособляемости//Журналпсихосомати-  ческих исследований. 1967. Т. 2.
  23. Черников A.S. Введение в семейную психотерапию. М, 1998.
  24. Черняк Е.М., Захаркин В.И. Семья рабочего. — М.,1987, с.41 
  25. Эйдемиллер Э.Г., Юстщкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
  26.  http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=1573